October / Октябрь (2018). Рецензия Pol’a.
На ступеньках дома сидят двое – он и она – Сын и Мать. Восхищенный взгляд Матери устремлен на Дэна и, как бы, удивленно спрашивает: «Господи! Прошло столько лет, а ты все еще любишь её?!» Глаза Дэна излучают спокойное счастье от того, что ему досталось жасминовое дерево – цветущее один день в году, ставшее надеждой на спасение и символом памяти о Шиули, навсегда поселившейся в его сердце.
Фильм оказался очень неоднозначным. Самый запоминающийся комментарий, который довелось прочитать, был примерно такой: «Что я только что смотрел(а), что это было?» И на самом деле – что?
«Это не любовная история, а история о любви». Так утверждает слоган фильма. И я, пожалуй, соглашусь с этим. На протяжении всего фильма вы не увидите пылких взглядов, мимолетных улыбок, заигрываний, ухаживаний, не услышите слов о любви. Но вы обязательно почувствуете ее присутствие, при этом, совершенно непроизвольно возникнет вопрос – а когда она возникла, где тот поворотный момент в отношениях главных героев — Дэна и Шиули? А его просто не было, он так и не успел случиться. И в этом заключается особый трагизм истории, переданный невероятно пронзительно. Сразу после просмотра на меня обрушился невероятный шквал эмоций. Очень хочу, но не могу найти правильные слова, чтобы описать это оглушающее состояние.
Фильм долго не отпускает, воспоминания пытаются вернуть к месту событий, вызывая при этом чувство огромной грусти и мягкого теплого света. Безумно красивая МУЗЫКА долго продолжает звучать в ушах, целый рой мыслей крутится в голове. Это невероятное и восхитительное ощущение! Это тот редкий случай, когда сразу же хочется повторить (да и «накатить» тоже, ей-богу!), окунуться снова в эту зыбкую атмосферу, ощутить нюансы и восхититься ИГРОЙ .
Дэн (Варун Дхаван) – молодой человек, примерно двадцати лет, стажер в отеле Radisson. Он горячий и раздражительный, самоуверенный и немного ленивый, именно такой, какой бывает юноша в этом возрасте. Он видит свою задачу в том, чтобы побыстрее закончить нудную стажировку и, имея задатки повара, открыть собственное дело вместе со своими друзьями.
Шиули (Банита Сандху) – ровесница Дэна, тоже стажер в этом же отеле. Но она из числа отличниц. Много знает, всем интересуется, скромная и немногословная. Полная его противоположность.
Между этими двумя молодыми людьми нет ничего общего, и в процессе этой несчастной стажировки в общем-то ничего не происходит. С мальчишечьей заносчивостью Дэн подшучивает над Шиули, иногда надсмехается, всем своим видом показывая свое пренебрежение к девушке. Она же совершенно серьезна, изо всех сил старается сконцентрироваться на задачах практики и никак не реагирует на уколы и нападки Дэна. Откуда здесь взяться хотя бы симпатии? Но за этим внешним проявлением безразличия незаметно начинают ощущаться флюиды взаимного интереса, которые так и не успели материализоваться во что-то более осязаемое.
С Шиули случилась трагедия, поставившая Дэна перед выбором – участвовать в борьбе за её жизнь или остаться в стороне, благо они даже не друзья, и никто никому ничем не обязан. И он сделал его. Друзья же Дэна не понимают этого, обвиняют его в излишней причастности к ситуации, в отсутствии прагматичности. И вот что интересно: именно этот выбор Дэна вызывает такое же точно недоумение у части аудитории, которая задает справедливый вопрос: «А, собственно, с какой стати этот молодой человек так озаботился судьбой Шиули? Между ними разве что-то было? Это просто тупое геройство, ну и фильм тупой тоже!» Но в том то и дело, что что-то было. Сидя у больничной койки, Дэн пытался это выяснить, для него получить ответ на этот вопрос оказалось жизненно важно.
И, давайте вспомним о том, что этим молодым людям всего двадцать лет, и что для этого возраста вообще не характерно открытое проявление чувств. Боязнь подойти, боязнь сказать что-то первым, боязнь показаться при этом идиотом, зачастую прикрывается маской безразличия и поведением, состоящим в основном из глупых насмешек вперемешку с желанием в любой момент прийти на помощь. Именно так вел себя Дэн (блестящая работа Варуна!). И, похоже, всё прекрасно понимала Шиули, позволяя ему иногда быть полезным. Мне кажется, режиссер Шуджит Сиркар абсолютно точно передал эту психологию молодости.
Так, о чем этот фильм? Охватывая довольно продолжительный период времени в несколько лет, он рассказывает нам о взрослении юноши, о том, как молодой эгоист и бузотёр превратился в надежного человека, став опорой для совершенно посторонней семьи. Этот фильм о существующем в обществе непонимании людьми чистосердечности, о непринятии окружающими, родственникам и друзьями, поведения человека, кажущегося бессмысленным и нерациональным, а по сути – поведения Мужчины. Обратите внимание на то, каким был Дэн вначале фильма, и на то, КАК он прошел путь трансформации в совершенно другого человека, абсолютно позитивного и в чем-то даже счастливого.
Фильм стоит посмотреть тем, кто хочет увидеть ДРУГОГО Варуна Дхавана. Не прыгающего, танцующего, гламурного, юморного и энергичного, а очень задумчивого, серьезного, играющего взглядом. Очень-очень классная и впечатляющая работа! Практически весь фильм держится на его харизме. И поначалу, я хотел было сказать, что у Варуна это первая такая крутая роль. Но вовремя вспомнил, что в самом начале его карьеры был еще Badlapur / Бадлапур. Теперь, после Октября, возникло острое желание пересмотреть и его.
Роль Шиули наверняка могла бы сыграть любая актриса. Что сложного в том, чтобы большую часть фильма лежать на койке и изображать больную? Я тоже так думал. Но после второго просмотра мое мнение изменилось. Банита Сандху – это удачная находка режиссера. Надо отдать ей должное, дебютантка великолепно справилась с весьма непростой задачей. Она была органична в кадре. У меня не создалось ощущения корявости, неумелости и наигранности. Вполне возможно для Баниты этот фильм станет пропуском в будущее.
В картине есть еще один персонаж – мать Шиули, которую играет Гитанджали Рао. Когда говорят о главных действующих лицах картины, то обычно упоминают пару артистов, играющих главную женскую и мужскую роли. Так вот во второй половине фильма именно ее персонаж очень плавно и незаметно становится главным наравне с персонажем Варуна. В какой-то момент появляется ощущение родства между ними – они стали как Мать и Сын. Гитанджали Рао сыграла очень ярко и реалистично, очень точно, правдиво. А её глаза, полные слез, горя и отчаяния, вряд ли можно так легко забыть! БРАВО! Но каково же было мое изумление, когда я узнал, что актрисе всего 46 лет! В фильме она играет женщину, которая постарела от горя так, что выглядела гораздо старше – лет на 60!
Этот фильм потребовал от меня полного погружения. Мой совет – не смотрите его стоя у гладильной доски или около плиты. Нельзя одновременно заглядывать одним глазом в экран, а вторым читать любимую ленту в смартфоне. Если вы найдете менее двух часов времени, сядьте и сосредоточьтесь. Потому что просмотр не станет легкой прогулкой. Если вы уделите фильму все свое внимание, то он поглотит вас целиком и воздаст сторицей.
Моя оценка: шесть звезд из пяти
Падмини , я обязательно посмотрю)))
gur3107 , даже не сомневайтесь, это стОящее кино. Из числа тех, что нужно увидеть хотя бы раз в жизни.
Тоже написала свой вариант рецензии для нашего сайта на это кино. Хочется и своими личными впечатлениями поделиться и ещё раз напомнить читателям, что такие фильмы снимают редко и они похожи на драгоценные жемчужины, с трудом добываемые с глубины…
Здравствуйте. Я хочу сказать спасибо за отзыв, потому что я не собиралась смотреть этот фильм, потому что из-за доступных до премьеры описаний, отрывков и из-за названия, фильм проассоциировался у меня со всеми этими «осенними сладкими ноябрями и осенями в Париже», которые слишком похожи друг на друга, чтобы смотреть очередное такое. Ну и плюс — было предположение, что это ремейк. Но отзыв очень нежный и с такой заботой, чтобы донести идею фильма правильно, что я надеюсь у меня сдодилось верное ощущение фильма. И интересен другой Варун. Спасибо)
Варун Дхаван вчера получил награду NBT Utsav 2018 за роль Дена/Даниша Валиа в фильме «Октябрь» Шуджита Сиркара.
Награда за лучшую мужскую роль соответственно.
Julie_Agra написал(а):
На самом деле, говоря об этом фильме следует помнить, что это в первую очередь фильм Шуджита Саркара. Не Варуна)))) В фильме все актёры хороши. Более того у этого режиссёра всегда все актёры выкладываются на все 100%. Потому что Сиркар из тех, кто создаёт фильмы ради киноискусства в первую очередь, а потом ради всего остального.
Кроме того, Шуджит же говорил в своём интервью, которое есть на этом сайте, что когда пообщался с реальным Варуном в живую, то увидел в нём своего героя. Варун как человек и личность (а не как всем известная молодая звезда) похож на Дена.
Замечательная рецензия, спасибо. Очень люблю фильмы, которые заставляют думать и размышлять, а не просто когда жвачку в рот запихивают и опа — готово, получите готовый вкус. И на такого нового Варуна захотелось взглянуть))) Вообще-то я не в восторге от его фильмов, но готова дать парню шанс)))
Pol , тогда вторую композицию — заглавную тему я забираю для иллюстрации собственной рецензии.
Тем более, что этот фильм из категории тех, о которых говорить — не переговорить всего! Очень много в нём деталей, нюансов и затрагивается большое количество сложных социальных и внутриличностных проблем.
Впрочем у Шуджита Сиркара в фильмах всегда так. Не даром он уже вошёл в число культовых индийских режиссёров.
Спасибо,Pol хороший отзыв,ролик-супер! Появилось желание посмотреть весь фильм скорей бы зима что ли,что бы времени больше появилось.
Падмини написал(а):
Согласен! Обе композиции попали в мой личный сборник еще до просмотра.
Девушки!
Огромное спасибо за ваши теплые слова в адрес текста и, главное, Фильма! Я очень рад тому, что у меня есть единомышленники.
Софья, я посмотрел клип к Октябрю, и должен отметить, что в нем только последний кадр был в фильме, и это прекрасно! Шикарное дополнение!
Возьму на себя смелость выложить эту ссылку под своей рецензией.
Спасибо!
Пол
Большое-пребольшое тебе спасибо за этот текст! Замечательно написано! Читая его, я снова пережила все эти чувства, что подарил мне фильм. Готова подписаться под каждым твоим утверждением и буквально каждым словом в адрес «Октября».
Сама я фильм посмотрела 4 раза))))) Первый и последний раз — целиком — жертвуя ночными часами сна. А второй и третий раз кусочками, отдельными моментами, урывками в разные дни и разное время.
Кино не отпускает до сих пор.
ты верно подметил вот это ощущение безграничной грусти и одновременно какого-то почти сверхъестественного света, наполняющего душу после просмотра. И после того, как отзвучат последние аккорды музыки на тирах хочется снова повторить просмотр, чтобы снова пройти через этот удивительный эмоциональный опыт!
Это фильм, который нельзя пропустить! Его нужно посмотреть, хотя бы раз в жизни! А лично я буду возвращаться к нему скорее всего всю жизнь…
Падмини , спасибо. Вот незадача, титры то я не стала смотреть, эмоциональное состояние не лучшее было). Видимо надо отвыкать от этой практики, а то самое желанное пропустить можно оказывается. Спасибо вам ещё раз.
Софья написал(а):
Manwaa звучит на после фильма на длинных титрах, идущих более 7 минут после него. Каждый день уже вторую неделю прослушиваю это композицию.
И мне ещё очень-очень нравится заглавная инструментальная тема фильма. Не меньше, а может даже больше этой песни.
Роль Дена — лучшая в карьере Варуна на данный момент. И это не только мои слова. все индийские кинокритики в этом единодушны.
А в «Бадлапуре» он мне, кстати, не понравился. Фильм сильный, но на мой взгляд Варун ту роль не потянул.
Pol, спасибо вам за этот замечательный материал. Согласна с каждым вашим словом, мне кажется, что это тот самый случай, где самое место поговорке «ни убавить, не прибавить»… У меня самой желание посмотреть этот фильм возникло в самом конце апреля, когда из предложенных 5 лучших музыкальных выборов недели я посмотрела видео с песней «Manwaa» из этого фильма и она так перевернула мне душу, что я решила посмотреть этот фильм, хотя совсем не жалую Варуна Дхавана. Но что интересно, в фильме сама эта песня в исполнении Сунидхи Чаухан так и не прозвучала да и некоторые «нарезки» тоже не попали в сам фильм. Но для того, чтобы прочувствовать атмосферу этого фильма видео как нельзя походяще, поскольку мягкий тембр Сунидхи Чаухан очень подходит к увиденному видеоряду — нежному, трепетному, щемящему и затрагивает наши самые тонкие душевные струны… Фильм стал особенным для меня потому как именно музыка стала для меня главным действующим лицом фильма и именно она вместе с описанными вами двумя персонажами ведет нас с первой до последней минуты, подчеркивая глубокий смысл поступков наших героев. Спасибо!!! https://www.youtube.com/watch?v=KHIJmehK5OA