Dhadkan / Биение сердца. Рецензия Aeryn
Любовь из прошлого
Почему я проиграл, даже когда победил, а он, проиграв, вышел победителем?
Ответ на этот вопрос Дева в женском сердце: трепетном, нежном, слепом и глупом…
Среди первых лент, чей пульс я ощутила в очередной, на этот раз более долгий, приход в индийское кино, было «Биение сердца». Года три назад в условиях, что все актёры были мне незнакомы, и только Акшая Кумара «где-то уже видела раньше», сердце билось с пониманием поведения героев, с печалью за их печаль и радостью оттого, что этот фильм такой, какой есть. Спустя долгое время «Биение сердца» с успехом выдержал пересмотр моим изменившимся взглядом именно как приближенное к идеальному воплощение жанра мелодрамы, как в меру сладкое, милое кино.
К Акшаю Кумару с самого начала теперешнего увлечения индийским кино стала испытывать малообъяснимую симпатию. На Шилпу Шетти обратила внимание лишь в последующих виденных мной фильмах. Сунила Шетти долгое время после роли в этом кино недолюбливала, к сожалению перенеся ощущения от его персонажа на самого актёра. Но всё же особенно хотела бы выделить Махиму Чаудхари. Хоть роль у неё и небольшая, и танцевальный номер с её участием Aksar Is Duniya иначе как item я не воспринимаю, но танцует, плачет и улыбается она так нежно.
Конечно, Анджали может показаться ветреной, ведь она слишком легко позабыла Дева и вышла замуж по выбору родителей. Некоторое время ещё посопротивлялась для приличия, но полюбила навязанного мужа. «Куда это годится?!», воскликнет недовольная зрительница. «Нет, мне подавай драму, слёзы, нелюбовь и убивание себя, вечное стремление к нему, первому и бесконечному, а в финале, по закону жанра, воссоединение с ним и всеобщее счастье». Жюльетта Бенцони в своём произведении «Флорентийка» — первом и до сих пор моём единственном бульварном романе, который даже дочитать не было желания, описывала подобный случай и давала ему, на мой взгляд, единственно верное объяснение. Мать центральной героини родители хотели спасти от губительной любви к брату, а заодно повыгодней «продать», и старый уродливый барон показался им подходящей заменой молодому красивому человеку. Девушка страдала в ненавистном браке и постоянно желала одного: снова увидеться с любимым. Жюльетта точно знала, как стоило поступить родителям несчастной – выдать её за молодого и красивого парня. Говоря просто и цинично: это мог быть равнозначный обмен. И родители Анджали поступили правильно: мало что им не улыбалась перспектива выдать дочь за бедняка с дырой в кармане, но голодранец ещё сыграл перед ними гордеца и нахала. Шантажом (ах, поистине, излюбленный родительский метод воспитания и убеждения) поскорей уговорили дочь выйти за другого: молодого, богатого, привлекательного, доброго, нежного, справедливого и честного человека.
Почему же «Биение сердца» можно считать идеальной мелодрамой? Она полна идеалами. Первое: богатая девушка полюбила бедного парня. Второе: её родители нашли прямо-таки идеальную замену её первой непутёвой любви: Рам и собой хорош, и добр, и нежен. Его достоинства перечислять устанешь. Третье: ему удаётся со временем растопить лёд её сердца. Четвёртое: гордый бедняк за три года (мистическим образом) превращается в толстосума, ворочающего миллионами. Впрочем, здесь всё просто: сила убеждения. Многие до сих пор недооценивают возможности, открывающиеся перед человеком, который поставил перед собой ощутимую цель. Дев рисовал себе один эскиз будущего: хотел сравняться с уровнем богатства отца Анджали, даже перещеголять его и вернуть любимую. И что есть в этом? Пятый идеал: мужская психология, вера в то, что женщину можно «купить», или же, напротив, искреннее ожидание верности от женщины.
Многочисленные идеалы этой мелодрамы выступают в пользу традиционного взгляда индийского общества на институт брака и на вынужденно противопоставленную ему безусловную любовь. Последняя, возникая до брака, неизбежно бывает заклеймённой за непостоянство. «Биение сердца» с нежностью говорит и показывает, что истинная любовь возникает не до, а после… Что её подкрепляют совсем иные принципы, что чем меньше ожиданий, тем сильнее рождающееся «в неволе» чувство и безбрежней счастье, которое оно дарит. То есть извечные «синица и журавль». Что лучше, каждый для себя выберет сам, но если Вы предпочитаете журавля, пожалуй, смотреть это кино не стоит: оно является одним из последних оплотов традиционности института брака в индийском кино и ненавязчиво проводит свои идеалы, с каждым днём и каждым новым фильмом медленно, но верно уходящие в прошлое.