Красавица Лакнау / Umrao jaan (2006). Рецензия Svetikk007
Впервые я посмотрела этот фильм лет 10 назад и впечатления остались у меня неясные. Снято дорого-богато, с прекрасной Айшварией (на тот момент я только её и знала), но вот сама история… Пересмотрев фильм сейчас, мои впечатления дополнились, но всё так же многое осталось неоднозначным.
Это экранизация романа Мирзы Мохаммад Хади Русвы «Умрао-джан Ада» (Umrao jaan Ada) о подлинной истории жизни известной поэтессы и куртизанки XIX века. Ещё девочкой Амиран (Айшвария Рай) выкрали у родителей и продали в элитный бордель Лакнау, которым заправляла Ханум-джан Сахиба (Шабана Азми). Там девочку нарекли Умрао и воспитали как истинную индийскую гейшу: научили танцевать, писать стихи, вести красноречивые беседы. А когда пришла пора продать свою девственность, Умрао влюбилась в наваба Султана (Абхишек Баччан).
Честно говоря, удивляет, как легко и естественно Амиран-Умрао приняла долю куртизанки, а бордель – как дом родной. Она не сильно-то переживала из-за разлуки с родителями, не бунтовала, как присуще детям, хотя она уже была не таким и маленьким ребёнком, чтобы ясно понимать подобные вещи. Грустно ей, что нет рядом папы с мамой, ну и ладно. Да и какой образ жизни в борделе уготован Умрао она точно осознавала, но отнеслась к этому вполне спокойно. Даже первый «выход в свет» был для неё радостным событием. И ничего, что на этом «балу» она будет товаром во всех смыслах – нормальное дело.
Однако ещё больше странностей началось, когда Умрао влюбилась с наваба Султана. Приемлемо ли вообще для куртизанки отдавать не только тело, но и душу лишь одному клиенту? Конечно, любовь не часто спрашивает позволения, приходит и всё. Тем более всё прекрасно, когда чувство взаимно. Но наш случай не из рядовых, и здесь личным чувствам нет места. Понимала ли это сама Умрао – вряд ли. Она продолжала радоваться жизни так, будто встретила своего единственного и останется с ним навсегда. Девушка, а не забыла ли ты, кто ты и какое у тебя настоящее предназначение? Расплата за розовые очки не заставила себя ждать: наваб Султан бросил Умрао. И его поступок мы рассмотрим чуть позже. И вот с той поры стала Умрао лить слёзы и сокрушаться о своей несчастной женской судьбе. То есть раньше её ничего не смущало в её женской доле, надо полагать? Весьма странное и наивное поведение для куртизанки, без всякой логики и взгляда в будущее.
А что же не так с Султаном? Этот персонаж удивляет своими поступками не меньше. Человеку, пусть и страстно влюблённому, ничего лучше не пришло в голову, как потребовать клятву верности от Умрао. Что, простите? Верность от куртизанки?! Очевидно, что с логикой у наваба тоже беда, да и здравый рассудок его явно покинул. Что характерно, он всерьёз потом обиделся, узнав, что кто-то ещё якобы видел тайную родинку Умрао. Ах, какое коварное предательство! Куртизанка изменила, уму не постижимо! Здесь даже не важно, был ли факт измены или нет. Ведь если не сейчас, то в скором времени Умрао всё равно пришлось бы обслуживать и других клиентов публичного дома. Это её работа. Странно, что Султан изначально этого не понимал. Или не желал понимать. Но кто ж теперь во всём виноват?
Персонаж Абхишека, к слову, и в целом был невыразителен. Он не вызывал каких-то искренних сопереживаний, в его чувства к Умрао верилось с трудом. Скорее это была навязчивая страсть к красавице, хотя он и отрекается ради неё от наследства. Однако что он при этом выиграл? Да тоже ничего. Вот если бы Султан посадил Умрао на коня и увёз куда-то в трудную (без денег-то), но совместную жизнь, женился бы на ней и жили бы они в лачуге до конца дней своих – вот это была бы Любовь, вот это был бы поступок во имя Любви! А так ни себе, ни людям. Возможно, героя сделали нарочно таким безынициативным и где-то неадекватным, чтобы ненароком не отвлечь внимания от прекрасной и более главной героини Айшварии – не знаю.
Несмотря на мой ироничный отзыв, фильм я считаю заслуживающим внимания. Да, главные персонажи вызывают лёгкое недоумение, но в остальном нареканий нет. Занятно, что начинается фильм с того, что якобы сам Мирза Русва, услышав пение Умрао, решил с ней познакомиться и узнать её историю жизни. Мне понравился такой ход с отсылкой к автору романа об Умрао.
Актёрский состав хорош, каждый был интересен в своей, иногда неоднозначной, роли. Например, есть персонаж наваб Фаиз Али (Сунил Шетти), которого позиционируют как негодяя, но мне он показался симпатичней всех. Он далеко не мерзавец, на самом деле, особенно на фоне других, и понятен как человек. Хозяйка борделя, Ханум-джан, так же довольно положительная героиня, справедливая и порядочная, несмотря на свою профессию. Как я сказала ранее, снято добротно, с шиком-блеском. Только песни, на мой взгляд, подкачали: кажется, все они звучат на один мотив. Ни одна не запала ни в голову, ни в сердце.
В заключение добавлю, что есть более ранняя экранизация «Дорогая Умрао» (1981) с Рекхой. Надеюсь, что удастся посмотреть и его, чтобы сравнить оба фильма.
Тоже посмотрел. Я боюсь, что ошибка в том, что фильм нужно оценивать все таки с точки зрения эпохи, о которой он был снят. Перед этим буквально я посмотрел «Последний евнух Китая», так там отец сына сам того лишил, ибо иначе он бы помер с голоду. Понятно, что Болливуд , понятно что все красиво и бордель лучше многих приличных домов. Но я вполне понимаю, что в реалиях тех времен, в такие бордели действительно попасть означало все равно, что реализовать все девичьи мечты. Ну как сейчас из российской глубинки стать любовницей британского миллионера. Так что горевать то?
Понимаю позицию автора статьи. Можно на каждое его фи — ответить контраргументом, но…
Вся проблем фильма в том, что эти самые контраргументы настолько БЛЕДНО были показаны, что автор статьи их либо не заметил (эмоционального влияния не оказал, поэтому с легкостью был пропущен) или был забыт. Это проблема режиссера, а не зрителя.
Соглашусь, фильм необычайно красиво снят , и дело не в Айшварье, хотя она конечно главное украшение, сама атмосфера, продуманность костюма, позиции экрана, постановка танцев (одна из лучших за последние 20 лет — на мой взгляд). Как говорят «дорого-богато».
Но что же не хватило фильму, чтоб стать классикой, как тот же фильм «Дорогая Умрао» с Рекхой.
На мой взгляд это ИГРА АКТЕРОВ!!!
АЙШ — была единственной, в который мне не хотелось бросить камень.
Главной ошибкой я считаю было приглашение Абхи на роль наваба. Он к сожалению по жизни «копировал» отца. Очень манерой подачи похожи. Не хватило эмоции, страсти… Всё лакировано было, показушно, а потому зритель и я — не поверили в чувства.
Это и было главной причиной провала. Плюс затянутость сюжета, не было динамики.
Но красота кадра шедевральна. До сих пор мною финальные кадры Айш, где чувства предательства, обреченности Айш потрясающе передала в одном взгляде — это было ГЕНИАЛЬНО!!!!!.
Вообще, я два кадра считаю шедеврами инд.кино. И оба финальные. Это Красавица Лакхнау и Камасутра.
Yuliya написал(а):
Отчего же, я помню, как Умрао привязывали за ногу, но это было лишь первое время. Что мешало девочке сбежать, когда она подросла? Ведь потом контроль за ней уже не был такой строгий. Хотя, конечно, ребёнку трудно было бы выжить в чужом городе и её могли бы всё равно поймать и вернуть. А вот то, что она понимала неправильность жизни в борделе — этого я действительно не увидела, увы. Радость на лице, когда Умрао ехала на дебютные торги, не очень говорит о её печалях и сожалениях, мне кажется.
В любом случае ваше мнение мне ценно, каждый воспринимает сюжет по-своему и это нормально. Спасибо за комментарий.
Я не совсем согласна с автором статьи. Как это девочка не переживала? Она столько плакала, была испугана, сбегала и именно поэтому её привязывали ночью. Возможно, вы этого не заметили? И долю куртизанки она не так то легко приняла. Она понимала, что это не правильно и что она могла сделать в заточении, она ребенок. Я фильм смотрела несколько раз, песни там потрясающие, а танцы Айшварии просто завораживают! После просмотра фильма я прочла книгу. Там, конечно, намного подробнее описана жизнь Умрао Джан. Тем не менее спасибо автору за статью!