Goynar Baksho / Шкатулка с драгоценностями. Апарна Сен (2013). Рецензия Падмини

Женственность и эмансипация

Юную одиннадцатилетнюю Расмони из богатой семьи заминдара выдают замуж за пожилого мужчину. А уже в двенадцать она становится вдовой. Участь индийских вдов даже после запрещения жестокого обычая сати полна горечи. Роскошные ниспадающие до пят волосы девочки навсегда коротко остригают. Отныне ей можно есть только растительную пищу, носить лишь бесцветные сари, жить в уединении, не покидая собственной комнаты. Она должна позабыть о развлечениях и любых радостях жизни. Единственным утешением бедняжки становится увесистая старинная шкатулка с драгоценностями. Неудивительно, что спустя годы Расмони превращается в располневшую вздорную старуху со скверным характером, по мере сил и возможностей тиранизирующую своих домочадцев. Хотя те тоже далеко не лыком шиты и только спят да видят, как бы заполучить сокровища своей престарелой тётушки.

История начинается с раздела Бенгалии сразу после обретения Индией независимости и заканчивается в период разгара войны за отделение Бангладеш (бывшей Восточной Бенгалии) от Пакистана на фоне морального упадка аристократии и обнищания некогда богатых семейств заминадров. Апарна Сен стремится объять необъятное, включая в свою «Шкатулку с драгоценностями» и переплетая множество сюжетных линий и тем. Она критикует патриархальную ханжескую мораль бенгальского общества, создаёт сатиру на средневековый менталитет аристократии и приправляет всё это мистикой. В результате получается хроника одного семейства на протяжении жизни трёх его поколений, основанная на одноимённом романе Шрисенду Мукхопадхая. И одновременно этакая киноповесть о восхождении бенгальских женщин от традиционно угнетённого положения к полной эмансипации.

С особенно едкой сатирой и одновременно глубокой печалью показан безвозвратно уходящий в прошлое образ жизни стремительно нищающей аристократии. Ели у Сатьяджита Рея изнеженные навабы играли в шахматы в то время, как их королевство захватывали англичане, то у Апарны Сен стремительно деградирующие и не работавшие ни единого дня в своей жизни заминдары беспечно ловят рыбу, пока их имущество выносится из дома кредиторами. Не способные позаботится не только о семье, но даже о самих себе они продолжают совершенно беспечно тратить в долг значительные суммы на куртизанок и азартные игры. Между тем некогда роскошный дворец всё больше дряхлеет, постепенно лишаясь своего былого величия и роскошных предметов обстановки, что напоминает известный фильм Гуру Датта — «Господин, госпожа и слуга».

Автор бережно создаёт и поддерживает на всём протяжении фильма весёлое настроение за счёт множества комичных сценок. Поведение персонажей время от времени скатывается к карикатуре на определённые социальные типажи. Даже трагические фрагменты, рассказывающие о тяжёлом прошлом Расмони, пронизаны горько-едкой иронией. А уж моменты с покуривающим кальян не упокоенным духом, откровенно издевающимся над идиотскими поступками своих бывших домочадцев, и вовсе поданы почти в виде фарса. Душа вдовы и при жизни не отличавшаяся благонравием и терпеливостью превращается в шумного полтергейста, выкрикивающего скабрезные словечки, разбивающего вдребезги посуду и вообще буянящего по малейшему поводу. Призрак с наслаждением вдыхает аромат недоступного ему и при жизни жареного мяса и интересуется интимными подробностями чужой семейной жизни. Но при этом остаётся женщиной, способной чувствовать и сопереживать.

И всё же Расмони хоть и задающий тон всему персонаж служит в большей степени для развлекательного эффекта. В то время как представительница следующего женского поколения – Сомлата является наиболее сложным и глубоким образом. Бедная невестка, попавшая в знатную семью, отданная в жёны недалёкому трусливому и увлекающемуся куртизанками бездельнику-мужу переживает сложную эволюцию. Из робкой до степени забитости юной девушки она превращается в самодостаточную бизнес-леди, по-бенгальски отличающуюся вниманием к своей внешности, стилем, тактом, умом и обаянием. Если первоначально она вызывает лишь жалость и горькую усмешку, то позднее заслуживает восхищение и страстную любовь мужчин. Дочь Сомлаты – представительница уже третьего поколения семьи – умна и образована, отличается современными прогрессивными взглядами. Она ещё носит традиционную одежду, но уже курит, и сама выбирает себе возлюбленного, не спрашивая ничьего мнения. И тем не менее из троих – это самый слабый женский персонаж.

