Laaga chunari mein daag: Journey of a woman / Падший ангел (2007). Рецензия Svetikk007
О женской доле снято не мало фильмов в Индии, каждый из которых отражает её социальное положение, бесправие, несправедливость и прочие проблемы. Однако тема древней профессии универсальна для любой страны и континента, актуальна во все времена с любым уровнем развития и прогрессивности. Эту тему тоже можно осветить с разных сторон: как трагедию («Красавица Лакнау») или как романтическую историю («Красотка» с Джулией Робертс). В фильме «Падший ангел. Путь женщины» / Laaga chunari mein daag: Journey of a woman (2007) есть и то, и другое.
В общем смысле история из категории «поехала в столицу поступать и не поступила». Желая спасти семью от нищеты и раздобыть деньги на операцию отцу, Вибхавари (Рани Мукерджи) поехала в Мумбай. Но кто ждет её там без образования и опыта работы? Если только через постель, да и то не факт. И конечно наивная провинциалка стала жертвой обмана. Честь поругана, домой нельзя… Что остаётся делать женщине, чтобы выжить в большом городе? Правильно – идти на панель. И теперь она не Вибхавари Сахай, а элитная проститутка Наташа.
«Путана, путана, ночная бабочка. Но кто же виноват?» © А виноваты в первую очередь родители. Отец, Шившанкар Сахай (Анупам Кхер), поминутно пенял старшей дочери, что она – не сын, денег в дом не принесёт. Если б он знал, как не прав! Женщина тоже может принести деньги в дом, только вряд ли ему понравится, каким способом она их заработает. Но хуже всего поступила… родная мать, Савитри (Джая Бхадури Баччан). В самый ответственный момент она буквально отмахнулась от дочери, предоставив ей самой решать, что делать. Главное, чтобы деньги прислала, и срочно! Когда до глупой женщины дошло, было уже поздно. И если отец только подвёл Вибхи к пропасти, то Савитри буквально не глядя толкнула дочь вниз. Но самое печальное, что мать не раскаялась перед Вибхой за роковую опрометчивость, не попросила немедленно вернуться домой и всё замять по-тихому. Нет, мать просто отреклась от падшей дочери. Ни благодарности за спасение от нищеты и светлое будущее для младшей дочери Субхавари (Конкона Сен Шарма), ни извинений за погубленную честь девушки – ничего. Но деньги от Вибхи мать исправно принимала.
Сей персонаж вызвал у меня наибольшую неприязнь и непонимание. Ведь грех дочери – это всегда и грех матери: недосмотрела, не поняла, отмахнулась… И вот результат. По сути фильм не о трудной доле женщины эскорта, не об осуждении обществом, а об отношении к человеку со стороны самых близких людей. Если от человека легко отворачиваются свои, то кто ещё поймёт и заступится?! И остаётся он один на один перед лицом огромного мира. И это ужасно. А ведь в данном случае Вибха хотела как лучше, пожертвовала собой ради семьи. Не зря говорят, что ни одно доброе дело не останется безнаказанным.
Впрочем, не все герои такие, как Савитри.
«Падший ангел» мне напоминает одновременно два фильма: «Интердевочку» и упомянутую «Красотку». Рани Мукерджи тонко сыграла и показала свою героиню, без романтизации её древней профессии, но и без пошлости и лишней драматургии. Мы видим женщину, ставшей заложницей жизненных обстоятельств и осуждать её за это не хочется. Каждый в этом мире вертится, как может. Став падшей в социальном плане, Вибха сохранила чистоту души и порядочность.
Любовная линия здесь, конечно же, тоже есть. Младшая сестра Вибхи, Субхавари, влюбляется в довольно умного и состоятельного парня Вивана (Кунал Капур). Дело движется к свадьбе. В то же время и сама Вибха встречает бизнесмена Рохана (Абхишек Баччан). И не сказать, что закручивается головокружительный роман, но что-то такое происходит. Несмело, медленно, лёгким флёром. Однако здесь мне не хватило размаха. Если об отношениях Субхи и Вивана более-менее подробно рассказано, то лавстори Вибхи/Наташи и Рохана не была достаточно раскрыта. Получилась скорее констатация факта. Весь акцент фильма ушёл именно на отношения Вибхи с семьёй, её душевных переживаниях и некоем смирении с судьбой. Поэтому для любви просто не осталось места, во всех смыслах.
Так же мне не хватило развития конфликта с родственниками семьи Сахай. Особенно финал вышел скомканным, торопливым каким-то. Словно режиссёры поняли, что увлеклись и начали быстро сворачивать лавочку. А хотелось бы более конкретного наказания зла, более широкого хэппи-энда. И да, раскаяния Савитри.
Приятным бонусом был эпизод с Хемой Малини. Её героиня тоже женщина лёгкого поведения, утончённая куртизанка Дулари Баи. Но как она прекрасна – и героиня, и сама Хема! Персонаж этот символичен и появляется не только для красивого кадра. Дулари Баи – как пророчество для Вибхи.
Говорят, что фильм провалился в прокате, а некоторые рецензенты откровенно ругают фильм и придираются к разным мелочам. Но я нашла картину весьма интересной. Есть над чем задуматься, есть над чем попереживать, но не скатиться при этом в сплин. Недостатки есть у любого фильма, даже самого кассового. Но не стоит быть столь критичными. Да, кому-то «Падший ангел» может показаться вторичным, кто-то увидит сказку для взрослых… Но вспомните «Красотку», о которой я уже говорила! Разве там всё по правде жизни? Разве каждая вторая путана встречает миллионера и выходит за него замуж? Однако кино стало культовым, классикой жанра, которое смотрят и пересматривают по сей день. Суть «Падшего ангела» не в том, что всё кончается прекрасно. Смысл заложен в самом сюжете: осуждать легко, а понять и простить – дано не всем.
Спасибо, что напомнили этот подзабытый уже фильм. В нем отражено становление феминизма в индийском обществе. ГГ обещала отцу не проиграть— первая ступень. Мать ей сгоряча— «ты взрослая, поступай как знаешь». Все, прежние замки сняты. Общество дозрело до инициации девочки как охотника. Иди и спасай семью. А ХЭ для толерантности. В Реале такая история стала бы исключением, только подтверждающим правило— принятие полной ответственности за свой выбор пути. Спасибо любимым актерам. Рани очень люблю, потому готова пересматривать индийский вариант «Бомбей слезам не верит»
Что в имени тебе моем?….
1. Вот кто была та «Наташа», которая испортила репутацию данного имени, оно уже как нарицательное стало(!)
2. Имена героев специфичные, звучные, так что нет сомнений, что перед нами очередная индийская символика (какая не знаю, желания погружаться в данный вопрос не было): — папик Шившанкар вроде как больной, однако такого впечатления не производит, не видно, чтобы он был озабочен проблемами семьи, т.к. история с домом давняя и что-то не заметно было, чтобы он пытался решить данный спорный вопрос с родственниками, короче на меня он произвел впечатление — «мебель» в доме;
— дочки — очаровашки, веселушки, особым интеллектом не отмеченные;
— а вот кому респект и уважуха так это МАМЕ Савитри! С одной швейной машинкой содержать большой дом, кормить семейство)))) Ну а что сорвалась и наговорила дочуре, так это можно понять, она же не железная, всё на ней, эмоции накопились, вот и взорвалась, но кстати опомнилась быстро и совесть её мучила;
— что же касается Вибхавари, то поскольку имя у неё витиеватое, а не простое типа Джии, Прии, то и статус иной — «элитный», а не бордель в трущобах, где могут побить, порезать, короче сделать всё что угодно. В «высшем» обществе нравы иные, так что «продвинутый» прЫнц нашелся быстро)))
Фильм легкий, непритязательный, для отдыха самое то.
Спасибо за рецензию!
С удовольствием ознакомилась с данным материалом, большое спасибо автору! Удивило очень, что фильм не достиг особого успеха в кассе… Не пойму я индийского зрителя — столько замечательных фильмов пролетело мимо кассы, а откровенная лабуда иногда оборачивается удачей и золотым дождём для создателей.
Мне этот фильм понравился и запомнился, хотя и видела его давненько. Понравилась музыкальная составляющая этой картины. Если фильм и неудачный, то благодаря достойной музыкальной части такие фильмы я всегда запоминаю. Здесь же всё получилось как нельзя лучше — сюжет и игра актёров понравились, а песни пришлись по душе и запомнились).
https://www.youtube.com/watch?v=pT8gze2jsBA
https://www.youtube.com/watch?v=x_dql1nDWPI
Светик, спасибо большое за такую очень женскую, очень прочувствованную рецензию!
Я помню, сама, когда первый раз смотрела фильм — рыдала в три ручья. Молодая ж была
Теперь правда, такое смотрится тяжко для меня… Вы, правильно говорите — «Красотка» сказка для взрослых тоже. НО! Снята она иначе. Более реалистично сделана. Так что не в концовке дело. Здесь гламур зашкаливающий, стилистика сама нереалистичная, детализация низкая, характеры не продуманные грубо очерченные, оставляют слишком много вопросов. Ну и то, что героиня, пусть и стала куртизанкой, но не пала на дно общества — а сразу в саму «элиту» попала — тоже верится с трудом.
Я много раз подчёркивала — качество фильма во многом определяется режиссурой. А Прадип Саркар (режиссёр «Падшего ангела») даже в Mardaani не смог без схематизма и топорности характеров и деталей, хотя натурализм привносил для эффектности тоннами.
Детали создают кино. А детализация — это режиссура!
Чем хуже детализация фильма — тем ниже его качество, тем он более сырой и непродуманный и недоделанный. Пусть даже актёры из кожи вон лезут, как стараются. И оператор снимает шикарные кадры.
sakura написал(а):
Ну, почему-то «Красотку» не пинали и не пинают до сих пор. Хотя там так же бизнесмен возлюбил женщину с «пробегом» (да ещё каким!), и явил своё благородство, придя к ней в итоге с цветами, рукой, сердцем и банковским счётом. На лицо «безоговорочная великодушная любовь». По-моему та же история, не? Да и Вибхи не «изображает невинность», она такая как есть и осталась, кем была по характеру. Она не уличная хабалка, а всё-таки элитная экскорт-девица, а это большая разница: иной контингент, иное отношение. Тело купить можно, а душу – нет… если самой не захотеть.
Pol написал(а):
Это верно, актёрский состав замечательный.
Pol написал(а):
интересно почему ?)
все-таки самая тяжеловесная студия в том регионе,
пригласила столько именитых звезд и…
смотрела его несколько лет назад
про сюжет лучше не начинать… пинать его можно долго и… за дело! )
бонусом фильма для меня стал олененок Бэмби — Абхи )
какие глаза у него ) взгляд какой…
получается, его внезапная безоговорочная великодушная любовь это своего рода дар небес заслуженной вип — экскортнице )
чтобы вернуть ее в семейный круг
на статусного бизнесмена он, конечно, не похож )
как и его возлюбленная на …сохранившую чистоту и невинность
мне кажется, не стоит искушенным дамам, отведавшим слишком много запретных яблок, пытаться изображать невинность…
женский опыт, как пробег, не сбросишь )
если это, конечно, не сознательная провокация,
рассчитанная на определенную мужскую аудиторию.
уж Болливуд-то в этом преуспел )
айтемы Катрины, перфомансы Женелии и .тд.
одно время клипы Наташи Королевой воспринимались как какая-то грязная провокация
жаль, что их еще в то время не забанили ))
хотите поиграть с публикой в такие игры, так попробуйте поднять планку!
и сделать это, не выходя за рамки — аккуратно и талантливо,
как, например, айтемы Мадс в свое время
так, понесло меня… сорри !
Надо бы посмотреть, впервые слышу о фильме.
Спасибо! Фильм не видела, обязательно посмотрю, тем более такое соцветие актеров (!)…
Svetikk, спасибо за рецензию! Очень бодро читается и, главное, с юмором!
Если говорить по существу, то во многом с Вами согласен. К сожалению, этот фильм надо воспринимать с пониженным градусом критики. Он уже хорош тем, что на одном экране можно снова увидеть Хему и Джаю. Просто, смотрим и любуемся!