Dil Se / Любовь с первого взгляда. Рецензия san-ri


«Маленькие глазки, приплюснутый нос, только смех у тебя хороший», — говорит он ей. То есть ничего особенного в ее внешности Амар изначально не видел. Столкнись он с Мегной где-нибудь на улице – прошел бы мимо и не заметил. Но ведь недаром говорят, что любой человек может влюбиться, если совпадет три фактора: время, место и человек. Амар встретил Мегну на станции во время бури. Он замерз, поезд опаздывал. Спросив у нее спички, он был уверен, что разговаривает с мужчиной. Когда с нее слетело покрывало, он был поражен, увидев молодую девушку. Это сразу приковало к ней его внимание. Он подошел ближе, извинился, попытался с ней заговорить и наткнулся на полное нежелание идти на контакт. Это озадачило Амара, заставило его действовать решительнее, напористее. И когда она, наконец, взглянула на него и попросила горячего чаю – он пропал. Почему?

«Сколько бы я не смотрел в эти твои глаза — я ничего не вижу, а в тебе столько всего спрятано», — говорит Амар Мегне, признаваясь, что ему в ней не нравится и нравится одновременно.

Амар – очень хороший парень. Он веселый, милый, добрый, дружелюбный, НО… Но есть в нем одно «НО», которое рано или поздно все равно привело бы его к гибели, даже если бы он не встретил Мегну – страстное, неуемное, почти маниакальное стремление к истине. Амар готов на все лишь бы докопаться до истинной сути любого вставшего на его пути вопроса. Потому он и выбрал своей профессией журналистику. Потому и шел на риск там, где вполне можно было без этого обойтись. «Мы работаем на радио – нам не нужны сенсации», — говорит Амару его начальница, но он все равно идет на встречу с террористами, прекрасно осознавая, что может и не вернуться оттуда живым. Мало того, он задает им такие вопросы и говорит такие вещи, что у его помощника просто волосы дыбом встают от страха. И сам Амар боится. Он не герой из комиксов «без страха и упрека». Амар боится физической боли, боится смерти. Когда сообщники Мегны забрали его из полицейского участка и отвели на рынок, Амар просто обезумел от ужаса. Когда тот, кого он считал мужем Мегны и другой громила позвали его на разговор и завезли в пустынное место, он совсем не выглядел героем. Он дергался, тянул время, чтобы не выходить из машины, нес всякую околесицу, НО… но, если бы ситуация повторилась, он опять сел бы в машину. Потому что это был единственный верный способ узнать правду о Мегне. В этом весь Амар. И только такая девушка, как Мегна могла настолько захватить все его мысли и чувства. Она – сплошная загадка. Она не похожа ни на одну девушку, с которыми он общался раньше. Раскрывая один ее секрет за другим, Амар открывал для себя незнакомый ему мир – мрачный, полный жестокости и страданий. И посреди этого всего – она. Хрупкая, беззащитная, красивая той непередаваемой духовной красотой, что не вянет с годами, Мегна создана для любви, для счастья. Она была бы прекрасной женой и матерью, но…

В 12 лет ее жизнь пошла по пути, с которого нельзя сойти, свернуть или вернуться назад. Маленькая девочка, потерявшая в одночасье всю семью, изнасилованная, со сломанной психикой оказалась легкой добычей тех, кто, прикрываясь красивыми лозунгами и популярными идеями, через таких вот «террористов» идут к богатству и, главное – власти.

«Деньги, посылаемые на поддержку приграничных штатов, не доходят до адресатов. Куда же они деваются? Их забирают бизнесмены, посредники, чтобы наполнить карманы политиков или вы все в этом замешаны?», — спрашивает Амар министра. И получает ответ: «Не знаю».

«Что создает проблемы в Индии – политика или политики?», — задает следующий вопрос Амар. Ответ: «Без комментариев».

И правильно. Что может сказать министр, который наверняка имеет свою долю в этой отлаженной и отработанной схеме? И какое ему – министру дело до Мегны, до ее трагедии, до других, кто также как она попадают в эту машину, перемалывающую людей и их судьбы в угоду чьим-то очень большим интересам.

Узнав кто такая Мегна, поняв, с чем имеет дело, Амар попытался донести до нее – до Мегны всю абсурдность такой борьбы за справедливость. Но как она могла отказаться от того единственного, что поддерживало ее все эти мучительные годы? Мегна видит противоречия в идеологии своих товарищей, но старательно отбрасывает все сомнения прочь. А если сомнения становятся слишком сильны, рядом всегда найдется кто-то, кто «наставит на путь истинный».

