Индия на церемонии «Оскар»
Церемония вручения наград «Оскар» — одна из самых известных в мире. Более того, любая страна-производитель может подать заявку и попасть в категорию «Лучший иностранный фильм». Удивительно, что Индия, которая выпускает больше фильмов, чем Голливуд, за все эти годы не произвела большого впечатления на Академию и зачастую даже не попадала в номинации. Сегодня я хочу вспомнить все моменты, которые заставили индийцев гордиться своей страной.
1958: «Мать Индия»
Эпическая драма режиссера Мехбуба Кхана стала эталоном индийского кинематографа и задала тон тому, как будут сниматься фильмы следующие 50 лет. Фильм с актрисой Наргис в главной роли представил ее как самоотверженную мать — метафору Индии как нации после обретения независимости. Драма имела большой успех среди критиков и зрителей не только в Индии. Этот фильм регулярно входит в число лучших проектов мирового кинематографа. Наибольшее признание он получил, когда попал в номинацию на премию Академии за лучший фильм на иностранном языке. Фильм был очень близок к победе, но «Ночи Кабирии» Федерико Феллини превзошел его на один голос и забрал победу.
Читайте: Шедевры XX века: 13 легендарных фильмов Болливуда
1983: «Ганди»
Биографический фильм о жизни Мохандаса Карамчанда Ганди, который возглавлял движение за независимость Индии во время британского правления, не совсем индийский, но привлек широкое внимание к стране. Проект, снятый Ричардом Аттенборо с Беном Кингсли в главной роли, получил положительные отзывы во всем мире.
В том году он не только занял 12-е место в рейтинге самых кассовых фильмов Северной Америки, но и был номинирован на награды Академии в 11 категориях (из которых выиграл восемь, включая лучшего режиссера Ричарда Аттенборо и лучшего актера Бена Кингсли).
Кроме того, индийский маэстро Пандит Рави Шанкар был номинирован на лучшую оригинальную музыку, а Бану Атайя получил награду Академии за лучший дизайн костюмов, став первым индейцем, получившим Оскар. Вот что мы называем убедительной победой!
1989: «Салам, Бомбей!»
Классический фильм Миры Наир тронул сердца зрителей во всем мире своим проникновенным изображением повседневной жизни беспризорных детей в Мумбаи.
«Салам, Бомбей!» получил международное признание, завоевав награды на фестивалях, в том числе Каннском, а также попав в список «1000 лучших фильмов» по версии The New York Times. Это был второй индийский фильм, номинированный на премию «Оскар» за лучший иностранный фильм.
1992: Сатьяджит Рай
Бенгальский кинорежиссер до сих пор считается одним из лучших творцов 20 века. Он снял 36 фильмов, и помимо этого является выдающимся писателем-фантастом, иллюстратором и композитором. Многие из его фильмов получили международное признание, например, его первый фильм «Песнь дороги», который выиграл 11 международных премий, в том числе «Best Human Document award» на Каннском кинофестивале 1956 года.
В знак признания его таланта Академия кинематографических искусств и наук наградила его Почетным Оскаром в 1992 году, что сделало его первым индийским режиссером, получившим Оскар. Одри Хепберн, одна из любимых актрис Рая, представила эту награду, потому что слабое здоровье режиссера не позволило ему присутствовать на мероприятии. Его благодарственная речь была сделана в прямом эфире с больничной койки.
2002: «Лагаан: Однажды в Индии»
Действие этой спортивной драмы разворачивается во времена колонизации Индии и умело рассказывает о любимой игре страны — крикете. Продюсером и исполнителем главной роли стал Аамир Кхан. Патриотическая лента обрела статус одного из крупнейших блокбастеров 2001 года и была включена в список «25 лучших спортивных фильмов» (по версии журнала TIME). Неудивительно, что он стал третьим фильмом Индии, номинированным на премию Академии за лучший фильм на иностранном языке. К сожалению, «Лагаан» уступил награду драме боснийского режиссёра Даниса Тановича «Ничья земля».
2009: «Миллионер из трущоб»
Об этом фильме невозможно не слышать. «Миллионер из трущоб» — по сути британский фильм, но пропитан индийским духом, так как рассказывает о непредсказуемой и суровой жизни в трущобах Индии. Это история мальчика по имени Джамал Малик, который родился в трущобах Мумбаи и которому предстоит испытать целое созвездие чувств и событий в жизни: от неудач до чистого везения.
Фильм получил широкое признание и был номинирован на 10 статуэток «Оскар», из которых получил восемь. Индийский звукорежиссер Ресул Пукутти получил награду Академии за лучшее звуковое сведение, а Гульзар и А.Р. Рахман получили награду за лучшую оригинальную песню Jai Ho. А. Р. Рахман также получил «Оскар» за лучший оригинальный саундтрек, что сделало его первым индийцем, получившим два «Оскара».
2013: «Жизнь Пи»
«Жизнь Пи» — американская драма режиссера Энга Ли, но имеет сильные связи с Индией из-за индийского состава, включая Ирфана Кхана и Табу. История рассказывает о молодом индийском мальчике, который оказался на спасательной шлюпке с тигром, когда в результате кораблекрушения погибла остальная часть его семьи.
Благодаря ярким визуальным эффектам и глубокому сюжету, картина получила признание критиков и коммерческий успех. На наградах Академии «Жизнь Пи» получил 11 номинаций, из которых взял три, включая лучшего режиссера Энга Ли и лучшую оригинальную песню индийской певицы Джаяшри Рамнатх.
Читайте: Болливуд 2012: Топ-5 международных фильмов с индийским оттенком
2016: Приянка Чопра
Актриса Болливуда Приянка Чопра, ставшая международной известностью, поднялась на сцену Киноакадемии в 2016 году, чтобы вручить награду за лучший монтаж фильмов. «Я так взволнована! Мне приятно быть на одной сцене с интересными людьми, приятно быть среди моих сверстников», — сказала актриса в интервью Hindustan Times.
Я, к сожалению, «Оскар» давно не смотрю, но помню, как переживала за «Лагаан», когда его представили в категории «Лучший иностранный фильм». Жаль, не взял трофея. А вы, дорогие читатели, как относитесь к «Оскару»? Следите за ним?
Мила — Bollywoodtime
Оскар, как и Нобелевка, давно уже политизирован, говорить о какой-то объективности премии — смешно.
Олеся написал(а):
Индия посылает фильмы на Оскар каждый год со времён «Матери Индии» и это не всегда мейнстрим.
В 2016 году был отправлен очень тяжёлый тамильский триллер «Допрос» (Visaranai).
В «Суде», который был отправлен в 2015 году, тоже в Индии всё совсем не гладко.
Peepli Live в 2010 году рассказывал о самоубийствах и закончился тоже не совсем радужно.
Вроде бы вот она индийская чернуха, а фильмы даже в шорт-лист не вошли.
Бану Атайя была тетенькой
Как раз пример «Миллионера из трущоб» объясняет, почему несмотря на то «что Индия, которая выпускает фильмов больше чем Голливуд, за все эти годы не произвела впечатления на Академию и зачастую даже не попадала в номинацию». У американцев (в том числе и кинокритиков) очень узкий взгляд на Индию: эо какая-то убогая страна на закоулках, в которой живут нищие люди и ужасно страдают от этого. Поэтому им не нравятся яркие и красочные фильмы про Индию, или фильмы о среднем классе Индии, нет им подавай чернуху. Вот тогда они воскликнут: «Ну теперь нам показали правду об Индии!» А то, что Индия разная (яркая и грязная, нищая и богатая, счастливая и не очень, соблюдающая вековые традиции и ломающая их) не может уместиться в их головах. Посмотрите, самый грязный, убогий и мерзкий взгляд на эту страну заслужил 8 побед. За что? За то, что именно такой американцы (и многие россияне, кстати) видят Индию. Все остальные номинанты тоже не о счастливой жизни, не о великих достижениях страны в области спорта, экономики, науки (есть ведь и такие), не о благородстве или доброте индийцев, в общем о чем-то хорошем. Нет, все они о проблемах, о несчастных и обездоленных. Да и многие другие иностранные фильмы, получающие Оскара, такие же. Те же «Ночи Кабирии» или «Ничья земля». Любят американцы, когда им показывают, как в других странах плохо. Приятно чувствовать себя, живущим в благополучной стране, в отличие от того беспросвета, что увидели на экране. Тогда можно из лже-сочувствия и статуэточку отвалить.
Ну если уж теперь в требованиях к картинам на номинацию появились такие, что вызывают оторопь и недоумение, это, скорее всего, начало конца. А уж для нас, воспитанных на иных критериях искусства, это вообще неприемлемо. Как говорилось в одном знаменитом фильме: «Такой Оскар нам не нужен!» -)))