Grahasti / Семейный очаг/ Кишор Саху (1963)

В ролях: Ашок Кумар, Нирупа Рой, Манодж Кумар, Раджшри, Мехмуд, Лалита Павар, Индрани Мукхерджи, Пушпавали, Судеш Кумар, Шобха Кхоте, Ачала Сачдев, Ифтекхар

Харишчандра Кханна (Ашок Кумар) или как все его с любовью называют Хариш — один из самых счастливых людей на свете. Он руководитель крупной компании и глава большой семьи. Его дом — полная чаша. Богатство, положение, почёт и уважение — всё при нём. Его обожают домашние: жена Майя (Нирупа Рой), все восемь детей от мала до велика, живущая вместе с ними вдовствующая сестра (Лалита Павар) и племянник Джаггу (Мехмуд). Рабочие относятся к Харишу с большим уважением и смотрят на него чуть ли не с восторгом, потому что тот обращается с ними запросто и сам не гнушается поработать руками, не боясь испачкаться. К тому же ездит на стареньком чудном авто, которому уже больше 30 лет. Оно давным-давно вышло из моды, но ещё не успело превратиться в престижный антикварный раритет. По всему видно, что Хариш, человек верный своим старым привязанностям, глубоко порядочный, хозяйственный и трудолюбивый. Вот только отчего-то дома он ночует только с пятницы по понедельник. Неужто он такой трудоголик, что в будни работы не покидает вовсе или за этим скрывается какая-то тайна?

Этот чёрно-белое кино частично основан на реальной истории, некогда опубликованной в журнале «The Hindu», а частично на пьесе Лиама О’Брайанса The Remarkable Mr. Pennypacker/ Замечательный мистер Пеннипаркер, по которой в 1959 году Генри Левин снял одноимённый фильм с Клифтоном Уэббом в главной роли. Продюсер С.С. Васан — глава знаменитой южноиндийской кинокомпании Gemini Studios впервые обратился с идеей снять фильм на данный сюжет к Шиваджи Ганешану — одному из самых известных мега-звёзд тамильского кино всех времён. Но тот отказался участвовать в подобном проекте. Тогда Васан направился в Болливуд и предложил сценарий Ашоку Кумару, который дал своё согласие. Фильм оказался внезапным грандиозным коммерческим успехом. В прессе про него писали, что толпы в нетерпении штурмуют кинотеатры. История и песни были высоко оценены критиками. Одна из музыкальных композиций — Jeevan Jyot Jale была признана лучшей песней 1963 года из 544 песен в 77 фильмах, выпущенных в тот год. А журнал Thought назвал это кино «Смелой семейной драмой нового типа». Успех «Семейного очага» у зрителей и критиков изменил мнение о нём Шиваджи Ганешана и тот снялся в ремейке Grahasti для тамильской киноиндустрии в 1966 году. Впоследствии была также выпущена и версия на телугу.

Режиссёр Grahasti — Кишор Саху — выдающий кинематографист, во многом незаслуженно забытый. Однако в своё время он внёс значительный вклад в развитие индийского кинематографа на хинди. Он является режиссёром 20 фильмов, многие из которых были отмечены наградами. А его Mayurpankh (1954) выдвигался на гран-при Каннского фестиваля. Критики высоко ценили режиссуру Кишора Сахи. Про него писали, что он умеет оригинально поставить сцену, является мастером монтажа и способен даже обычную историю рассказать на экране так, что она будет выглядеть необычно.

Grahasti одна из жемчужинок «золотого периода» индийского кинематографа, в которой блистает целое созвездие именитых актёров как на главных, так и на второстепенных ролях. Чудесные малыши разных возрастов, в роли деток Хариша наряду с Мехмудом создают все лучшие забавные моменты и фактически переигрывают своей естественностью именитого комика. Это очень милый и светлый фильм, снятый в классической для Болливуда середины прошлого века стилистике song&danсe. Считается одной из первых семейных драм, которая сделала этот жанр любимым и популярным в индийском кинематографе. Хотя, по большому счёту, каких-то особенно трагических, выворачивающих душу наизнанку, а сердце рвущих на клочки моментов здесь нет. Grahasti вообще очень щадяще относится к чувствам зрителя и стремится в первую очередь преподнести качественное развлечение, нежели пищу для ума. Здесь нет ни одного отрицательного героя. Все персонажи просто один другого лучше и один другого краше. Если кто и ведёт себя в некоторых сценах не слишком любезно, то впоследствии обязательно в этом раскаивается. Отношения между людьми здесь очень идеалистичны и романтизированы. Конечно, это очень эскапистское кино, но в то же время умиляющее и очищающее душу. Оно показывает людей не такими, какими они являются на самом деле, но такими, какими они могли бы быть, если бы были светлы и чисты разумом и сердцем.

© Падмини

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook
Просмотрено 407 раз(а)

Grahasti / Семейный очаг/ Кишор Саху (1963): 9 комментариев

  • Падмини
    Январь 17, 2019 в 20:47
    Permalink

    Савитри написал(а):

    с Ашоком Кумаром «Особняк \ Mahal», он тоже не так давно появился с русским переводом. Мне понравилось, очень. Индийцы умели снимать подобное уже тогда, а старые фильмы обладают особенной аурой, которая добавляет атмосферности сюжету.

    О да! friends У меня есть этот фильм! Очень его люблю. inlove
    Там Мадхубала такая ещё молоденькая. Дивно как хороша.
    Фильм даром, что древний — а такой атмосферный, что чудо!
    Лучше него в плане мистики, только «Голодные камни»1960г. и «Узник Джинда»1961г. режиссёра Тапана Сингха . Оба бенгальские.

    НА «Голодные камни» у меня была даже рецензия…. Правда раньше опубликованная не здесь…

    4+
  • Савитри
    Январь 17, 2019 в 20:31
    Permalink

    Падмини написал(а):

    Я тоже очень люблю старое индийское кино.

    Некоторое время назад я заинтересовалась индийскими мистическими триллерами \ драмами среди ретро фильмов. Люблю я подобный жанр, где за происходящим на экране стоит история, порой раздирающее сердце, а не простые бегалки-кричалки наперегонки с призраками. Так вот, среди прочих я посмотрела фильм с Ашоком Кумаром «Особняк \ Mahal», он тоже не так давно появился с русским переводом. Мне понравилось, очень. Индийцы умели снимать подобное уже тогда, а старые фильмы обладают особенной аурой, которая добавляет атмосферности сюжету.
    Раньше фильмы творили, порой создавая по крупицам. А сейчас фильмы просто делают. Да, иногда получается хорошее кино, но зачастую просто фильм на один раз.

    4+
  • Падмини
    Январь 17, 2019 в 16:30
    Permalink

    Савитри написал(а):

    Падмини, вновь спасибо за интересную статью!
    Люблю старые фильмы и очень люблю Ашока Кумара. Интересный сюжет, обязательно посмотрю!

    Я очень рада, что могла заинтересовать. Фильм совсем недавно появился в сети с переводом (русскими субтитрами).
    Я тоже очень люблю старое индийское кино. Да, оно было более наивным, во всяком случае то, что было массовым, но при этом тот внутренний свет, тепло и душевность, что были в тех фильмах очень часто, в современных практически не встречаются.
    Сейчас времена господства цинизма… И это не может не сказываться на кинематографе.

    4+
  • Савитри
    Январь 17, 2019 в 12:44
    Permalink

    Падмини, вновь спасибо за интересную статью!
    Люблю старые фильмы и очень люблю Ашока Кумара. Интересный сюжет, обязательно посмотрю!

    6+
  • Падмини
    Январь 16, 2019 в 21:02
    Permalink

    Pol написал(а):

    В фильме нет ни одного отрицательного персонажа! КАК???
    Один другого краше! Так не бывает в индийских фильмах!!!

    В кино, особенно индийском бывает всё))).
    Просто ты ещё подобного не видел. wink
    У В. Шантарама тоже есть фильмы, где все персонажи хорошие.
    Как я уже писала в рецензии, эти фильмы изображали мир не таким, каким он есть, а каким должен быть.
    Кстати, именно на данной идеи была основана и живопись эпохи Итальянского Возрождения (изображение мира, избежавшего порчи грехопадения secret )

    7+
  • Pol
    Январь 16, 2019 в 20:39
    Permalink

    В фильме нет ни одного отрицательного персонажа! КАК???
    Один другого краше! Так не бывает в индийских фильмах!!! laugh

    4+
  • Падмини
    Январь 16, 2019 в 20:05
    Permalink

    TheOleg написал(а):

    Послушал песню, ощущается что даже не 80-е, а раньше.

    Да, это начало 60-х thank_you

    В фильме есть ещё одна бесподобная песенка. Можно вбить на ютубе — Ding Dong Ding Dong- Geeta Dutt, Grahasti Song.
    Она в совершенно другой стилистике. Такая лёгонькая и в духе бирманских мотивов. Собственно по фильму её исполняют на концерте в Бирме (Мьянме) .

    4+
  • TheOleg
    Январь 16, 2019 в 19:16
    Permalink

    Спасибо за рецензию. smile

    Послушал песню, ощущается что даже не 80-е, а раньше.

    5+
  • Падмини
    Январь 16, 2019 в 16:58
    Permalink

    Это всего второй фильм Кишора Саху, что я видела.
    В сети есть ещё как минимум один — Я отдала сердце тому, кто принадлежит другой (1960)- Dil Apna Aur Preet Parai с Миной Кумари в главной роли. Совсем другое кино, но тот же уровень качества. Очень красивый и грустный фильм, не совсем развлекательный. Мина Кумари сыграла в нём одну из своих лучших ролей.

    А ещё ещё в «Семейном очаге» можно увидеть Пушпавалли — мать знаменитой Рекхи в роли Киран Кханны.

    Здесь же играет обаятельная красавица Раджшри, ответственная за все лучшие танцы в фильмы — дочка знаменитого В. Шантарама. По-моему, это её первая взрослая (или почти взрослая) роль, пусть пока и не главная.

    5+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *