Джадданбай: певица, актриса, композитор и режиссер
8 апреля исполнилось 70 лет со дня смерти Джадданбай — одной из первых женщин-режиссеров индийского кинематографа, с которой началось актерское поколение семьи Датт. Самой знаменитой из трех детей Джадданбай, была Наргис — знаменитая актриса прошлых лет. Санджай Датт — ее родной внук.
История жизни и карьера самой Джадданбай настолько интересны, что могут послужить уникальным сценарием к фильму. Эксперты удивляются, почему Прия Датт, младшая дочь Наргис, которая сняла документальный фильм о своей матери, не подумала снять фильм о бабушке. Это обогатило бы киноархив Индии.
Согласно одним источникам, Джадданбай родилась в Варанаси, по другой версии — в Аллахабаде, либо в 1892 году, либо в 1908 году. Место и дата доподлинно неизвестны из-за отсутствия надлежащих документов. Ее мать, Далипабай, была знаменитой куртизанкой из Аллахабада, но переехала в Калькутту, когда Джадданбай была совсем маленькой. Поговаривали, что у Далипабай был страстный роман с лидером Индийского национального конгресса и борцом за свободу Мотилалом Неру, но его семья была категорически против связи с куртизанкой, поэтому Неру насильно женили на девушке, которую подобрали родители.
К сожалению, молодая жена Мотилала Неру умерла при родах вместе с ребенком. Несколько лет спустя, прежде чем снова женится, он снова встретил свою возлюбленную Далипабай, но к тому времени она уже была замужем за человеком, который играл на саранги (индийский струнный смычковый инструмент лютневого типа) и их отношения не получили продолжения.
Позже Мотилал женился на Сваруп Рани и не поддерживал связи с Далипабай, но некоторые источники утверждают, что у Мотилала Неру родился сын от Далипабай. Эти слухи так и остались домыслами. По словам историков, они использовались просто как сочные сплетни… Однако если предположить, что это правда, то Джадданбай могла бы быть сводной сестрой Джавахарлала Неру!
Считается, что сама Далипабай родом из семьи брахманов, но была похищена группой, которая обучала куртизанок. Другая история гласит, что мать воспитывала ее как мусульманку, и точно неизвестно, случилось это после того, как она была спасена от похитителей, или эта мать и отчим были ее приемными родителями.
Отец Джадданбай умер, когда ей было пять лет, и семья переехала в Калькутту. Именно в тот период девочка начала глубоко изучать классическую музыку и брала уроки у Мойнаддина Кхана — ветерана индийской классической музыки, обладателя Падма Шри, который до сих пор считается лучшим певцом тумри в еще не разделенной Индии.
Она также обучалась у Барката Али Кхана, младшего брата великого индийского классического вокалиста Баде Гулам Али Кхана. Джадданбай записывала газели в компании Columbia Graphophone, а также выступала на сцене, когда компания Playart Phototone из Лахора предложили ей сняться в фильме 1933 года «Раджа Гопичанд», где в конечном итоге она сыграла главную роль.
Джадданбай была чрезвычайно талантлива и универсальна в музыке, но не могла принять профессию своей матери, где обучение музыке было обязательным по другой причине — культура куртизанок начала исчезать в начале двадцатого века. Куртизанки обслуживали благородных господ, особенно в эпоху Великих Моголов, преуспели и внесли свой вклад в музыку, танец (муджра), театр и литературные традиции урду, а так же считались авторитетами в этикете. Они внесли значительный вклад в продолжение традиционных танцевальных и музыкальных форм, а затем и в появление индийского кино.
Молодая Джадданбай понимала, что значение кинематографа как новой формы развлечения, растет с каждым днем, поэтому приняла решение переехать в Бомбей — самый выдающийся центр кинопроизводства того времени. Она знала, что ее навыки в музыке помогут ей утвердиться в киноиндустрии, которая в те года только формировалась.
В личной жизни Джадданбай была как белая ворона даже среди куртизанок и жила по собственным правилам. Она трижды выходила замуж, и от каждого мужа рожала ребенка. Ее первый брак был с богатым бизнесменом из Гуджарати по имени Нароттамдас Кхатри (широко известный как Баччубхай). Сына от первого брака назвали Ахтар Хуссейн.
Затем Джадданбай вышла замуж за музыканта фисгармонии (музыкальный инструмент семейства гармоник) Иршада Мира Кхана. Их сына назвали Анвар Хуссейн. А потом был брак с Моханчандом Уттамчандом Тьяги (после смены вероисповедания он стал Абдул Рашидом), от которого родилась дочь Фатима Рашид, позже ставшая Наргис.
Абдул Рашид был безработным почти всю свою семейную жизнь, и Джадданбай пришлось кормить семью самостоятельно. Возможно, именно это и послужило причиной их переезда в Бомбей. Несмотря а то, что от Абдула Рашида отреклись все родственники за связь с куртизанкой, их брак оказался успешным и счастливым, они жили в любви и гармонии, дав Наргис прекрасное воспитание.
Джадданбай пела свои песни в нескольких фильмах, дебютировав на большом экране в качестве актрисы в фильме Раджа Гопичанд / Raja Gopichand (1933), после чего снялась в Insaan Ya Shaitan (1933), а так же работала в качестве актрисы и композитора над Talash-e-Haq (1935).
В 30-х годах прошлого века женщины начали создавать свои производственные дома. Первый из них, Fatma Film Corporation, был создан в 20-х годах актрисой Фатмой Бегум. Ее дочь Зубейда, сыгравшая главную роль в первом звуковом индийском фильме Alam Ara (1931), впоследствии основала Mahalakshmi Movietone, а Сулочана, урожденная Руби Майерс, основала Rubi Pictures в 1939 году. Поскольку в кинопроизводстве 30-х гг. доминировали крупные кинотеатры с собственным коллективом актеров, Джадданбай решила основать свою продюсерскую компанию Sangeet Films и открыла ее в 1936 году. Однако ни один из этих домов не дожил до сороковых годов, когда начали появляться блокбастеры со звездной системой. Кинопроизводство стало дорогим бизнесом, и Джадданбай вскоре была вынуждена отказаться от производства.
Она сменила имя своей дочери Фатимы на бэби Рани, когда ей было всего шесть лет, представив ее в детской роли в фильме Madam Fashion (1936). Джадданбай была вынуждена забрать Наргис из элитной школы с английским языком обучения, когда финансовое положение семьи ухудшилось, а на саму Наргис пало бремя семьи — она начала работать актрисой. Ее первая роль вне компании Sangeet была в фильме Мехбуба Кхана Taqdeer (1943) в паре с популярным и опытным актером Мотилалом. Наргис едва исполнилось 14 лет. Фильм имел успех, и судьба семьи была спасена. Слава пришла к Наргис в 1949 году с фильмами Andaz и Barsaat.
Актриса и композитор Джадданбай сняла такие фильмы, как:
Hridaya Manthan (1936)
Madam Fashion (1936)
Jeewan Swapna (1937)
Motiyon Ka Haar (1937)
Она заслуживает такого же признания, как и история индийского кино. Джадданбай была талантливой и мудрой женщиной, которая проявила невероятную стойкость характера во время культурного и социального перехода Индии. Она не спасовала перед лицом финансовых трудностей и обеспечила судьбу всех своих детей в кино — Анвар Хуссейн стал актером, а Ахтар Хуссейн — режиссером, хотя ни тот, ни другой не достигли тех же высот, как их сестра Наргис.
Приход Джадданбай в кинопроизводство, ее актерское мастерство, пение и сочинение музыки произошло в исторически значимое время, когда кино начинало вызывать уважение, а дамы из уважаемых семей, такие как Шобхана Самартх и Дурга Кхот, начали сниматься в фильмах в качестве актрис. Джадданбай навсегда останется в истории индийского кино значимой фигурой и будет ассоциироваться с мостом между двумя волнами истории, которые навсегда изменили тенденцию индийского кино. Она умерла в возрасте 41 или 57 лет, добившись в жизни многого.
Автор: Шома А. Чаттерджи
Мила специально для проекта «Влюбленные в Болливуд»
Статья запрещена к копированию
Copyright 2019 bollywoodtime.ru. All rights reserved. Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима активная ссылка на ресурс.
и нашла информацию только на английском. написал(а):
Откуда информация, что первые актрисы были куртизанками?
Я вот считала, что актрисами становились в основном мусульманки и еврейки, которые не имели таких предрассудков как индуистки.
Наверное, потому, что в живых её не застала.
Настюш, спасибо за интересную статью! Прочитала с удовольствием и узнала для себя много нового!
Admin написал(а):
ой, я как-то даже не думала об этом теперь подумаю
Admin написал(а):
Присоединяюсь к просьбе!
Анита, было бы здорово, если бы вы тоже иногда что-нибудь писали для сайта
и нашла информацию только на английском. написал(а):
Да это как-то само собой получилось ))). Наткнулась на интересную заметку про Маноджа Кумара и Дхармендру (скоро переведу), и после этого начали мне массово попадаться статьи об актерах и фильмах прошлых лет, приуроченные к датам релиза, датам рождения или смерти. То, что мне интересно, решила переводить И очень радует, что это интересно не мне одной
Еще попадается много информации о бенгальском кинематографе, и это бальзам на душу для меня… Может, по-тихонечку тоже начну переводить ))). Спасибо за отклики на статью,
Anita, я заметила, что вы очень много знаете об индийском кино. Почему вы не пишите статьи? Я была бы рада почитать ваши заметки и мнение.
спасибо за прекрасную статью. только Alam Ara был первым индийским звуковым фильмом, а не просто фильмом и наверное надо пояснить, что Сулочана, которая Руби Майерс — это не та Сулочана (Латкар), которая была всехней мамой в 1960-е и 1970-е
Мила прямо решила досконально заняться изучением истоков индийского кино.
Спасибо! Статья действительно интересная.
Мне сразу вспомнился фильм на маратхи Harishchandrachi Factory/Фабрика царя Харишчандры о том как Дхундирадж Пхальке создавал самый первый индийский фильм, вышедший, к слову, в 1913 году. Так вот там рассказывалось о том, как кинематографист-первопроходец не мог найти женщину, согласившуюся бы сниматься в кино. Даже проститутки считали, что быть киноактрисой — это что-то из ряда вон какое непотребное дело и потому ниже их достоинства. Так что все роли в том фильме исполнили мужчины.
В 20-е годы в Индии, однако, появились уже именно профессиональные индийские актрисы. И стали ими именно куртизанки — потому как к тому моменту кинобизнес оказался выгодным делом, более прибыльным нежели выступления в театре и более почётным нежели продажа собственного тела.
В 30-е годы в кино уже было и много женщин из порядочных семей.
Джаддан-бай и её история меня заинтересовали, когда я переводила фильм «Манто» — об известном писателе на урду. Там эта женщина была одним из эпизодических персонажей. Я начала искать материалы о Джаддан-бай и нашла информацию только на английском
Так, что данная статья для рунета эксклюзивная.
Ну, и в очередное раз распишусь, как сильно я люблю монохромное винтажное кино. Как бы зрелищны ни были современные цветные цифровые фильмы, а нет в них ни той тонкости, ни того очарования.
Я уже молчу о том, что серебряный экран требовал особой операторской работы, особых приёмов. И что высоко классные режиссёры умели использовать особенности монохрома для создания особенно эстетских кинокартин, построенных на красоте игры света и тени, контрастности освещения и особой передачи фактуры материалов и выражений лиц актёров.
Вот реально, можно целый эпос снять.
Мила, спасибо за интересную статью!