Назад в прошлое: о кассовых сборах фильмов Болливуда

shree-420.jpg

Несколько недель назад в Болливуде случилось немыслимое: фильму Салмана Кхана не удалось попасть в заветный клуб «100 крор» в первую неделю проката. Это большая редкость для Саллу, который выдавал суперхиты с 2010 года. Тем не менее, это обстоятельство не сильно затронуло производителей фильма. Аналитики утверждают, что Jai Ho собрал 100 крор еще до того, как вышел на экраны. Кинокритик Комал Натх разъясняет: «Фильм с бюджетом приблизительно 75 крор (с учетом затрат на рекламу) продал свои права компании «Eros International» за 120 крор. Права на телетрансляцию были проданы за 55 крор, права на музыку — 13 крор. Так что фильм покрыл расходы производителям еще до релиза, а это не так уж и плохо».

Сегодня прошли те времена, когда судьба фильма зависела исключительно от наполняемости кинотеатров зрителями. Раньше не было никаких «клубов 100 крор».

Сначала 1 крор
Одним из первых фильмов, за который зрители начали платить массово, был мифологический немой проект Lanka Dahan (1917) режиссера Дадасахеба Фальке. Ветеран и историк индийского кино, Амрит Гангар, вспоминает: «Монеты, собранные в кассах кинотеатров, складывали в мешки и везли на телегах в офис производителя. «Lanka Dahan» — это немой фильм, но люди сходили с ума по этому поводу и выстаивали километровые очереди за билетами».

Первым фильмом, преодолевшем сборы в 1 крор (10 млн. рупий) стал фильм Kismet (1943), режиссера Гьяна Мукерджи. Кто бы мог подумать, что фильм, затраты на которого составили 2 лакха (200 тысяч рупий), принесет в пять раз больше прибыли? Криминальный триллер с Ашоком Кумаром в главной роли пришелся зрителям по душе. Его герой, карманник и плут, был настоящим Робином Гудом — он грабил, чтобы помочь обществу. Kismet показывали в кинотеатрах почти три года и это был первый индийский фильм, который сумел заработать в прокате 1 крор. Он вышел, когда Индия еще не была разделена, поэтому зрителей было очень много. Песня ‘Door hato ae duniyawalon, Hindustan humara hai’ стала гимном.

dilip-kumar.jpg

Золотые 50-е
В период 1939-1945 гг. в киноиндустрии был спад — тогда вышло максимум 12 фильмов. А потом, после обретения независимости, наступили 50-е — золотая эра индийского кино, когда промышленность пережила настоящий бум. Распались влиятельные кинокомпании, такие как Shorey Studios и Pancholi Studios, им на смену пришли независимые производители. Режиссеры Радж Капур, Гуру Датт, Махеш Кауль и Мехбуб Кхан выдавали один шедевр за другим. Фильм «Господин 420» собрал в прокате более 2 крор и побил рекорд Kismet. Рандхир Капур, старший сын Капура, говорит: «Мой отец никогда не думал о деньгах. Он всегда снимал фильмы со страстью, с желанием реализовать свои творческие порывы». Еще один режиссер, Мехбуб Кхан после успеха фильма Aan, снял «Мать Индия» (1957), который включили в число 100 лучших фильмов мирового кино по версии журнала Empire. 26-летняя Нарис Датт сыграла роль матери двоих детей. В интервью «The Telegraph», покойный Сунил Датт, партнер Наргис по фильму и ее муж, сказал: «Мы были поражены, с каким убеждением Мехбуб снимает этот фильм! Он потратил на него более 3,5 миллионов рупий — колоссальные деньги в те дни!»

«Мать Индия» стал первым фильмом, номинированном на «Оскар» (в 1958 году). Он собрал в прокате 4 крора (40 миллионов) и шел в кинотеатрах более года. В 50-е гг. начала набирать обороты звездная система. За это десятилетие заметно выросла слава Дилипа Кумара, Дева Ананда, не говоря уже о Радже Капуре. Дилип Кумар стал первым индийским актером, который получил гонорар в 1 крор за фильм.

Появление цвета
В начале 1960-х годов был снят эпос «Великий Могол» режиссера К. Асифа. Фильм шел в кинотеатрах более трех лет и собрал более 5 крор. В 60-х гг. цены на билеты повысились с 1 до 50, а потом и до 100 рупий. С фильма «Singapore» (1960) с Шамми Капуром в главных ролях, началась тенденция снимать фильмы за рубежом. Радж Капур тоже снял несколько фильмов за рубежом. Манодж Кумар снял «Восток и Запад» в Англии, Франции, Риме и Швейцарии. Самым дорогим фильмом десятилетия был признан «Святой» (1965) Виджая Ананда. На его съемки истратили 6 миллионов рупий, потому что американский кинорежиссер Тэд Даинелевски, который руководил английской версией, поссорился с Четаном Анандом после первых трех графиков и фильм пришлось переснимать во многих местах. Несмотря на то, что фильм собрал неплохую кассу, люди признали его культовым гораздо позже.

Sholay.jpg

Время мульти-звезд
70-е — время суперзвезд. Амитабх Баччан считается первым актером, которому начинают платить 1 крор за фильм на регулярной основе. В 1975 году был снят «Месть и закон», который считался самым кассовым индийским фильмом всех времен в течение двух десятилетий. Режиссер Рамеш Сиппи вспоминает: «На съемочной площадке у нас всегда было более 200 человек. Для многих сцен мы многое строили с нуля, в том числе и железную дорогу». Фильм шел в кинотеатрах 5 лет и собрал более 15 крор, потому что в то время не было никаких DVD-дисков или видеокассет. Люди смотрели фильмы только в кино. Если перевести сборы Sholay того времени на сегодняшние деньги, то это будет не 100, не 200, и даже не 1000 крор, а более 1500.

Рекорд кассовых сборов фильма «Месть и закон» был побит только спустя 19 лет, когда вышел фильм «Кто я для тебя?» (1994). Он собрал около 69 крор. А немного позже вышел еще один «монстр» кассовых сборов — «Непохищенная невеста».

Магия мультиплексов
Мультиплексы и киностудии изменили динамику бизнеса. Увеличение числа цифровых копий фильма и релизы в расширенные выходные (на праздники) привели к нарастанию прибыли быстрее, чем ожидалось. «Раньше фильм выпускали всего в 20-25 кинотеатрах и показывали 4 раза в день, то есть примерно 700 показов в неделю. Сегодня фильмы идут в 100 кинотеатрах по 25 раз в день, то есть 1625 показов в неделю», — объясняет Нахата. Эта агрессивная маркетинговая кампания проложила путь для «Гаджини» (2008) Амира Кхана, который стал первым фильмом в истории индийского кино, собравшем в прокате 100 крор.

За успехом «Гаджини» последовали «Три идиота» (2009), собравшие 202 крора. Этот рекорд был побит спустя 4 года фильмом «Ченнайский экспресс». Но новый рекорд не продержался и полугода — «Байкеры 3» того же Амира Кхана собрали в Индии более 260 крор, плюс 169 за рубежом (в общей сложности более 429 крор).

Но победителями становятся не только высокобюджетные ленты с суперзвездами. «Aashiqui 2» режиссера Махеша Бхатта со скромным бюджетом в 35 крор собрал более 100 крор в прокате. Режиссер Шекхар Капур говорит, что во многих отношениях самым успешным фильмом в истории Болливуда является «Свадьба в сезон дождей» (2001). «Этот фильм был сделан при бюджете 1 крор и с технической точки зрения, вероятно, является самым успешным индийским фильмом за все время (он заработал 180 крор за рубежом, то есть окупил себя в 180 раз). Но снимали его люди, которые не стремятся быть частью кроровых клубов».

Небольшая справка:
В период с 2008 по 2013 год планку 100 крор пересекли более 25 фильмов Болливуда. Рекорд кассовых сборов держится за фильмом Dhoom 3.

По материалам The Times Of India,
Перевод Милы для проекта
http://bollywoodtime.ru
Статья запрещена к копированию

Это интересно:
Назад в прошлое: самые памятные моменты Filmfare Awards
Назад в прошлое: о журнале Filmfare + подборка обложек за 60 лет
Топ 5 самых кассовых фильмов Болливуда с 2000 года — анализ

Share Button
Просмотрено 559 раз(а)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *