Grahasti / Семейный очаг/ Кишор Саху (1963)
В ролях: Ашок Кумар, Нирупа Рой, Манодж Кумар, Раджшри, Мехмуд, Лалита Павар, Индрани Мукхерджи, Пушпавали, Судеш Кумар, Шобха Кхоте, Ачала Сачдев, Ифтекхар
Харишчандра Кханна (Ашок Кумар) или как все его с любовью называют Хариш — один из самых счастливых людей на свете. Он руководитель крупной компании и глава большой семьи. Его дом — полная чаша. Богатство, положение, почёт и уважение — всё при нём. Его обожают домашние: жена Майя (Нирупа Рой), все восемь детей от мала до велика, живущая вместе с ними вдовствующая сестра (Лалита Павар) и племянник Джаггу (Мехмуд). Рабочие относятся к Харишу с большим уважением и смотрят на него чуть ли не с восторгом, потому что тот обращается с ними запросто и сам не гнушается поработать руками, не боясь испачкаться. К тому же ездит на стареньком чудном авто, которому уже больше 30 лет. Оно давным-давно вышло из моды, но ещё не успело превратиться в престижный антикварный раритет. По всему видно, что Хариш, человек верный своим старым привязанностям, глубоко порядочный, хозяйственный и трудолюбивый. Вот только отчего-то дома он ночует только с пятницы по понедельник. Неужто он такой трудоголик, что в будни работы не покидает вовсе или за этим скрывается какая-то тайна?
Этот чёрно-белое кино частично основан на реальной истории, некогда опубликованной в журнале «The Hindu», а частично на пьесе Лиама О’Брайанса The Remarkable Mr. Pennypacker/ Замечательный мистер Пеннипаркер, по которой в 1959 году Генри Левин снял одноимённый фильм с Клифтоном Уэббом в главной роли. Продюсер С.С. Васан — глава знаменитой южноиндийской кинокомпании Gemini Studios впервые обратился с идеей снять фильм на данный сюжет к Шиваджи Ганешану — одному из самых известных мега-звёзд тамильского кино всех времён. Но тот отказался участвовать в подобном проекте. Тогда Васан направился в Болливуд и предложил сценарий Ашоку Кумару, который дал своё согласие. Фильм оказался внезапным грандиозным коммерческим успехом. В прессе про него писали, что толпы в нетерпении штурмуют кинотеатры. История и песни были высоко оценены критиками. Одна из музыкальных композиций — Jeevan Jyot Jale была признана лучшей песней 1963 года из 544 песен в 77 фильмах, выпущенных в тот год. А журнал Thought назвал это кино «Смелой семейной драмой нового типа». Успех «Семейного очага» у зрителей и критиков изменил мнение о нём Шиваджи Ганешана и тот снялся в ремейке Grahasti для тамильской киноиндустрии в 1966 году. Впоследствии была также выпущена и версия на телугу.
Режиссёр Grahasti — Кишор Саху — выдающий кинематографист, во многом незаслуженно забытый. Однако в своё время он внёс значительный вклад в развитие индийского кинематографа на хинди. Он является режиссёром 20 фильмов, многие из которых были отмечены наградами. А его Mayurpankh (1954) выдвигался на гран-при Каннского фестиваля. Критики высоко ценили режиссуру Кишора Сахи. Про него писали, что он умеет оригинально поставить сцену, является мастером монтажа и способен даже обычную историю рассказать на экране так, что она будет выглядеть необычно.
Grahasti одна из жемчужинок «золотого периода» индийского кинематографа, в которой блистает целое созвездие именитых актёров как на главных, так и на второстепенных ролях. Чудесные малыши разных возрастов, в роли деток Хариша наряду с Мехмудом создают все лучшие забавные моменты и фактически переигрывают своей естественностью именитого комика. Это очень милый и светлый фильм, снятый в классической для Болливуда середины прошлого века стилистике song&danсe. Считается одной из первых семейных драм, которая сделала этот жанр любимым и популярным в индийском кинематографе. Хотя, по большому счёту, каких-то особенно трагических, выворачивающих душу наизнанку, а сердце рвущих на клочки моментов здесь нет. Grahasti вообще очень щадяще относится к чувствам зрителя и стремится в первую очередь преподнести качественное развлечение, нежели пищу для ума. Здесь нет ни одного отрицательного героя. Все персонажи просто один другого лучше и один другого краше. Если кто и ведёт себя в некоторых сценах не слишком любезно, то впоследствии обязательно в этом раскаивается. Отношения между людьми здесь очень идеалистичны и романтизированы. Конечно, это очень эскапистское кино, но в то же время умиляющее и очищающее душу. Оно показывает людей не такими, какими они являются на самом деле, но такими, какими они могли бы быть, если бы были светлы и чисты разумом и сердцем.
© Падмини
Савитри написал(а):
Неправда!
У Вас получился прекрасный отзыв!
Савитри , я так рада, что вы посмотрели это кино, да ещё и с удовольствием!
Полностью согласна с вашими словами!
У вас получился настоящий отзыв.
И я не устану повторять, что напрасно многие игнорируют чёрно-белое кино. Недаром его в Индии называют серебряным экраном. Есть в нём своё особое очарование, которого нет в цветном кино.
Падмини, спасибо вам огромное от всего сердца за статью об этом фильме!!!
Я давно не смотрела индийские фильмы и сейчас постепенно возвращаюсь в этот прекрасный мир и «Семейный очаг» стал одним из тех фильмов, которые тронули мое сердце. Я любитель перемотки (ну вот такой я неблагодарный зритель ). Но я не промотала ни секунды фильма. Добрый, светлый и трогательный, местами немного трагичный, но в тоже время жизненный. Да, возможно в реальной жизни сложно представить подобную историю, поступки людей, но по опыту знаю, что реальные истории бывают еще более запутанными. Фильм восхитительный, добрый, семейный. Атмосферой он чем-то напомнил мне «Помолвку» Сураджа Баржатии.
Песни мелодичные, мягкие, а голос Мохаммеда Рафи меня заворожил. Ашок Кумар и Нирупа Рой гармоничная и красивая пара. И в фильме действительно нет отрицательных персонажей. Точнее, нет ярких злодеев, характерных для большинства индийских фильмов. Есть многогранные персонажи, что делает их более реальными. Очень позабавил персонаж, племянник главного героя, Джаггу. Повеселила его «способность» ловить преступников.
Понравилось то, как режиссер виртуозно распределил время между всеми героями и их историями, как он переплел все и в результате соединил в единое целое.
Я не большой умелец писать отзывы и возможно сумбурно выражаю свои мысли. Но фильм мне очень понравился.
Савитри написал(а):
О да! У меня есть этот фильм! Очень его люблю.
Там Мадхубала такая ещё молоденькая. Дивно как хороша.
Фильм даром, что древний — а такой атмосферный, что чудо!
Лучше него в плане мистики, только «Голодные камни»1960г. и «Узник Джинда»1961г. режиссёра Тапана Сингха . Оба бенгальские.
НА «Голодные камни» у меня была даже рецензия…. Правда раньше опубликованная не здесь…
Падмини написал(а):
Некоторое время назад я заинтересовалась индийскими мистическими триллерами \ драмами среди ретро фильмов. Люблю я подобный жанр, где за происходящим на экране стоит история, порой раздирающее сердце, а не простые бегалки-кричалки наперегонки с призраками. Так вот, среди прочих я посмотрела фильм с Ашоком Кумаром «Особняк \ Mahal», он тоже не так давно появился с русским переводом. Мне понравилось, очень. Индийцы умели снимать подобное уже тогда, а старые фильмы обладают особенной аурой, которая добавляет атмосферности сюжету.
Раньше фильмы творили, порой создавая по крупицам. А сейчас фильмы просто делают. Да, иногда получается хорошее кино, но зачастую просто фильм на один раз.
Савитри написал(а):
Я очень рада, что могла заинтересовать. Фильм совсем недавно появился в сети с переводом (русскими субтитрами).
Я тоже очень люблю старое индийское кино. Да, оно было более наивным, во всяком случае то, что было массовым, но при этом тот внутренний свет, тепло и душевность, что были в тех фильмах очень часто, в современных практически не встречаются.
Сейчас времена господства цинизма… И это не может не сказываться на кинематографе.
Падмини, вновь спасибо за интересную статью!
Люблю старые фильмы и очень люблю Ашока Кумара. Интересный сюжет, обязательно посмотрю!
Pol написал(а):
В кино, особенно индийском бывает всё))).
Просто ты ещё подобного не видел.
У В. Шантарама тоже есть фильмы, где все персонажи хорошие.
Как я уже писала в рецензии, эти фильмы изображали мир не таким, каким он есть, а каким должен быть.
Кстати, именно на данной идеи была основана и живопись эпохи Итальянского Возрождения (изображение мира, избежавшего порчи грехопадения )
В фильме нет ни одного отрицательного персонажа! КАК???
Один другого краше! Так не бывает в индийских фильмах!!!
TheOleg написал(а):
Да, это начало 60-х
В фильме есть ещё одна бесподобная песенка. Можно вбить на ютубе — Ding Dong Ding Dong- Geeta Dutt, Grahasti Song.
Она в совершенно другой стилистике. Такая лёгонькая и в духе бирманских мотивов. Собственно по фильму её исполняют на концерте в Бирме (Мьянме) .
Спасибо за рецензию.
Послушал песню, ощущается что даже не 80-е, а раньше.
Это всего второй фильм Кишора Саху, что я видела.
В сети есть ещё как минимум один — Я отдала сердце тому, кто принадлежит другой (1960)- Dil Apna Aur Preet Parai с Миной Кумари в главной роли. Совсем другое кино, но тот же уровень качества. Очень красивый и грустный фильм, не совсем развлекательный. Мина Кумари сыграла в нём одну из своих лучших ролей.
А ещё ещё в «Семейном очаге» можно увидеть Пушпавалли — мать знаменитой Рекхи в роли Киран Кханны.
Здесь же играет обаятельная красавица Раджшри, ответственная за все лучшие танцы в фильмы — дочка знаменитого В. Шантарама. По-моему, это её первая взрослая (или почти взрослая) роль, пусть пока и не главная.