Jab Harry Met Sejal/ Когда Хари встретил Седжал. Имтиаз Али (2017). Рецензия Падмини
Чувство дома
Пенджабец Хариндер (Шах Рукх Кхан) уже немолодой, но всё ещё невероятно привлекательный и обаятельный в глазах женщин мужчина. Вот уже много лет, как он покинул родину и постоянно живёт в Европе, сменив своё сложное для западного слуха имя на короткий вариант Харри. Он работает гидом и сейчас провожает очередную группу туристов, из последних сил сдерживая, накопившееся раздражение против капризных клиентов и предвкушая возможность насладиться коротким временем отдыха. Наконец последний турист поворачивается спинной, и Харри идёт к модному взятому на прокат кабриолету, сдирая по дороге осточертевший удушающий галстук. Двигатель заведён, приятная музычка включена, свежий ветер дует в лицо. Но тут внезапно к нему с криком устремляется девушка. Это Седжал (Анушка Шарма) – одна из группы туристов, которую он только что проводил. Девушка потеряла в туре кольцо, подаренное на помолвку женихом и требует, чтобы Харри помог его разыскать. Ведь она не знает Европы, да и семья согласна отпустить её только при условии, что понравившийся им гид будет сопровождать и оберегать её. Такая вот неприятность!
Имтиаз Али — известный у себя на родине представитель авторского кинематографа. Причём его фильмы не просто сняты в одном узнаваемом стиле. В их сюжете и содержании много общего. Это истории о зарождении и развитии романтических отношений, происходящих или хотя бы связанных с путешествиями. Ведь именно благодаря дороге и преодолению тех трудностей, что возникают в пути, люди лучше узнают, как самих себя, так и друг друга. Романтика, драма и роуд-муви всегда идут рука об руку в работах этого режиссёра. А ещё его герои изначально глубоко несчастны, а то и вовсе потеряны для самих себя. А прекрасные и всегда немного сумасшедшие героини выступают в роли спасительниц, дающих своим любимым новый смысл жизни. Несмотря на такое идейное и отчасти тематическое постоянство все фильмы индивидуальны, потому что герои отличаются в них по своему возрасту, характеру, образу жизни и мировоззрению. Проблемы, которые сложат источником внутреннего конфликта героя и его глубоких страданий тоже варьируются. Отличаются и маршруты путешествий, события и люди, с которыми персонажи взаимодействуют в пути. Поэтому истории получаются как будто всё те же и в то же время новые, со своими особыми красками, ароматами и впечатлениями.
«Когда Харри встретил Седжал», пожалуй, один самых развлекательных фильмов Имтиаза Али. Это лёгкое, милое, очень светлое и даже воздушное кино, в полную силу использующее талант и харизму своих ведущих актёров. Начинается оно с едкого сарказма и затаённой горечи, прорывающейся в эмоциональных всплесках, постепенно трансформирующихся в мягкую иронию и добрый юмор. Главный упор сделан не на приключения, а на внутренние изменения главных героев и развитие отношений между ними на фоне живописных городских пейзажей разных городов Европы. Камера легко скользит по старинным улочкам Амстердама, Праги, Будапешта, Франкфурта и Лиссабона, заглядывает в маленькие уютные гостиницы и очаровательные уличные кафе. Это кино создано для наслаждения сладко-терпкой атмосферой не совсем стандартной романтики при отсутствии захватывающих событий или душераздирающей драмы. Вся история выстроена вокруг основных героев. Экранное время второстепенных персонажей сведено к минимуму. Это позволяет с головой окунуться в чувственное море, волнами перекатывающееся между Харри и Седжал, образы, которых контрастны до степени полярности. Именно поэтому возникающее между ними притяжение ощутимо просто физически.
Харри внутренне одинок и глубоко несчастен. Это человек, который не смог исполнить ни одной мечты в своей жизни. На работе в качестве экскурсовода он одевает маску улыбчивого, открытого, простого, услужливого и в меру обаятельного парня, умеющего расположить к себе клиентов, внушить им доверие. Но это всего лишь вынужденная социальная роль, с досадой срываемая им как тесный удушающий галстук в часы отдыха. Своё свободное время Харри тратит на ночные клубы, сомнительные с моральной точки зрения развлечения и эротические похождения. В его жизни было много женщин. И он охотится за ними как хищник за дичью. Это давно стало частью его натуры. Но в душе его тьма и пустота, которая бы уже давно его поглотила, если бы не драгоценные воспоминания о доме в далёком Пенджабе, пшеничных полях и утраченной чистоте первой любви.
Седжал полная противоположность Харри: молодая, образованная, богатая. Привыкшая получать всё, что ей хочется, если не за счёт денег, так за счёт влияния своего отца – неформального алмазного короля из Гуджарата. Она собирается выйти замуж за подходящего ей по возрасту и статусу симпатичного молодого человека. Но глубоко внутри она тоже недовольна своей судьбой. Её поведение скованно культурой, традициями и ожиданиями семьи. За Седжал всё давно решили и расписали по пунктам другие. Ради собственного покоя и благополучия она должна подчиниться. Но сердце жаждет свежего воздуха свободы и живого искреннего чувства. Того самого, о котором грезит во сне и наяву каждая девушка. Поэтому кольцо, являющееся семейной реликвией жениха, оказывается удобным поводом сбежать хотя бы на время от своей упорядоченной скучной жизни в мир до краёв наполненный эмоциями и впечатлениями. Кроме того, эта девушка мучается сомнениями в собственной физической привлекательности и притягательности для мужчин. Поэтому Харри она поначалу использует в качестве удобного инструмента для тренировки своей сексуальности.
И, конечно же, дело отнюдь не в кольце, а в том, что на самом деле ищут и жаждут всем сердцем герои. И это отнюдь не безопасные отношения в надёжном устроенном браке. И не острые ощущения от внезапно вспыхивающей жаркой страсти. Седжал стремится к настоящей любви. А Харри необходимо вернуть себе утраченный дом, причём не столько как постоянное пристанище, сколько как чувство комфорта, уюта и душевного тепла рядом с близким человеком. Но главное – им обоим нужен такой спутник жизни, рядом с которым, они чувствовали бы себя полноценными личностями, а не фрагментами чьих-то чужих жизней.
© Падмини
Anita , я почему-то именно так и подумала
Sav it ri написал(а):
не, в социологических работах по скорости урбанизации населения в Индии
Sav it ri написал(а):
*голосом Юрия Никулина в «Бриллиантовой руке»:
— Может, меня даже наградят… посмертно.
Шучу, конечно, и долгих лет ему, и понимания и признания при жизни))) Хотя уж не думаю, что он сейчас прям так страдает и жалуется)))) Кайфует чувак…
Anita , Вы это у ШРХ прочитали? Он где-то высказывался, что его поймут потом. А сейчас он не столько кассой озабочен, сколько своими смыслами
Julie_Agra написал(а):
погодите лет 20-30, урбанизируются еще, и станет кино культовым
Julie_Agra , конечно))) каждому свое. Просто Шах действительно старается сделать что-то новое, двинуть все вперед, а общественная предвзятость к нему мешает получить адекватную оценку его работам, как мне кажется
gur3107 , да ладно, у всех вкусы же разные) Я писала уже, кто-то любит фаст-фуд, кто-то бифштекс с картошкой, кто-то морепродукты. Не станешь же расстреливать человека за то, что он не разделяет твою страсть к креветкам, допустим)))
Julie_Agra , спасибо за интересный нюанс, я бы сама не подумала об этом. Но все равно не оправдание такой фильм не воспринять))))
Мне ещё очень хотелось написать про концовку фильма. Она очень здОровски снята и продумана до мельчайших деталей. Эта встреча на чужой свадьбе. Эта радостная неловкость первых мгновений и такой обалденный поцелуй! Можно пересматривать много раз — и меня всё равно будет пробирать до мурашек! Но рассказ об этом — жесточайших спойлер. А спойлеры в рецензиях не допускаются…
Спасибо за отзыв.
Всем большое спасибо за обсуждение. Фильм достоин того, чтобы о нём писали и говорили снова и снова.
Пару слов хочу пояснить. Я назвала фильм лёгким. НО! Для развлекательного фильма для массовой аудитории это действительно глубокая вещь, к тому же отлично сделанная. Лёгкой она становится только по сравнении с другими работами Имтиаза Али (теми же «Дорогой» и «Спектаклем», например). А я видела их все абсолютно. И каждую минимум по два раза. Но фильм про Харри и Седжал для меня чистое удовольствие. Просто он ненапряжный. Но это отнюдь не минус.
Sav it ri , я очень рада, но невозможно всегда одинаково воспринимать одни и те же вещи. Но быть разными, не означает быть выше или ниже. Другое мнение — не значит плохое. Как бы мне хотелось, чтобы люди про это не забывали в интернете. А делиться своей индивидуальной точкой зрения и выслушивать других всегда интересно, если высказывание доказательственное и хорошо сформулировано.
Падмини, спасибо за такую чудесную рецензию! и на любимый фильм и о творчестве Имтиаза! Очень солидарна с Вашим видением, а в предыдущем обсуждении творения К. Джохара мы сильно разошлись .
И на чужой свадьбе встреча не случайна- она надеялась его там найти. А диалог, полный неуверенности, может он из вежливости приехал? Может, не ради надежды на счастье он мчался? А она как дура здесь ждёт его. Ведь не пара они! На что надеяться? Я описываю хуже, чем Имтиаз передал эти чувства.
gur3107 написал(а):
Вот тут кстати опять влезу с точки зрения индийского менталитета. Я уже писала где-то в ветке, что Индия — это ад для интроверта (типа меня). Понятие одиночества тут большинству незнакомо по определению. Они просто не знают, что это такое, как оно может быть и зачем. Вот индийские эмигранты в чужих странах — да, они подвержены этим приступам тоски, ностальгии, меланхолии, тяги к близким по духу и культуре людям. Именно поэтому фильм на ура прошёл за рубежом, где львиную долю зрителей составили именно выходцы из стран Индостана. ОНИ это чувство знают. Именно поэтому, кстати, так прочны индийские диаспоры за границей — они тянутся к своим подсознательно, сохраняя внутри своего мирка индийские традиции, культуру, одежду, кухню. А для рядового жителя Индии все эти страдания Харри яйца выеденного не стоят — чо надо-то, работа есть, бабы есть, дом есть, по клубам ходит, по Европе разъезжает, на крутых тачках катается, модные шмотки носит…
Но ведь не случайно же так много индийских эмигрантов после выхода на пенсию возвращаются именно в Индию. Душа тянет…
Аноним , и дай им Бог еще (хотя и так много), но еше бы процветания и развития к рождаемости, чтоли?)))
Julie_Agra , спасибо)))
И полностью с Вами согласна о фильме, что очевидно)))
gur3107 , отлично написали)))
Из последних работ Шаха эта — моя самая любимая. Может, я сроднилась с героями, пока трейлеры, удалённые сцены и песни переводила)))) Но это настолько глубокий и не ПУСТОЙ фильм, в котором тон задаёт сразу же, с первых кадров, гениальная песня Safar… Его невозможно понять, если смотришь поверхностно, жуя попкорн.
Как актёр Шах тут просто невероятен. Анушка в целом не сказать что прям удивила-удивила, но она классная и милая здесь.
Падмини, спасибо за отзыв! Об мою рецензию тут сколько палок сломали, я помню… правда, не помню уже, сколько тогда мы натрындели комментариев)))
gur3107 написал(а):
Не поверите, они прибывают, рождаются все новые и новые.
Уже писала и напишу еще раз, что считаю КГВС самым гениальным фильмом Шаха. Не в плане идеи, или игры отдельно. А то, как фильм наполнен ощущением усталости от одиночества и желанием простого счастья и любить.
Но прочла вчера в одной из групп, что «Гонка 3» в первые три дня собрала 100 крор, при том, что КГВС получил очень неоднозначный статус. И подумала — индусы, что не взрослеют духовно?
Когда я посмотрела первый фильм с ШРК мне было лет 15, и это был «Бальзигар». И тогда мне понравилось, сейчас, посмотри я его впервые — навряд ли. И я выросла вместе с Шахом от неестественных слез ручьем и подрагивающего подбородка до так нереально хорошо переданного желания взрослого человека, засыпая чувствовать спиной человека рядом, не ради физического, а ранли человеческого тепла. И то, как наутро после побега и ночи в обнимку, герой Шаха сам себя уговаривал через такую боль, что все будет хорошо. Мне кажется, это ощущение знакомо каждому взрослому человеку, у которого в жизни был период одиночества. Так что не так с индийским народом? Ну неужели они не растут морально дальше соплей с танцами?
И конец фильма мне тоже понравился. Потому что, когда герой помчался к своей героине, я подумала — ну как же так? Он к ней, а она готова за другого. Где ‘настоящесть’ чувств? И осталась довольна тем, что героиня не предала ни себя, ни героя, ни чувства.
Всем мир)))