Khatta Meetha / Подрядчик / Вот как-то так. Рецензия Aeryn
Сказка про Сачинушку-дурачка…
О Бог Кришна, дай же мне, наконец, заказ на мост. Что? Нет? Ну тогда хотя бы маленький торговый центр. Тоже нет? Ну хоть муниципальную автобусную остановку. А то как же мне прожить? И ещё, скажи моим работникам не есть столько, вон какие животы наели…
«Жил-был Сачинушка-дурачок, собою красавец, а что ни сделает, всё у него смешно выходит — не так, как у людей». Так, предположим, начинается сказка. «И были у него старший брат и младшая сестра, отец и мать, да шуринов с невестками четверо душ. Общим домом жили не тужили, только вот молитвы младшенького глупенького Сачина (нет, не Тендулкара, так и знала, что уж если его назвали Сачином, хоть раз добрым словом Тендулкара помянут) не давали поспать по утрам после трудов ратных по делёжке денег, украденных со строительства». Но вот приходит время, и…
Хлёсткая сатира редко бывает смешной до коликов в животе. Но если за дело взялся Приядаршан, будьте спокойны, Вы будете плакать, от смеха и от грусти, от радости и от печали. Не знаю, почему не спешила смотреть фильм, наверное, потому, что последний фильм Приядаршана, который я смотрела, был Свадьба моего отца, и это было, мягко говоря, не смешно, серьёзно, социально, только смехом заходиться там особо не от чего, разве что в нескольких эпизодах с участием Короля Юмора Пареша Раваля. Так что смотреть ещё один социальный серьёзный фильм как-то не хотелось. Но уже в первые минут двадцать с начала фильма меня подхватила приятная, особая атмосфера «периферийных» фильмов Приядаршана. Сразу оговорюсь, это моя собственная классификация, для прояснения признаков назову примеры фильмов, которые считаю такими, «периферийными». Это его Счастливый случай, Комедия ошибок, Переполох. Действие в них происходит в деревне или в маленьком городке, фильмы обычно изобилуют заслуженными звёздами комедий, но по причине того, что одеты они в простые одежды, даже напрочь забываешь об их звёздности. Вот «Подрядчик» (Вот как-то так) ещё один фильм из разряда таких, где и звёзды — не звёзды, а такие простые люди, как будто не выделяющиеся из толпы серых масс, которые они развлекают, для которых поют-танцуют.
Как я уже говорила, сомневалась в том, что фильм будет очень весёлый, а в последнее время что-то не хочется драмы, слёз, разве что совсем чуть-чуть. В таком вот настрое стала смотреть. Фильм захватил атмосферой, немного юмором, но больше всего своей ядовитой сатирой. Вот главная высокая цель фильма — САТИРА. Высмеивание социальных пороков через преувеличение до невероятных, но в жизни нередких, размеров бюрократизма, круговой поруки властей предержащих, трусости, готовности откупиться от ответственности, готовности «при случае хоть всю свою страну продать и набить карманы денежками».
В этой связи печальны, доводят до слёз истории верного слуги всей семьи Вишваса Рао, получившего в благодарность за тридцать лет работы на несколько поколений семьи не обидные слова даже, не увольнение с работы, а свободу … от жизни; история Азада Бхагата, одного лица многоликой трагедии аварии автобуса. Обратите внимание, какой цинизм, сродни тому, что звучал в словах человека, издали наблюдавшего за взрывом атомной бомбы в Хиросиме: Какой интересный эксперимент. И точно так же, все мысли продажных подрядчиков сводятся к тому, что «Люди не могли дома усидеть день-другой. Понесла их нелёгкая, будто без танцев на праздник они прожить не могли». Оказалось, что не смогли… Не смогли выжить в стране, где «У каждого есть свобода слова до того, как он это самое слово произнёс, но не после».
С каждой минутой после финальных титров понимаю, что фильм нравится всё больше, переживания, испытанные за время просмотра, не торопятся со мной прощаться, и это к лучшему.
Поначалу становится даже как-то смешно, Акшай Кумар и Раджпал Ядав — мощный дуэт, та ещё парочка, собственно, их комедийный талант давно никем не оспаривается. Затем, маленький человек Вишвас Рао, ставший пешкой в игре сильных мира сего, трагедия, гибель стольких простых людей, обычное трусливое поведение людей у власти. Появляется Макранд Дэшпанде и его герой Азад Бхагат (вдумайтесь в это имя, если смотрели Цвет шафрана, оба слова что-то Вам точно скажут), как глаза, уши, сердце народа, сердце, жаждущее справедливого наказания. В глазах слёзы, в сердце боль, отозвавшаяся стократным эхо боль людей, потому как пусть это и фильм, но уж слишком всё реалистично. А потом Сачин встречает Гехну, они вместе танцуют в чрезвычайно гламурном видео на песню Nana Chi Taang (неожиданно эта мелодия очень понравилась), череда самых весёлых положений, разбитые старинные часы, заляпанная краской бесценная картина предка семьи кредитора Сачина, Кародимала, «Три, три, быстрей, кто-то может увидеть», а тереть-то он тёр грязной тряпкой, в общем, самое весёлое втаптывание в грязь памяти предков. Поражает до смеха логика: «Выкинь его на дорогу, оставь там, кто-то подберёт. А то мне потом ещё за похороны платить». Весело, только больше совсем не смешно, как подумаешь, что в жизни многие вот так обращаются со своими работниками. Затем снова бюрократия, грабёж, сестру Сачина буквально «продают» знакомому политику за то лишь, что он помог братьям-шуринам выпутаться из передряги с обрушившимся мостом, но вот Сачин выигрывает дело перед муниципалитетом, ему возвращают каток. Тут в повествование вплетается Аншуман в исполнении Джонни Левера, и вот уже жёлтый каток «плюнул» сажей прямо в лицо Сачину, горе-механик Аншуман с гаечным ключом суетится всю ночь, повторяя одно и то же: «Я нашёл причину поломки, сейчас всё исправлю». И каток возомнил себя Peugeot, в том смысле, что въехал хоть и не в мясную лавку и не в газетный ларёк, но в дом. И невозможно не смеяться. А потом видишь кругом произвол, страдания людей, и стыдно становится за свой смех.
В этом плане, думаю, Подрядчик приближается к идеальному фильму, по меньшей мере, на мой взгляд. Мало кто сегодня захочет от фильма одной только романтики, или только смеха, или только страха. Нам сегодня всё больше подавай всё и сразу, и редко у кого душа просит концентрированного продукта одного жанра. Так что, будущее за такими фильмами, позволяющими посмеяться, поплакать, поволноваться, порадоваться, насладиться красотой музыки. Именно, для фильмов Приядаршана необычно красивая, хорошая музыка, её как всегда не много, но она как никогда хорошая.
Невероятное усилие! Плеяда самых талантливых актёров! Кто знает, может, если из всех окон и машин будет доноситься, «У меня аллергия на враньё», люди-таки выработают эту самую аллергию и что-то изменится к лучшему.
P.S Жаль только, слоник нарисованный! Гринпис их заел, что ли?