Камень на сердце» / Daag: A poem of love (1973). Рецензия Svetikk007
Сразу хочу предостеречь: ни в коем случае не читайте официальную аннотацию – там наглый спойлер! Я до просмотра фильма аннотацию не читала и потому получила массу впечатлений.
Начну с того, что это первый фильм Яша Чопры, в котором он стал продюсером и режиссёром с момента создания им кинокомпании Yash Raj Films в 1970-м. «Камень на сердце» не входит в список самых кассовых и хитовых творений Яша Чопры, насколько я заметила. И это странно. По мне, так фильм замечательный, особенно для дебютной работы. Фактически именно с «Камня на сердце» началась эра YRF. До этого вышло лишь несколько совсем не примечательных фильмов кинокомпании Чопры, о которых у нас даже нет информации. Очевидно, что большой старт начался именно в 1973-м с лёгкой руки Яша Чопры, снявшего «Камень на сердце».
О чём же фильм? Начинается история вреде бы незатейливо. Сунил (Раджеш Кханна) и Сония (Шармила Тагор) недавно поженились. Но из-за похотливого домогательства богатого мажора происходит трагедия. Конечно, ни у кого нет сомнений, что Сунил преднамеренно убил богатого сынка, чтобы завладеть его деньгами из сейфа. Никого не волнует истинное положение вещей, ибо статус в обществе определяет всё. Сунилу вынесли строгий приговор и отправили в тюрьму. Но при его перевозке происходит автокатастрофа. Убитая горем Сония уезжает из города, чтобы начать жизнь заново там, где никто не знает, что она вдова преступника. ?
Кажется, что всё понятно наперёд, стандартная схема сюжета. По крайней мере с точки зрения наших дней и насмотренности множества фильмов. Однако Яш Чопра был бы не Яшем Чопрой, если бы в его историях не было какого-то глубокого смысла, мудрого посыла и/или неожиданного поворота. Этот фильм не исключение.
Вроде сюжет не бомбический, как бывало с хитами YRF, но и нельзя сказать, что фильм заурядный. Вторую половину я смотрела уже с неподдельным интересом. В фильме конечно же есть не только любовная линия, но так же поднимаются и острые социальные темы. Как я уже отметила, статус бедняка или богача решает судьбу человека просто по определению. Истина и честь не в почёте. Кроме того, общество любит навешивать ярлыки и клеймить тех, чья жизнь не безупречна на их взгляд. Мы видим это на примере Сонии. Тут даже дело не в том, что она вдова, а в том, что её муж был убийцей. То есть женщина вдвойне «запятнана». И это отражается в некотором пренебрежении и меньшем уважении к ней, несмотря на доброту Сонии и профессиональные качества учителя. Любовь, долг, общественное мнение – всё сплетается в единый клубок. Ситуация к концу фильма складывается так, что сей Гордиев узел казалось уже никак не разрубить. И я не могла предположить, как же всё-таки авторы вырулят. Финал мог быть каким угодно. И вот за такую мастерскую интригу я поставила фильму высокую оценку.
Актёрский состав прекрасен. Для Шармилы Тагор и Раджеша Кханны это был далеко не первый фильм и можно сказать, что на тот момент они уже были звёздами индийского экрана. Однако для меня Шармила и Раджеш всё ещё малознакомые актёры. Я видела их лишь в паре фильмов и то почти в эпизодах. И только в «Камне на сердце» я смогла, так сказать, разглядеть их получше. Мне они понравились. Так же как и очаровательная Ракхи Гулзар, сыгравшая Чандни. Все актёры были органичны в своих ролях, не перегибали с эмоциями и в то же время убедительно передали переживания своих героев.
«Камень на сердце» – очень говорящее название (в русском прокате). Каждого персонажа можно понять, ведь у всех у них свой камень на сердце, своё прошлое и общее настоящее. Поставив себя на их место, можно ощутить весь спектр их чувств и метаний. Даже сегодня кино воспринимается хорошо, хотя доля наива всё же местами присутствует, что характерно для 70-х. Однако его не много и не так явно, что на это можно закрыть глаза. Думаю, что лет 30-40 назад фильм смотрелся бы вообще супер.