Main Azaad Hoon / Я свободен / Я — Азад. Рецензия Лорелии
В каком мире мы живём…
Это социальный и политический фильм.
Фильм с очень глубоким и одновременно таким болезненным для Индии, да и для современной России смыслом.
В каком мире ты живёшь? Этот вопрос задаёт героиня Шабаны Азми главному герою кинокартины — Азаду. Это ключевой вопрос данной социальной драмы, это вообще ключевой вопрос для простого народа, который живёт в Индии и многих иных государствах нашей планеты. Потому, что проблемы коррупции, шантажа, политических теневых сделок, манипулирования массовым сознанием, проблема не соответствия слов и лозунгов реальным политическим и социальным деяниям – это проблемы подавляющего большинства стран этого мира.
Здесь очень много знаковых фраз, обнажающих политическую несостоятельность декларируемой в конституциях, но отсутствующей на практике демократии. Вот некоторые из них:
1)«Бедняков я держу в одной руке, а богатых людей – в другой. И кто мне сможет теперь помешать?»
2) «Вражда и дружба в этом мире невечны. Это вопрос перспективы, это вопрос выгоды и денег.»
Вначале политики получают голоса бедняков на выборах, поскольку именно бедняки составляют подавляющее большинство населения таких стран как Индия, да и в России это практически тоже так. Но одержав победу на выборах, начинают действовать в интересах крупного бизнеса. В ходе предвыборной компании обещания дают бедным, а фактические сделки заключают с богатыми слоями населения, которые являются негласными спонсорами конкретных политических перспективных деятелей. И так происходит практически каждый раз.
3) «Нет правых и не правых, есть только сильные и слабые. Сильные всегда правы, а слабые – всегда неправы. Таков мир. Таким он и останется»
Да, мир действительно именно таков. Не тот прав, кто действительно прав, а тот прав, у кого много прав. Это неправильно, несправедливо, бесчеловечно! Можно ли с этим что-то сделать?
Автор нам хочет показать и доказать, что можно. Можно изменить несправедливый, социально и политически уродливый мир, если только:
А) каждый согласен будет изменить вначале самого себя
Б) если бедняки объединятся, будут действовать все вместе, сообща, согласованно, единодушно. Ведь как бы то ни было, простых людей всегда оказывается намного больше, чем власть имущих и богатых.
Но изменить себя, найти в себе силы и мужество каждому и всем вместе не прогибаться под порочную устоявшуюся социально-политическую систему для простого человека оказывается невыносимым бременем. Обычный человек не может найти источник силы и вдохновения внутри себя.
Простым людям, как показывает жизнь, для того, чтобы почувствовать свои силы внешние и внутренние, осознать свою цель общую для многих — нужно вдохновение в лице конкретной личности, которая согласна принять на себя весь страшный груз ответственности за судьбы простых людей и за их коллективные поступки. Такой личности как киногерой – Азад, такой личности как реальный Махатма Ганди. Ибо такая личность, это не просто человек с конкретным именем, это воплощение вдохновения, надежды и мечты народной. Мечты о том, чтобы в мире не было голодных, больных, несчастных, обездоленных, нищих.
К сожалению, без такой личности народ оказывается слабым, безвольным, разрозненным, терпеливым, часто трусливым, легко ломаемым и подчиняющимся в конечном итоге сильным мира сего.
Амитабх Баччан великолепен в роли Азада. Эта роль дала возможность проявиться его недюжинному актёрскому таланту и потенциалу в полную силу. И у зрителя есть возможность полюбоваться и насладиться мощью этого таланта, этой силой патетики, не переходящей однако в фарс. Эта сила, которая стучится в сердца и умы, в души зрителей, пытается обратить внимание, старается быть услышанной, старается вдохновить на дела, не свойственные обычным людям изначально. Ведь кинематограф для Индии сейчас – это всё равно, что классическая литература для России XIX века. Это трубный глас, глашатай, призывающий, вдохновляющий, поучающий, а не только развлекающий.
Шабана Азми. Впервые увидела эту актрису в данном кино и была поражена её необычайной внешностью. Очень нетипичное лицо, вдохновенное, умное, одухотворённое. Её игра, во всяком случае, в данной кинокартине под стать Амитабху, такая же сдержанная, без бурного взрыва эмоций, такая же серьёзная и искренне проникновенная.
В фильме, кстати, всего одна песня. Правда звучит она неоднократно, но она несёт важную смысловую нагрузку, слова там очень значимые для контекста кинокартины.
Вот она:
— краткий вариант из одного эпизода
— полная версия, составленная из ряда эпизодов фильма
«Столько голов и множество рук
пусть противник попробует их сосчитать.
Он проиграет любое сражение, если мы решительно вступим в бой.
Идёмте же вместе решительно и потрясём весь мир.
Мы — те, кто привыкли к покорности, будем бороться сплочённо.»
И естественно никаких танцев, фильм слишком серьёзный, местами до мрачности, но с неким обязательным светом в конце туннеля.