Newton / Ньютон рецензия Pol’a
Принципы, которые были принципиальны, были непринципиальны.
(Виктор Степанович Черномырдин)
Этот фильм о том насколько важно, или до какой степени важно, оставаться верным своим принципам и идеалам. Он о большой политике, о скромном участии в ней маленького человека-песчинки, о его понимании своего места в деле государственной важности и, конечно, о человечности. После его просмотра у меня осталось ощущение какой-то натуральности, я бы сказал, документальности происходящего на экране. Возможно, именно это качество сыграло определяющую роль при отборе этой ленты для участия в премии Оскар 2018.
Этот удивительный фильм рассказывает об одном дне из жизни молодого человека по имени Ньютон Кумар. И для понимания сути сюжета, необходимо обязательно остановится на психологическом портрете главного героя картины, которого играет Раджкумар Рао.
Ньютон — это молодой человек из совсем небогатой семьи. При получении паспорта он решил поменять себе имя с Нутана на Ньютона. Он образован, получил не особо важную работу на госслужбе, поэтому, являясь молодым и неопытным специалистом, с неба звезд не хватает. Но есть у него одна особенность – он невероятно принципиален и пунктуален. Любая задача, которую бы ему ни поставили, решается без лишних вопросов и дискуссий, без тени сомнения в ее целесообразности, очень дотошно в соответствии со всеми пунктами в инструкции и всегда вовремя. Этакий «робот-клерк». Он, работая государственным чиновником самого низшего ранга, абсолютно уверен в том, что его деятельность, вся до последней минуты рабочего времени, должна быть отдана Государству, и что она, без сомнения, приносит пользу стране.
Фильм рассказывает об одном дне из жизни нашего героя. Однажды в стране случились какие-то масштабные выборы. Именно Ньютону случайно выпала «честь» обеспечить их проведение в одном из удаленных и опасных районов Индии, контролируемых боевиками прокоммунистической группировки с китайскими корнями. Его миссия заключалась в организации избирательного участка в одной маленькой деревушке, расположенной в джунглях, в которой голосующего населения всего-то было 76 человек.
Попасть в эту деревню без вооруженного сопровождения практически невозможно. Кругом повстанцы, которые очень легко могут убить любого, кто им покажется не по нраву. Для обеспечения безопасности работы избирательной комиссии в количестве четырех человек индийские власти выделяют вооруженный отряд численностью около двадцати человек, которым командует офицер Аатма Сингх (Панкадж Трипатхи).
С момента встречи этого отряда и избирательной комиссии начинается основная часть этой истории, которая в основном крутится вокруг конфликта между Ньютоном и остальными участниками похода, включая членов избиркома. А предмет спора очень простой – стоит ли идти в глушь глухую, если есть возможность отсидеться в месте сбора. С самого начала командир отряда отговаривает Ньютона от похода в джунгли, мол опасно, да и стоит ли идти куда-то ради семи десятков человек? Но наш герой непреклонен. И отряд выдвигается в поход, одев каски и бронежилеты. Далее рассказывать нет смысла. Если вас заинтересовала завязка, то нужно обязательно посмотреть фильм, своими глазами увидеть блистательную игру Раджкумара, работу оператора и режиссера. Натуральность такая, что временами появляется ощущение, будто смотришь клуб Кинопутешествий. Население деревни – это аборигены в чистом виде. Что-то лопочут на своем, тарабарском, такие все очень реалистичные и фактурные.
Смотришь на них и задаешься вопросом, а так ли прав ли Ньютон? А может быть, действительно, прав командир отряда, говоря о бессмысленности этой высокой миссии. Ну посудите сами, люди не умеют читать и писать. Для них верховная власть в Дели – это где-то на Луне. Мне даже показалось, что они понятия не имеют о том в какой стране живут и как она называется. (Тут я преувеличил, но совсем немного). И уж точно они не знают ни одного кандидата из огромного списка претендентов. Также, как не знают для чего эти депутаты нужны. Ведь для решения какого-нибудь бытового вопроса староста их общины сам может рвануть в районный центр. А другого им и не нужно. Вопрос в том, а за что, вернее, за кого они отдадут свой голос? Именно это, по-моему, и пыталось донести до Ньютона все его окружение. Но бесполезно. Выборы были проведены образцово, за что Ньютон получил Почетную грамоту. Вот и думаешь после увиденного, а какой принцип полезнее: принцип Ньютона или Черномырдина? В чем смысл такого голосования?
Сдается мне, что проблема всеобщего избирательного права, поднятая в этом фильме, как раз из разряда тех политкорректностей, с помощью которых можно было попытаться поймать удачу в виде Оскаровской статуэтки.
Фильм этот, конечно, юморной, но не настолько, чтобы назвать его черной комедией. Может для индийцев устраивать голосование в такой глуши – это чернуха и ржака, а по мне, так хорошая сатирическая история, шикарно исполненная классными актерами.
Классный фильм! Посмотрела его с превеликим удовольствием! Раджкумар великий молодчина!
И, кстати, возвращаясь к нашему разговору по фильму «Заговор» («Razzi») с Алией Бхатт. Вот он, ещё один тип «государева человека», который настолько буквально воспринимает свой ДОЛГ перед обществом, что ни окружающим не понятны мотивы его поведения (даже армейским офицерам, которые казалось бы должны быть с ним из одного теста), ни ему непонятна их …непонятливость…))) Но окружают Ньютона как раз обычные люди, те самые «обыватели», которым сложно понять, что в мире существует что-то кроме их личных чувств и интересов (семья, любовь, здоровье, выгода). И он, как мне кажется, в своём стремлении к порядку и закону доходит прямо-таки до какого-то жреческого уровня… в казалось бы абсурдной ситуации — проводить выборы в таких условиях. Но порядок же должен начаться хоть с ЧЕГО-ТО, хоть с какой-либо ТОЧКИ, сколь малой бы она ни была. И хоть кто-то должен эту точку поставить.
Но и в накладе Ньютон не остался))) Вон какую себе Марью Премудрую из «волшебного леса» выманил))).
Очень жаль, что к рецензии на столь потрясающее кино нет ни одного комментария! А ведь оно просто совершенно бесподобное, даром что чистейшей воды арт-хаус и фестивальщина. Реалистичный до степени натурализма. Сделанный и сыгранный так, как будто пережит на самом деле. Да и проблема, которая там поднимается очень характерна не только для Индии, но и для любой страны, где есть большой контраст между жизнью в развитом мегаполисе и глухой провинциальной глубинкой, где не просто уровень и качество жизни на несколько порядков ниже, но у людей совершенно иное мышление и представление об окружающем мире. Как понимаете, РФ это тоже касается.
Хорошо, что среди индоманов всё-таки есть люди, которые интересуются подобным.