Manikarnika: The Queen of Jhansi / Маникарника: Королева Джханси (2019). Рецензия Pol’a

Всем, кто интересуется индийским кино, известны основные перипетии, которые случились в процессе создания картины Manikarnika: The Queen of Jhansi. Над фильмом трудились два режиссера. Сначала это был Радха Кришна Джагарламуди. Но в результате внутренних проблем бразды правления взяла в свои руки Кангана Ранаут. Говорят, она сильно переосмыслила проект, и многие сцены фильма пересняла заново. Говорят, она увеличила время своего присутствия на экране за счет сокращения других ролей. Возможно, благодаря этому, помимо режиссера, проект покинул один из основных актеров команды Сону Суд (об этом мы писали). Поэтому Маникарнику можно с полным основанием отнести к дебюту Канганы Ранаут в качестве режиссера. Что из этого получилось? Давайте обсудим.

А получилось, как и любой первый блин, не очень (ИМХО). Придираться к этому фильму можно очень долго, но есть несколько вещей, которые определяют общее впечатление о картине, оказавшееся довольно тягостным. На мой взгляд, у фильма есть четыре основные проблемы.

Первое — сценарий. Сведущие люди говорят, что книга про Маникарнику, как про истоический персонаж и события с ней связанные, весьма интересно написана. Не читав ее, мне трудно судить о том, в каком объеме та история переместилась на экран. Но то, что сюжет картины меня не увлек — это факт. Невзирая на то, что речь идет о 19 веке, по ощущениям — эта история без времени — просто непонятно какого века средневековье. (Простите за такую, чисто эмоциональную оценку).
Разумеется, в контексте сюжета присутствуют англичане в военной форме солдат и офицеров того периода, упоминается даже восстание сипаев под руководством Мангала Пандея (я уж грешным делом подумал — не прибежит ли в этот фильм Аамир Кхан со своим войском на помощь Лакшмибай). Но выглядит всё это на экране так неправдоподобно, что теряется ощущение той эпохи. Фильм Аамира про сипаев воспринимается куда более аутентично. Здесь же скорее мифология на уровне “Банд Индостана”.
В повествовании присутствует огромное количество “дыр”. Это и пробелы в детстве и юности Маникарники, это и причины смерти наследника и ее супруга Махараджи Гангадхара Рао и т.д..

Вторая проблема — качество видеоэффектов.
Да, я признаю, что хорошая компьютерная графика стоит дорого. Особенно, когда хочется дорисовать солдатиков, огня, дыма, да так, чтобы выглядело реалистично. Но если бюджет не позволяет, если нет уверенности в том, что даже тот, что имеется в наличии, не отобьется в прокате — зачем браться за них. Не уж то нельзя было по другому решить проблему масштабных сражений и убранства дворцов? Когда я вижу аналогичные сцены у Бхансали, то ощущаю в них скрупулезное отношение к деталям. Здесь же технический уровень графики ближе к Бахубали.

Третья проблема — персонажи или действующие лица.
Очень сложно смотреть фильм, когда не сопереживаешь ни одному из героев картины. Они все без исключения, как будто сошли к нам из легенд и мифов, из древних фолиантов летописцев-баснописцев и картин давней эпохи. В их словах нет ни капли человеческого чувства, ни грамма души. Если кто-то что-то говорит, то обязательно про Родину, про ее интересы, про единую Индию и т.д. Представьте себе, что такие вот величавые диалоги приходится слушать на протяжении всего фильма. Это очень тяжело. Уши сворачиваются в трубочку!
С целью снижения градуса пафоса в сюжет вводится история про усыновление наследника Маникарники. Но она совершенно не трогает. У нее очень странное начало и нет никакого продолжения. Как таковой ребенок в этой истории остается за бортом. В этой бездушной и тягучей атмосфере пытаюсь представить Сону Суда. Кого бы он мог здесь сыграть? Да так, чтобы это было заметно. И не могу. Нет такой роли. Все персонажи второстепенны и безлики.
Ну а образ главной героини получился совершенно прямолинейным, избыточно пафосным, каким-то пластмассово-патриотичным.

И, наконец, режиссура. Местами, своей эстетикой фильм напоминал телевизионные сериалы, в основе которых положен индийский эпос о богах. Местами он воспринимался как реплика “фишек” из Бахубали, Баджи Рао и Мастани плюс Падмавати (одно самосожжение Лакшмибай чего стоит). А местами, в панорамных сценах, фильм напоминал скрины из компьютерных игр-стратегий.
В общем, выглядит всё это абсолютно вторично.
Кангане не удалось раскрыть для зрителя очередную грань своего актерского таланта. Видимо вся энергия ушла в режиссуру. Эмоций она выдала самый минимум: свирепая злость, гордыня, величие, патриотический пафос. Образ Лакшмибай получился прямолинейным, бесхитростным, лишенным полководческих способностей, но с безмерным чувством собственного достоинства и чести. Возможно такой персонаж — часть режиссерского замысла. Но он получился совершенно неживой. Королева Джханси, ну никак не может быть чуть проще, чуть человечнее и чуть теплее.
По сути, все “лавры” за проделанную работу должны достаться Кангане Ранаут.
Получившееся кино — это результат её видения. И очень печально, что всё оказалось так безлико, серо, по-лубочному. Патриотическая агитка.

Но сказанное мной выше не отменяет того факта, что у фильма есть свой зритель. Это подтверждают и кассовые сборы (почти 100 крор), и отзывы зрителей, например, в сети ВК. Такой стиль подачи материала нравится большой части аудитории. И в этом смысле он сделан правильно, с прицелом на зрителя. Безусловно, заслуживает уважения стремление Канганы не бросить проект в трудную минуту и довести дело до конца. А хорошее и качественное кино от режиссера Канганы Ранаут, уверен, не за горами.

Моя оценка 2 из 5 (за упорство в достижении поставленной цели)

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Manikarnika: The Queen of Jhansi / Маникарника: Королева Джханси (2019). Рецензия Pol’a: 18 комментариев

  • Evelina
    25 июня, 2019 в 16:33
    Permalink

    Milavina написал(а):

    Спасибо,Pol за отзыв-согласна с каждым словом.Посмотрела фильм и потом думала,на кой время тратила?! Кангана конечно в фильме красавица,но уж если снимаешь исторический фильм,не думаю что рани тех времен были при полном макияже и с маникюром,нужно было учитывать и это. Фильм как рисованная сказка,история не затягивает.

    1+

    Кангана талантливая актриса, но в этом случае абсолютно никакой аутентичности с ролью. Скорее переигрывает. Да и сценарий какой-то скомканный получится.
    А жаль…

    7+
  • Milavina
    25 июня, 2019 в 15:39
    Permalink

    Спасибо,Pol за отзыв-согласна с каждым словом.Посмотрела фильм и потом думала,на кой время тратила?! Кангана конечно в фильме красавица,но уж если снимаешь исторический фильм,не думаю что рани тех времен были при полном макияже и с маникюром,нужно было учитывать и это. Фильм как рисованная сказка,история не затягивает.

    5+
  • alexcan666
    10 апреля, 2019 в 11:11
    Permalink

    посмотрел я это кино мягко скажем так себе

    5+
  • Pol
    10 апреля, 2019 в 10:28
    Permalink

    Падмини написал(а):

    Невнимательно смотрел кино
    Лакшми бай прыгала с крепостной стены на коне с ребёнком за спиной, когда убегала из захваченного Джханси.
    Просто в бой, она с ним не шла.
    По легенде, её ещё преследовали английские солдаты и она от них отбивалась саблями прямо на скаку.

    Каюсь! Не заметил.
    Значит, на плакате как раз тот момент, когда она уходит от преследования… sad

    4+
  • Падмини
    10 апреля, 2019 в 08:37
    Permalink

    Pol написал(а):

    Честно говоря, в боях ребенка за спиной не было. Или я не заметил. А если его не было, то тогда автор постера таким образом сообщает зрителю (или напоминает тому, кто забыл) о великодушном поступке Лакшми бай, усыновившей чужое дитя, сделав его официальным наследником трона вместо погибшего во младенческом возрасте (предположительно от рук предателя) родного сына. Кстати, мне показалось, что пасынка играла все-таки девочка.

    Невнимательно смотрел кино laugh
    Лакшми бай прыгала с крепостной стены на коне с ребёнком за спиной, когда убегала из захваченного Джханси.
    Просто в бой, она с ним не шла.
    По легенде, её ещё преследовали английские солдаты и она от них отбивалась саблями прямо на скаку.
    Но этого момента в фильме не было или его вырезали при перемонтаже во время смены режиссёра.

    6+
  • nino
    9 апреля, 2019 в 23:47
    Permalink

    Julie_Agra написал(а):

    Бобры добры, а козлы злы?)))

    До омерзения. sad
    Julie_Agra написал(а):

    А вот шикарная музыка как-то прошла мимо моего внимания

    Ничего похвального не могу сказать про танцевальные номера, но фоновая музыка была впечатляющей.

    4+
  • Савитри
    9 апреля, 2019 в 22:55
    Permalink

    Julie_Agra написал(а):

    По постеру — а зачем ребёнок на спине? Не с кем было дома оставить или чтоб с малых лет привыкал к боям?

    Возможно это отображает саму идею фильма. Королева Джанси как мать защищает свою Родину, свое дитя. unknw

    6+
  • Pol
    9 апреля, 2019 в 22:46
    Permalink

    Julie_Agra написал(а):

    По постеру — а зачем ребёнок на спине?

    Честно говоря, в боях ребенка за спиной не было. Или я не заметил. А если его не было, то тогда автор постера таким образом сообщает зрителю (или напоминает тому, кто забыл) о великодушном поступке Лакшми бай, усыновившей чужое дитя, сделав его официальным наследником трона вместо погибшего во младенческом возрасте (предположительно от рук предателя) родного сына. Кстати, мне показалось, что пасынка играла все-таки девочка. sarcastic

    4+
  • Julie_Agra
    9 апреля, 2019 в 22:42
    Permalink

    nino написал(а):

    В двух словах его можно описать: пафос+примитивизм. Некоторые кадры были почти что мультяшными, а персонажи английских военных абсолютно карикатурными.

    Бобры добры, а козлы злы?)))
    А вот шикарная музыка как-то прошла мимо моего внимания, надо посмотреть видео и песни оттуда.

    5+
  • nino
    9 апреля, 2019 в 18:56
    Permalink

    Спасибо за рецензию. К сожалению, согласна с каждым пунктом sorry — я ждала этот фильм, уж очень люблю исторические темы и древние эпохи.
    Бесспорно, история рани Лакшми Бай вызывает глубокое восхищение и уважение, но сам фильм… В двух словах его можно описать: пафос+примитивизм. Некоторые кадры были почти что мультяшными, а персонажи английских военных абсолютно карикатурными. Понятно, что надо было создать образ врага, но зачем так плоско вырисовать черты характера? sad
    Что касается игры Канганы, я хотя и не особая поклонница её творчества, но всё таки думаю, не окажусь предвзятой, если скажу, что это было худшим исполнением по сравнению с тем, что я видела раньше.
    Поставила бы 2 из 5 за прекрасную музыку и шикарные декорации и наряды.

    9+
  • Julie_Agra
    9 апреля, 2019 в 16:41
    Permalink

    Pol написал(а):

    Ага, и в бой идёт при полном макияже с блеском на губах!

    Девочки такие девочки… curtsey
    По постеру — а зачем ребёнок на спине? Не с кем было дома оставить или чтоб с малых лет привыкал к боям?

    8+
  • Pol
    9 апреля, 2019 в 16:28
    Permalink

    mo-tata написал(а):

    Может меня от игры глазами отвлекали жуткие накладные ресницы

    Ага, и в бой идёт при полном макияже с блеском на губах!

    7+
  • mo-tata
    9 апреля, 2019 в 16:23
    Permalink

    Julie_Agra написал(а):

    у неё вся игра — глазами… 1+

    Про этот фильм врут laugh Может меня от игры глазами отвлекали жуткие накладные ресницы pardon за которыми я не могла ту игру разглядеть))) Я три раза смотреть принималась и даже помотала фильм, чтобы зацепится, ну никак меня не проймет. Но точно, соберусь и посмотрю, может поменяю мнение.

    7+
  • Julie_Agra
    9 апреля, 2019 в 15:58
    Permalink

    Смотреть точно не стала бы, изначально не собиралась, но почитать было интересно)))
    Значит, мне не показалось по трейлеру, что Кангана была слишком прямолинейна в своей актёрской игре, хотя со мной, правда, спорили по этому поводу, что у неё вся игра — глазами…

    8+
  • Pol
    9 апреля, 2019 в 14:07
    Permalink

    Падмини
    Спасибо за такой развернутый комментарий!
    Падмини написал(а):

    Тот случай, когда фильм снимается в соответствии с тем вариантом развития событий, который в данной политической ситуации внутри конкретной страны считается наиболее верным.
    И конечно же это пропаганда в чистом виде

    Как же ты права!
    В этом году вал по патриотизму уже перевыполнен. И, главное, понятна причина. От этого просто тоска. Хочется нормальных фильмов! angry

    7+
  • gur3107
    9 апреля, 2019 в 14:04
    Permalink

    Спасибо за рецензию. Я видела трейлер, но впечатления все равно абсолютно схожие с Вашими ( и про эффекты, и про характер героини), не думаю, что есть смысл тратить на два часа больше, чтобы убедиться.

    5+
  • Аноним
    9 апреля, 2019 в 13:21
    Permalink

    Ну что и стоило доказать — фильм на 2 звезды.

    5+
  • Падмини
    9 апреля, 2019 в 10:47
    Permalink

    Пол, большое спасибо за рецензию. Я фильм смотрела целиком только с английскими субтитрами. В переводах (имеется две озвучки: от Казино и ХХ) — только кусочками.

    С твоим мнением я почти по всем пунктам согласна. Но я лично оцениваю этот проект Канганы чуть выше — на 2,5 звезды из пяти. Всё-таки всё остальное, что выходило о рани Джханси (фильмы и сериалы) в Индии было ещё хуже, на мой вкус.

    Конечно это кино — соло одной актрисы. И конечно же это пропаганда как она есть в чистом виде. Тот случай, когда фильм снимается в соответствии с тем вариантом развития событий, который в данной политической ситуации внутри конкретной страны считается наиболее верным. В результате представление о реальных исторических событиях сильно искажено в угоду идеологии и общенародной идее, которая в умах многих индийцев буквально подменила собой реальную историю. И всё, что не соответствует этой идее, объявляется ложным и «неисторическим». Именно по этой причине ( не соответствие «правильной идее») обвиняли Падмават и Баджирао Мастани , которые к слову, объективно воссоздают ситуацию дух и события тех времён гораздо более близко к истине, несмотря на весь чисто бхансалиевский роскошный антураж.

    Сама я очень много читала о рани Лакшмибай именно статей историков (английских и индийских), фрагменты писем и документов тех времён на английском… И могу судить достаточно объективно.

    И мне невероятно жаль, что фильм не стали снимать по роману Вриндаванлала Вармы, где конечно тоже слегка «почищенный» вариант событий представлен, зато персонажи живые и проработанные. Ну и искажений минимум.

    Сразу хочу добавить, что конечно, не все факты биографии Маникарники известны в деталях. Много сведений противоречащих друг другу, но они касаются в основном событий детства и ранней юности, а также самого момента гибели рани. Все же события, которые давно стали частью истории и переплетены с жизнями многих иных участников восстания — известны очень хорошо. Всё это доступно при желании в интернете ( во всяком случае на английском). Всё-таки 19 век, а не времена старины глубокой. И документооборот был уже хорошо развит, а общение на расстоянии велось с помощью писем. А ещё многие образованные люди того времени любили писать мемуары.

    Ещё должен был выйти английский фильм о Маникарнике — Мечи и жезлы -Swords and Sceptres: The Rani of Jhans в марте этого года. Режиссёр проекта — Свати Бисе. Но его фактический релиз так до сих пор и не состоялся. Хотя по утверждению википедии все съёмки были завершены ещё к 2018 году.

    https://www.kinopoisk.ru/film/1061691/

    Т.е. если вы хотите посмотреть красивый зрелищный, но не технически и кинематографически далеко несовершенный фильм с Канганой (кстати, я считаю, что в рамках идейной подоплёки этого полотна актриса сыграла очень хорошо) — то велкам!
    А если хотите узнать о реальных событиях жизни и деятельности Лакшми бай — то читайте роман и исторические статьи. Иного пути пока нет.

    12+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *