Detective Byomkesh Bakshy / Detective Byomkesh Bakshy! Дибакар Банерджи (2015). Рецензия Падмини

Опиумная головоломка

Бывшая столица Британской Индии в самый разгар адского пожара Второй мировой. Рвущие слух пронзительные тревожащие завывания сирены. Глухой угрожающий рокот взрывов в отдалении. Огненное зарево на ночном горизонте. На этом грандиозном фоне масштабных исторических событий в Калькутте неведомым образом исчезают и гибнут люди. Китайские наркодиллеры внезапно теряют весь свой опиум. Местные политические лидеры и по совместительству близкие родственники разругиваются вдрызг. Химическая фабрика, на которой только что было установлено новейшее оборудование с треском закрывается. Национал-патриоты начинают заводить таинственные шашни с японскими стоматологами. А бенгальский Шерлок Холмс – Бумкеш Бакши встречает своего будущего «доктора Ватсона» — Аджита. И всё это звенья одного и того же диковинного ожерелья, что, разорвавшись рассыпалось-раскатилось по всей Калькутте. Кому же их не собрать и не воссоздать заново как не умнику-детективу.

Обычный человек, предпочётший стабильной, но рядовой должности преподавателя математики в колледже, непростую, но азартную стезю частного сыщика. Сам себя Бумкеш называет не детективом, а правдоискателем. Докопаться до истинной сути вещей и событий для него гораздо важнее, нежели раскрыть преступление и обличить убийцу. В противном случае он бы пошёл в полицейские. Общественное мнение, мораль и нравственность его тоже не особо волнуют. Он запросто распахивает чужой шкаф, проникает на закрытую охраняемую фабрику, выдаёт себя за другого. Тайком опорожняет дамскую сумочку и подслушивает разговоры никоим образом не предназначенные для его ушей. У Бумкеша прекрасные актёрские способности. Он смел до безрассудности. В меру эгоистичен и амбициозен, обожает головоломные задачи. Остроумен и самоироничен. Ходит в поношенных туфлях, колоритно-народном дхоти и вытертом пиджаке сложно определяемого покроя.

Калькутта 40-х годов прошлого столетия ещё один полнокровный герой этой истории. Не детальная реконструкция прошлого облика мегаполиса, но затейливо и виртуозно созданный мир, в котором реальное и воображаемое слились в экстазе жемчужно-серого перламутра дней и сочной жути иссиня-чёрных ночей. Прекрасная акварель в оттенках нуара. Зловещие тени огромных размеров на обшарпанных стенах. Воздух злачных кварталов с привкусом опиума и бетеля. Пятьдесят оттенков мрака от рыжеватого до тёмного-изумрудного. Изысканные силуэты старинных авто, протяжные клаксоны, голосистые трамвайные звонки. Двуногие рикши, самозапряжённые в лёгкую двухколёсную повозку с откидным верхом. Сладкое манго по-английски накалываемое на вилку и традиционный бирияни, аппетитно поглощаемый со смачным обсасыванием пальцев. По-бхансалиевски картинно подаваемые интерьеры со множеством говорящих деталей. Калькутта как муза Бумкеша, а ночь как создатель графического романа об истине багряного цвета.
Убийство в курящемся мраке грязных подворотен. Многоликое безличье под грубой мешковиной рясы. Надвинутый капюшон скрывает лицо индийского доктора Зло, просчитывающего каждый свой шаг на пять ходов вперёд. Нет близких, нет любимых, нет соратников и единомышленников, нет убеждений. Только ненасытная жажда могущества.

Все люди марионетки. Отслужили свой срок – и под раздачу. Дьявольский хохот. Ослепшие глазницы. Брызги крови. Пляска смерти в судорожной тряске и последний рычащий и всхлипывающий одновременно хрип. Калькутская головоломка настенного граффити. Индо-бирманская Мата-Хари. Пунцовые губы выдыхают винтажные завитки дыма. Глаза пьянят, обнажённые руки манят, прекрасное тело обещает рай на земле. Как соблазнителен этот чувственный дурман. Калькутский поцелуй. Но не тот, что подарила чаровница, а название новой формулы бетеля. Опиум, героин, дешёвые папиросы. В воздухе поволока сигаретного дыма. Вопросы и снова вопросы. Ответы, сбивающие с толку. Предательство преданных и верность предавших. Бумкеш, собери обрывки нитей, случайные оговорки, неправильные штампы, газетные вырезки, бетельные зависимости и записи песен сладкоголосой серены в единый клубок. И постарайся не погибнуть сам в кружащемся смерто носном вихре, обращающем в рассыпающийся прах человеческие судьбы.

© Падмини

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook
Просмотрено 414 раз(а)

Detective Byomkesh Bakshy / Detective Byomkesh Bakshy! Дибакар Банерджи (2015). Рецензия Падмини: 3 комментария

  • Авантика
    Ноябрь 12, 2018 в 08:36
    Permalink

    ой, какая шикарная рецензия, сразу потянуло посмотреть фильм…smile большое спасибо smile

    5+
  • Падмини
    Ноябрь 12, 2018 в 07:10
    Permalink

    Pol , спасибо большое за столь лестную оценку текста.
    Я видела три индийских фильма о Детективе Бумкеше Бакши. Причём два из них были бенгальскими. И в Западной Бенгалии экранизации разных рассказов этой популярной книжной серии выходят практически ежегодно, жаль, что не переводятся никем на русский.
    Это была первая экранизация на хинди и пока что последняя. И, на мой взгляд, весьма удачная. Главное достоинство фильма — даже не работы актёров, хотя они бесподобны, а созданная режиссёром потрясающая атмосфера, обволакивающая меня во время просмотра дурманящей поволокой и не выпускающая из своих объятий вплоть до финальных кадров. Фильм был уже трижды пересмотрен. Для меня он из тех, к которым хочется возвращаться снова и снова. Этот текст, уже, к слову не первый написанный мною на этот фильм. Мне невероятно жаль, что фильм не имел успеха у публики. Индийцы очень редко, как я заметила способны оценить западный темп, ритм и стиль киноповествования даже при сохранении исключительно индийских антуража, атмосферы и сюжета. А в этом фильме нет ничего не только от масалы, но даже от штампов Болливуда. А ведь кино вполне могло стать началом франшизы и иметь продолжение… Эх…

    4+
  • Pol
    Ноябрь 11, 2018 в 19:19
    Permalink

    Эта рецензия вдохновляет пересмотреть картину. Это очень красиво!
    Падмини, спасибо!

    4+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *