Devdas / Девдас. Рецензия Тиллоттамы
Я давно мечтала посмотреть «Девдас» 1955 года, потому что он считается классической экранизацией романа Чаттерджи, максимально приближенной к первоисточнику. Нелегко удержаться от сравнений с фильмом Санджая Лилы Бхансали, но я постараюсь этого избежать (тем более, что версия Санджая-джи далека от оригинала настолько, насколько это вообще возможно, без искажения сюжетной линии).
Механический пересказ сюжета не сообщит ничего нового. И сложно передать словами очарование этого фильма. Он наполнен метафорами и трогательными песнями, красотой природы и искренностью первой дружбы. История Дева и Паро здесь – история вечной, бессмертной любви, сотканной из взглядов и улыбок, любви, которой не нужны были слова. Все, что должно сказать, было сказано в далеком детстве, когда не было места страху и притворству. А потом, они всю жизнь хранили эту любовь. И, чтобы любить, им не нужно было даже видеть друг друга.
Этот «Девдас» — глубоко социальный. Бимал Рой детально воскрешает эпоху, и мы видим ту невероятную пропасть, которая лежит между Девом и Паро. Паро — действительно БЕДНАЯ девушка, и это видно в фильме, ей не попасть в богатый и гордый мир Девдаса. Что общего может быть между брахманом и представительницей касты торговцев? Сложно обвинить Девдаса в слабости, он – дитя своего времени, поступающий, как типичный бенгальский бабу, хотя сердце и просит его поступить иначе.
Только после этого фильма я поняла, почему Девдаса так часто сравнивают с Гамлетом. Именно в этой невозможной, совершенно недопустимой его любви и был протест – против кастовой системы, лишающей человека чувств, подлинного сострадания к ближнему.
Это очень красивый фильм. Чудесная национальная музыка, которую в современных фильмах почти не слышишь. Великолепная, разбивающая сердце игра актеров. Прекрасно снятая индийская природа, метафорический смысл которой в фильме очень глубок.
Фильм также интересен своей зеркальной структурой. Большая часть событий, которую переживают герои Дева и Паро, повторяет ситуации из детства. Но если в детстве все способствовало их сближению, то взрослых, наоборот, разделяет.
Об актерах:
Дилип Кумар – ух, вот это мужчина! Красивый, чувственный, тонкий. А какой взгляд… Не знаю, почему с его именем вспоминают только «Рам и Шиам». В «Девдасе» его игра завораживает: столько скорби, трагичности, искреннего переживания. Просто блестяще.
Сучитра Сен – привыкнувшей к изящной Айшварье, мне было сначала нелегко воспринять несколько простоватую и не такую божественно красивую Парвати. Здесь, мне кажется, образ был сильнее актрисы. Как будто, Паро – отдельно, и Сучитра – отдельно.
Виджаянтимала – задорная, игривая, скрывающая нестерпимую боль, Чандрамукхи. Бесподобная Виджаянти. Глаз отдыхал на ее веселой улыбке и прекрасных танцах.
В общем, мое мнение – этот фильм шедеврален. (В последнее время мне кажется, что в 50-ее шедевры выходили чуть ли не каждый день, что ни картина – сокровище) Во многих отношениях он превосходит экранизацию Санджая Лилы Бхансали, и теперь я понимаю, почему именно этот «Девдас» называется классикой.