Невероятная история создания фильма «Преданность» (Aradhana, 1969)
Знаменитый фильм Шакти Саманты «Преданность» (1969) вошел в историю кино по нескольким причинам. Во-первых, он возвысил карьеру Раджеша Кханны до астрономических высот, сделав его звездой в одночасье. Во-вторых, позволил Кишору Кумару продемонстрировать свои вокальные данные, решительно свергнув монарха музыкального пения того времени, Мохаммеда Рафи. И в-третьих, это был смелый риск — представить главную героиню, сверхгламурную Шармилу Тагор, в образе пожилой женщины.
«Преданность», вышедший более полувека назад, остается классикой индийского кино. Было несколько несчастных случаев, которые привели к созданию фильма, вдохновленного голливудским проектом «Каждому свое» (1946). Продюсер и режиссер Ашим Саманта, сын Шакти Саманты, рассказал историю создания культового индийского фильма, а также прояснил путаницу относительно его даты выхода.
Шакти Саманта готовился начать работу над драмой «Известный неизвестный» (1971) с Шамми Капуром, но съемки затянулись, и режиссер решил тем временем снять малобюджетный фильм. Писатель Сачин Бховмик рассказал режиссеру историю «Преданности». Это был женский сюжет, и история рассказывалась от лица героини. Первоначально сценарий назывался «Ранняя любовь» и Шакти захотел снять это кино.
Ашим Саманта вспоминал: «На главную мужскую роль выбрали Раджеша Кханну, а Шармила была нашей постоянной героиней. Она уже снялась в трех проектах отца, это был четвертый. Сначала Шармила не решалась сыграть мать, но папа убедил ее. Она просто не могла ему отказать, поэтому на роль согласилась очень неохотно. Раджеш Кханна прочитал сценарий и подумал, что история больше о героине… но сказал, что у него нет выбора. Он только начинал карьеру и ему нужен был опыт. Так что оба главных актера согласились на этот проект без желания. Можно сказать, против своей воли.
Впереди были и другие препятствия. За несколько дней до начала съемок, Суриндер Капур (продюсер и отец Бони и Анила Капура), попросил режиссера посмотреть последние две сцены из его фильма «Безответная любовь» (1969) с Шаши Капуром и Бабитой, который также был написан Бхоумиком. Во время просмотра фильма Саманта осознал, что кульминация фильма Капура и «Преданности» совершенно одинакова.
Расстроенный, он почти решил отказаться от своего проекта, когда писатель Гульшан Нанда предложил вместо этого заменить финальную сцену. Папа рассказал Гульшану всю историю, и тот воскликнул: «Шакти-джи, история фантастическая! Давай поработаем над кульминацией». И они начали работать над финалом. В итоге изменили всю вторую половину! Итак, фильм, который герой и героиня не хотели подписывать, который был почти списан со счетов, пока не изменили вторую половину, и который был снят как малобюджетный фильм, стал одним из самых больших хитов!»
Оглядываясь назад на восприятие фильма людьми, Ашим Саманта откровенничает: «Я помню, что был в школе, и мои друзья спрашивали меня, какой фильм снимает папа. Я ответил, что «Преданность» с Раджешем Кханной и Шармилой Тагор, и они сказали: «Твой отец станет банкротом! Почему он не возьмет большую звезду в свой фильм?»
И я сказал: «Потом у него будет «Известный неизвестный» с Шамми Капуром, и они одобрили: «О, тогда все в порядке!». Ирония заключается в том, что фильм с Шамми провалился в прокате, а «Преданность» стал суперхитом».
Ашим Саманта также вспомнил ажиотаж на премьере фильма и совершенно неожиданную реакцию публики на Раджеша Кханну.
Он сказал: «Впервые фильм был показан в Дели 31 октября 1969 года, а 7 ноября состоялась премьера в Бомбее и других местах. Помню, я был на премьере. В то время я учился по 10 классе. Когда фильм начался, никто даже не взглянул на Раджеша Кханну, так как он не был звездой. Но в антракте его окружало около 500 человек. Он стал звездой буквально за полтора часа!»
Вся семья Шакти Саманты была уверена в успехе «Преданности», но не предполагала, какое влияние этот фильм окажет в ближайшие десятилетия. «Да, мы были уверены, что у него все получится. Но не знали, что получится настолько хорошо!». Он стал не только самым кассовым фильмом 1969 года, но и вдохновил многих людей поступить в Институт Кино и телевидения в Пуне и приобщиться к киноиндустрии.
В СССР фильм стал блокбастером и занял 21-е место по посещаемости среди зарубежных лент в советском кинопрокате.