«Неважно, родишься ли ты в лучшем обществе – важно, что ты оставляешь лучшее общество для других». Эту напутственную фразу говорит ей командир их «отряда» в то утро, когда она должна стать террористкой-смертницей, стараясь убедить ее в том, что ее смерть не будет напрасна, хотя сама она и не сможет увидеть плоды своего «подвига».

«Скольких людей ты еще убьешь – 30, 50?! И что будет? Страдания в твоем штате закончатся, счастье вернется?». Это говорит Амар, пытаясь убедить Мегну, что терроризм – это не решение проблем, не выход из положения.

«Пойдем со мной, давай убежим вдвоем – только ты и я. Мы убежим куда-нибудь далеко… Не хочешь?», — спрашивает Амар. «Не могу», — отвечает Мегна.
«Тогда возьми меня с собой».

Смерть Амара и Мегны – закономерный финал их истории любви. Нет такого места на Земле, куда он мог бы увезти Мегну от нее самой, от ее прошлого. А сам он в своем желании до всего докопаться слишком глубоко увяз в своих чувствах к той Мегне, которую вытащил на свет божий из ее панциря. Даже его очаровательная невеста никогда не смогла бы заменить ему то, что он открыл в этой девушке, прошедшей все круги ада, и все-таки сохранившей душевную чистоту и умение любить.

Сильный фильм. Прекрасная работа режиссера и актеров сделала его поистине выдающимся.

Одна из лучших работ Шахрукха (на мой взгляд). Что-то в этой его роли напомнило Виджая из «Каприз». Та же зацикленность, налет безумия и особенно это требование признания в любви в конце. Но, конечно, это всего лишь легкое сходство. Образ в целом совершенно отличный и от Виджая, и от всего остального, что Шахрукх делал до этого и после.

Маниша просто поразила глубиной и силой своей игры. До этого фильма видела ее только в «Gudu». Впечатления она там особого не произвела, поэтому, когда увидела ее в «Dil se» — была искренне восхищена ее драматическим талантом.

Прити просто очаровательна. Еще нет того лоска и гламура — просто котенок. Сыграла просто на 5+.

Музыка вся проходит по категории «Самое любимое».

Хореография — нет слов. Высший пилотаж. Ни одного непродуманного или не имеющего значения жеста. Все очень осмысленно и красиво.

Сюжетная линия построена очень своеобразно. То, что начинается, как обычная для индийского кино, история любви, постепенно принимает очень необычный оборот. Затрагиваются самые насущные проблемы: продажность политики, борьба за власть, терроризм, незначительность для «больших людей» человеческой жизни.

Вот мне только интересно, как это цензура (очень жесткая в Индии) пропустила этот фильм на большие экраны. Закрадывается невольно подозрение – а не для отвода ли глаз было сделано такое стандартное начало и вставлен клип на поезде, который после просмотра всего фильма кажется несколько лишним (хотя, конечно, клип гениальный – один из самых любимых)?

На ум сразу приходит история о том, как протолкнул в свет свой роман «Что делать?» Чернышевский. Зная, что цензоры не станут читать все (это невозможно – читать полностью все, что поступает для проверки), он просто сделал начальную главу похожей на обычный детективчик. Цензоры эту самую главу прочитали, успокоились и дали добро на выход этого произведения. Кто в школе проходил, тот в курсе, что этот опус по сути – идеологическая инструкция по построению коммунизма в отдельно взятом обществе. Не знаю, что было с теми цензорами, которые поставили на нем свое «Добро», но подозреваю, что ничего хорошего.

Так вот, это я к тому, что этот фильм возможно тоже прошел цензуру какими-нибудь обходными методами. И что-то сильно сомневаюсь, что политики и не только они (и не только индийские) были очень счастливы от увиденного. Но это, конечно, всего лишь домыслы. ИМХО, так сказать. (Может у них в Индии политики обожают критику в свой адрес и вовсе не рассердились ни капельки, а долго и сердечно трясли в благодарственном порыве руку создателя сего Шедевра.)

Отзыв о музыке Dil Se
Когда я впервые смотрела «Dil se», я еще мало кого из индийских актеров и актрис знала в лицо, а уж тем более по именам. Поэтому тогда я была искренне уверена, что в клипе на поезде участвует та же актриса, что была на станции. Да, сейчас сама удивляюсь, как я могла спутать Манишу и Малаику, но тогда для меня большинство индийских актеров и актрис были на одно лицо. Так вот, так как я очень поверхностно была знакома с индийским кинематографом, то в моем понимании такой поворот для индийского кино был совершенно нормален. Парень влюбился, размечтался и по законам жанра пошла песня с участием главной героини. Меня правда немного удивило то, что актриса несколько похорошела, но на то оно и кино, подумала я тогда и на том и успокоилась. Потом, по истечении какого-то времени, я снова посмотрела этот фильм. И только тогда наконец сообразила, что это две разные женщины. Признаться это меня несколько озадачило. Если Амар влюблен в Мегну, то где она? Ведь понятно же, что никаких танцев на крыше поезда в реальности не было. Значит, если это его фантазия относительно возлюбленной, то где же сама виновница торжества? Откуда вдруг взялась какая-то посторонняя девушка в его мечтах? В конце концов, я пришла к выводу, что таким образом просто добавили в фильм красок – клип ведь очень красивый, яркий и динамичный. Ну, добавили и добавили. Фильм это не испортило – и ладно. Так я рассуждала до сегодняшнего дня, пока Annett не скинула текст песни. И вот к каким выводам я пришла.

Песня действительно была вставлена не просто для красоты. И то, что в клипе нет Мегны — абсолютно закономерно, потому что песня не о ней и Амаре. Их, как пары, еще нет. Пока есть только Амар, его чувства, его виденье жизни, его мироощущение. Эта песня дает зрителю представление о том, какой он, как он видит мир вокруг, что для него есть любовь, каков его идеал женщины. Мегна его, конечно, заинтересовала, даже заинтриговала. Сам Амар посчитал себя влюбленным. Но в кого? Он видел Мегну лишь мельком. Он даже не запомнил толком ее лица. Когда она заявила, что он обознался, Амар по-настоящему растерялся: а вдруг правда не она – мало ли похожих женщин, тем более с такой вобщем-то обычной внешностью, как у Мегны. Ничего не зная о ней, какой он мог ее видеть? Что он должен был думать о том, как она вела себя на станции? Молодая девушка. Ночью. Совершенно одна. На его разговоры никакой реакции – ни улыбки, ни страха. Вообще ничего. Что должен был подумать Амар о Мегне тогда? Позже он выскажет свои мысли на этот счет: «Тебе нравится мучить парней! Знаешь, как мы называем таких, как ты? Плутовка!».
То есть Амару в принципе трудно представить себе именно Мегну, потому в клипе на поезде другая девушка. Она олицетворяет собой все то, чем мысленно наделил Амар Мегну. Гордая, уверенная в себе и своей неотразимости девушка. Что-то в ней даже есть от ведьмы. И это Амара тоже привлекает. Во всем этом есть какой-то авантюризм, романтика, риск. Такой Амар на тот момент видит настоящую любовь. Танец не случайно поставлен именно на крыше мчащегося на всей скорости поезда. Это как символ бесшабашности, готовности идти на риск ради любимой. Тот Амар еще многого не знает и не понимает. Он молод, полон сил и энергии. Встретив Мегну – такую необычную – он тут же начинает придумывать ее, идеализировать. Здесь, наверное, можно провести параллель с песней «Jiya Jale», которую поет Прити. Она очень похожа на того Амара, каким он был в клипе на поезде. Она не видит своего жениха таким, какой он есть на самом деле. Прити придумывает себе образ настоящего в ее понимании мужчины: сильного, уверенного, мужественного, от которого веет чем-то диким, необузданным. Ей хочется не просто семейного счастья, а любви, как в книжках — захватывающего романтического приключения. Она хочет, чтобы бурлили и кипели страсти.

Если проследить всю музыкальную линию можно увидеть, как меняется Амар, его мировоззрение и соответственно отношение к Мегне.

Первая песня «Chhaiyan Chhaiyan» – это еще не любовь, а лишь ее тень – предчувствие любви. Там еще нет кого-то конкретного – есть лишь очертания, силуэты, ароматы.

Во второй песне «Dil se re» уже появляется Мегна – настоящий живой человек из плоти и крови. Но Амар пока еще продолжает смотреть на нее сквозь призму своих фантазий. Реальной Мегны он еще не видит и не знает.

Вот третья песня (в пустыне) «Satrangi Re» – это прозрение. Амар еще многого не знает о Мегне, но именно теперь он действительно в нее влюблен. Именно в нее, а не в свои мечты и фантазии. Теперь она нужна ему такая, какая есть. Он начинает понимать ее, ее мир. Но вместе с этим приходит и предчувствие беды, опасности, которыми веет от Мегны и всего, что ее окружает. И это уже не что-то абстрактное – это реальность. Реальность, которая пугает и заставляет Амара по-другому взглянуть на жизни, на людей, на события, на то счастье, которое раньше он считал чем-то само собой разумеющимся.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *