Митхун Чакраборти: в чем его магия и легендарность?
1990-е годы были захватывающим временем для фанатов Болливуда. Кабельное телевидение тогда только начинало появляться, показывая лучшее (а иногда и худшее) индийского кино, не было YouTube и его алгоритмов, который рекомендовал бы контент. Вместо этого зрители смотрели то, что показывают.
И часто то, что показывали по телевизору, было с Митхуном. Вот крутой экшен, а вот слезливая мелодрама или пошлое кино категории B, транслируемое поздно ночью. Митхун был там везде.
Одну неделю он от души отплясывал в «Танцоре диско», а на следующей — сражался с головорезами в каком-нибудь боевике категории B, где у плохих парней были самые нелепые имена, которые вы когда-либо слышали. Его фильмография представляла собой шведский стол жанров, и все же он никогда не казался не на своем месте.
В его образе не было высокомерия. Он не был отполирован, как многие герои 90-х — он больше походил на одного из своих зрителей. И, возможно, именно поэтому, даже когда Кханы поднимались на вершину иерархии Болливуда, Митхун оставался постоянным гостем на индийских экранах.
Магия Митхуна заключалась в его узнаваемости. У него не было скульптурного тела как у Салмана Кхана или аристократической внешности Ритика Рошана, который доминировал в Болливуде чуть позже. У Чакраборти было нечто гораздо более мощное: аура обычного человека, добившегося успеха самостоятельно. Наблюдая, как он отбивается от бандитов или танцует под броские диско-песни, зрители чувствовали, что он один из них.
В его выступлениях была сила воли и искренность, которые никогда не казались искусственными. Возьмите, к примеру, «Танцора диско», прогремевшего не только в Индии, но и в тогдашнем Советском Союзе. Джимми — уличный артист, который становится всемирно известным, отражал необузданный оптимизм той эпохи. Джимми не был супергероем, он был аутсайдером, который пробился наверх вопреки трудностям.
Для поколения детей, выросших в эпоху постлиберализации, когда Индия все еще выясняла свое место в мире, история Джимми была вдохновляющей.
Конечно, «Танцор диско» не лишен китча и чрезмерности. Неоновые огни, фанковые танцевальные движения, электрогитара, которая также была оружием — все в фильме кричало об излишествах. Но Митхун все это приземлил. Его искренность и неотшлифованное обаяние заставляли зрителей верить, что он один из них. В этом и была настоящая суперсила Митхуна Чакраборти — его способность делать невероятное правдоподобным.
Для большинства детей 90-х боевики были основным продуктом потребления, и на этой арене Митхун властвовал безраздельно. Да, были более гламурные герои, такие как Санни Деол или Санджай Датт, но у Чакраборти была другая привлекательность. Он был задиристым, находчивым и никогда не боялся испачкать руки.
Такие фильмы, как Коммандос (1988) и Голос времени (1988) крутились по ТВ постоянно. Митхун был тем героем боевиков, который не полагался на накачанные мускулы или высокотехнологичные гаджеты. Он сражался всем, что мог найти — разбитой бутылкой, металлическим прутом, даже голыми руками.
Во многом его боевые сцены отражали суровый дух выживания его собственной жизни. В Болливуде он также начинал с нуля и прокладывал себе путь на вершину через плохих парней.
А еще были танцы. Митхун, без сомнения, один из лучших. Он зажигал танцпол еще задолго до того, как Ритик Рошан полюбился зрителям своими отточенными движениями. Особенными танцы Митхуна делала не только хореография, но и энергия, которую он в них вносил. Он танцевал как одержимый, всеми фибрами души. Его стиль не был утонченным, но он был полон страсти.
Что еще было интересного в Митхуне 90-х, так это то, как ему удавалось оставаться актуальным, даже когда Болливуд претерпевал огромные изменения. Подъем Кханов был в самом разгаре, Шахрукх, Салман и Аамир стали любимцами зрителей по всей стране.
Тем не менее, у Митхуна было свое место под солнцем. Он не конкурировал с Кханами; он занял собственную нишу. Пока Кханы были заняты романами с героинями и снимались в высокобюджетных блокбастерах, Митхун тихо правил миром второсортного кино.
И вот тут история становится еще интереснее. Большинство актеров, достигнув определенного уровня успеха, избегают менее гламурных ролей. Но Митхун с радостью брался за все. К концу 90-х — началу 2000-х он стал бесспорным королем малобюджетных фильмов для массового рынка.
Такие фильмы, как «Железный» (1997) и «Банда» (1998), стали популярными в первую очередь потому, что они были откровенно нелепыми. Диалоги в «Банде» были настолько трешовыми, что стали легендарными.
Легендарным стал и сам Митхун. Потому что искренний. Потому что умеет обращаться к душам зрителей. Потому что стал частью жизни и культуры многих поколений и стран.