Шкатулка с пятью килограммами тяжеловесных золотых украшений является метафорой скрытых сокровенных нереализованных желаний девочки-вдовы. Неслучайно она попадает именно в руки младшей невестки дома – робкой нескладёхи. С её помощью Сомлата осуществляет всё то, о чём Расмони только мечтала. В то время как внучатой племяннице вдовы, унаследовавшая характер своей ставшей призраком родственницы, уже даже не приходится прикладывать усилия к получению желаемого. Если сексуальные желания Расмони были неотделимы от тяги к запретному плоду и ужаса смертельной опасности, то у Сомлаты они превращаются в поистине магическое чувство, воплощённое в прекрасных бардовых розах на длинном тонком стебле и рождённых слезами сердца стихотворных строках. Чувство, со временем превращающееся в бережно хранимый ворох сухих лепестков, утративших изначальный цвет и аромат, но одухотворённых бережно хранимыми памятью воспоминаниями. А у её дочери любовь лишь побочный эффект её сочувствия освободительному движению в Бангладеш. Живые чувства вытеснили политическими рассуждениями и надрывный пафос. Ушли в прошлое робкие, но такие трепетные нежные в своей запретности касания, их сменили дозволенные объятия и смелые поцелуи.

Жизнь течёт и изменяется: из прошлого в будущее через короткий миг настоящего. Женщины завоёвывают свои права, добиваются достойного места под солнцем. Но в этом радостном прогрессивном гимне феминизма сокрыта глубокая тайная печаль. Стремление быть равной мужчинам, а то и лучше их делает женщину независимой и самодостаточной. Но в этой мужественной целеустремлённости скрывается опасность обращения к мужеподобию. Эмансипированная феминистка получает многое, но ценою утраты тайны женственности, её магического аромата и притягательного очарования.

© Падмини

трейлер:

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Goynar Baksho / Шкатулка с драгоценностями. Апарна Сен (2013). Рецензия Падмини: 12 комментариев

  • Sav it ri
    3 марта, 2019 в 13:11
    Permalink

    Будьте добры, пожалуйста, Pol ,

    2+
  • Pol
    3 марта, 2019 в 12:58
    Permalink

    Sav it ri написал(а):

    Пошла искать, до встречи!

    Могу помочь ссылкой в Вашу почту на яндекс-диск

    2+
  • Sav it ri
    3 марта, 2019 в 12:35
    Permalink

    Браво, Падмини , Супер-рецензия! и Ваше прекрасное мнение разделяют все женщины, понимающие смысл своего воплощения: мне повезло родиться женщиной!
    И пусть мужчины говорят, что с вершины пищевой цепочки горизонты шире, я с ними ни за что не поменяюсь.
    Конечно, теперь захотелось посмотреть фильм умной женщины, так прекрасно отрецензированный мудрой женщиной. Пошла искать, до встречи!☺️??

    и да, я глубоко убеждена, что весь феминизм до первой встречи с настоящим мужчиной — сразу заметишь, что он все—равно сильнее, быстрее. Мыслит стратегически, и вот зачем с ним соревноваться?

    4+
  • Падмини
    3 марта, 2019 в 11:58
    Permalink

    Pol написал(а):

    Мне кажется, что после того, как Сомлата выкупила из залога цепочку, у Расмони сильно поменялось отношение к ней. Они стали как друзья.

    ну скорее презрительное отношение сменилось на симпатию, но я не думаю, что она была глубокой.

    Pol написал(а):

    А совет бежать к поэту? Это ключевая сцена! Вместо поэта на крыльце осталась та самая роза

    Честно… Мне показалось, что Расмони просто зациклилась на идее секса, которого так и не смогла получить при жизни. В самом деле страшно, прожить жизнь так и не испытав этого… совсем!
    И действовала по принципу — не испытала, так хоть посмотрю. (ну не было тогда ещё той самой категории фильмов для взрослых)
    Кроме того, она глубоко презирала мужа Сомлаты. Просто ни во что его не ставила. И, возможно, дело было далеко не только в его характере и общей недотёпестости…

    2+
  • Pol
    3 марта, 2019 в 10:54
    Permalink

    Падмини написал(а):

    Любовь у неё скорее проснулась к внучке, которая была на неё похожа по заверению родственников же

    А совет бежать к поэту? Это ключевая сцена! Вместо поэта на крыльце осталась та самая роза give_rose

    1+
  • Pol
    3 марта, 2019 в 10:51
    Permalink

    Падмини написал(а):

    Не думаю, что она прямо так сильно любила Сомлату.

    Мне кажется, что после того, как Сомлата выкупила из залога цепочку, у Расмони сильно поменялось отношение к ней. Они стали как друзья.

    2+
  • Падмини
    3 марта, 2019 в 10:44
    Permalink

    Pol написал(а):

    Падмини, огромное спасибо за идею посмотреть эту картину!

    А всегда пожалуйста! У меня таких идей — на два года вперёд! laugh

    Pol написал(а):

    Фильм чудесный. Очень добрый и, временами, весёлый. Хотя юмор этот странный – это когда сам не улыбаешься, но в голове, где-то в глубине души ощущаешь эту искру.

    Согласна!
    И я именно такой юмор очень люблю
    Всё время ловлю себя на мысли, что юмор бенгальцев по духу мне напоминает английский. (я, конечно, сужу исключительно по кино)

    Pol написал(а):

    Но я не могу согласиться, что фильм имеет феминистический настрой. В нем есть, конечно, отображение развития социального положения женщины в индийском обществе. Но это просто развитие, которое мы наблюдаем и на примере Самлаты, и на примере трех поколений женщин семьи. Общество не стоит на месте, и слава богу!

    Если ты про мою рецензию — то имелся в виду феминизм в широком смысле слова. Это точно не борьба за права женщин.
    Для меня истинный феминизм — это саморазвитие женщины, через которое достигается её достойное положение в обществе, рост её самооценки, уважение и признание со стороны других людей.
    Именно эти моменты делают женщину равноценной мужчине в моём понимании.

    Pol написал(а):

    На мой взгляд, роль Расмони в фильме не только развлекательная. Она тот моторчик, который заставил действовать Самлату. Она её духовный и идейный наставник, помощник и советчик. Именно благодаря ей она получила уверенность в себе. Она из робкой и забитой женщины практически превратилась в хозяйку дома. В этом смысле показательна сцена в магазине, где она очень корректно разрулила конфликт с покупателем и дядей, который накосячил. И дядя, тот который изначально был выше ее по положению, быстро ретировался. В его взгляде, движениях были ощутимы нотки зависимости, перехода в состояние подчинения…

    Мне всё-таки, кажется. что ты переоцениваешь немного Расмони… Во всяком случае её роль в истории в моих глазах не так велика как в твоих.
    Она не двигатель прогресса здесь. laugh laugh1
    Да, её шкатулка дала Сомлате реальную возможность помочь семье и самореализоваться одновременно. НО — источник сил на это, идей и энтузиазма Сосмлата нашла исключительно внутри себя самой.
    По мне так вздорная бабулька только с толку её сбивала. причём постоянно. laugh
    Но благодаря своему уму и находчивости Сомлата почти ( но не всегда) умела объяснить всё так, что Расмони со многими её мыслями соглашалась (но не со всеми).

    Pol написал(а):

    Семья…
    Одна из лучших сцен – семейный совет в стиле рэп. Сделана явно со вкусом!
    Еще одна сцена – Расмони узнает, что магазин назван в ее честь. Очень трогательно. И с этого момента Расмони становится полноправным членом «Совета директоров» предприятия. Она дает дельные советы, отсылает мужа в дальние края в командировку… Для того, чтобы… ?

    Для того, чтобы у Латы появилась своя собственная большая Любовь, не так ли?

    Опять ты переоцениваешь бабульку. laugh Не думаю, что она прямо так сильно любила Сомлату. Любовь у неё скорее проснулась к внучке, которая была на неё похожа по заверению родственников же.
    А в отношении Сомлаты бабулька действовала не ради личного её блага, а ради семьи в целом, чтобы её братья-племянники окончательно всё не угробили, и главное ради собственного удовольствия и потехи. Это была отнюдь не большого ума особа, не образованная, но смекалистая. И очень эгоистичная.

    Рэп — отличный! да! laugh

    2+
  • Pol
    3 марта, 2019 в 09:44
    Permalink

    Падмини, огромное спасибо за идею посмотреть эту картину!

    Фильм чудесный. Очень добрый и, временами, весёлый. Хотя юмор этот странный – это когда сам не улыбаешься, но в голове, где-то в глубине души ощущаешь эту искру.

    Но я не могу согласиться, что фильм имеет феминистический настрой. В нем есть, конечно, отображение развития социального положения женщины в индийском обществе. Но это просто развитие, которое мы наблюдаем и на примере Самлаты, и на примере трех поколений женщин семьи. Общество не стоит на месте, и слава богу!

    На мой взгляд, роль Расмони в фильме не только развлекательная. Она тот моторчик, который заставил действовать Самлату. Она её духовный и идейный наставник, помощник и советчик. Именно благодаря ей она получила уверенность в себе. Она из робкой и забитой женщины практически превратилась в хозяйку дома. В этом смысле показательна сцена в магазине, где она очень корректно разрулила конфликт с покупателем и дядей, который накосячил. И дядя, тот который изначально был выше ее по положению, быстро ретировался. В его взгляде, движениях были ощутимы нотки зависимости, перехода в состояние подчинения…

    Семья…
    Одна из лучших сцен – семейный совет в стиле рэп. Сделана явно со вкусом!
    Еще одна сцена – Расмони узнает, что магазин назван в ее честь. Очень трогательно. И с этого момента Расмони становится полноправным членом «Совета директоров» предприятия. Она дает дельные советы, отсылает мужа в дальние края в командировку… Для того, чтобы… ?

    Для того, чтобы у Латы появилась своя собственная большая Любовь, не так ли?

    Совсем не развлекательная роль. Ну совсем.

    2+
  • Падмини
    2 марта, 2019 в 17:28
    Permalink

    «Шкатулка с драгоценностями» — фильм, к которому хочется возвращаться…
    В нём столько всего интересного…. столько разных деталей.
    Есть совершенно чудесная неподражаемая бенгальская песня. Каждый раз когда я её слушаю, она оказывает на меня какое-то чарующее почти гипнотическое действие.
    https://youtu.be/f9c5NwzcuWs

    И, … помните, мы говорили о поездах в индийском кино.
    Так вот, здесь он тоже появляется неоднократно:
    Например, здесь он для эстетики и аутентичности исторического кадра. Но не только. Он показывает, что вдоль дороги, по которой Сомлата регулярно ходит в магазин и обратно проносится шумный состав. И это важная деталь, которая будет использована позже.

    А вот тут, Сомлата спрашивает у таинственного незнакомца: зачем он каждый вечер следует за ней до самого дома?
    Тот отвечает, но проносящийся мимо поезд, заглушает его слова…
    Причём поезда практически не видно… Только смутно освещённые окна вагонов и яркие передний сигнальный огонь…

    4+
  • Падмини
    1 марта, 2019 в 06:25
    Permalink

    «Шкатулка с драгоценностями» — самый развлекательный и весёлый фильм Апарны Сен.
    В сети он есть. С сабами и озвучкой. Очень рекомендую всем.

    Pol написал(а):

    Падмини, спасибо за такую роскошную рецензию!
    Я ее прочитал несколько раз, находя при этом нюансы, ранее не замеченные. Просто шикарно.
    Поэзия!

    Спасибо!

    Pol написал(а):

    Буду смотреть фильм обязательно!

    Надеюсь, что посмотришь.

    Anita написал(а):

    с последним абзацем я не согласна, но рецензия прекрасная, спасибо!

    Ну… Это мой личный вывод по причине слабости третьей истории (истории внучки).
    А кроме того, я на самом деле полагаю, что всё хорошо в меру. Любые крайности плохи.
    Т.е. ужасно бесправие и эксплуатация женщин — никто не спорит.
    Прекрасно, когда женщина получает не просто равноправие (ибо это лишь формальные возможности), но РАВНОЦЕННОСТЬ с мужчиной.
    А вот крайние проявления агрессивного феминизма, на мой взгля,д на самом деле приводят к грубости женщин (огрублению их природы, внешности, поведения), что накладывает отпечаток и на внешность, лишает женского очарования, делает мужеподобными.
    Но это, конечно, всего лишь моё мнение.

    7+
  • Anita
    28 февраля, 2019 в 14:03
    Permalink

    с последним абзацем я не согласна, но рецензия прекрасная, спасибо!

    5+
  • Pol
    28 февраля, 2019 в 12:53
    Permalink

    Падмини, спасибо за такую роскошную рецензию!
    Я ее прочитал несколько раз, находя при этом нюансы, ранее не замеченные. Просто шикарно.
    Поэзия!
    Буду смотреть фильм обязательно!

    7+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *