Bombay Talkies / Говорит и показывает Бомбей (2013) Рецензия Pol’a

Фильм состоит из четырех киноновелл и одного музыкального клипа. У каждой короткометражки свой режиссер, свои актеры, сюжетно они никак между собой не связаны. Это просто четыре совершенно разные истории, и каждая из них заслуживает своей рецензии.

Фильм первый. Режиссер Каран Джохар.

Не сочтите меня гомофобом, но когда я вижу этого «товарища» в числе создателей фильма, то всегда ожидаю примерно одного – скорее всего в фильме будет так или иначе поднята тема гомосексуализма. Не стала и эта лента исключением. Но перед тем как пройти мимо нее стоит обратить внимание на состав актеров. Рани Мукхерджи, Рандип Худа. Заманчиво?

Я специально здесь не буду хоть как-то намекать на сюжетную линию. Это просто короткая семейная драма. Скажу лишь о том, что на мой взгляд, особенно ценно в этой картине. Конечно, это Рани! Я никогда, ни в одном фильме не видел ее такой. Какая-то она вся реальная, беззащитная, грустная, без своей волшебной улыбки. Уже на первых минутах она предстает перед нами практически без макияжа, как бы в домашней обстановке. На протяжении всего фильма она главная, мы наблюдаем за ней, за ее поведением и эмоциями. Она совершенно не стесняется своих укрупнившихся форм, наоборот, ничего не прячет, как бы говоря: «Смотрите, я такая!». И нельзя от нее оторвать взгляд. В ее глазах читается все – грусть, обида за потерянное и ушедшее навсегда время, счастье душевной свободы и обретения правды.

Что касается сюжета, то собственно фабула этой части мне представляется немного надуманной, малоправдоподобной.

Фильм второй. Режиссер Дибакар Банерджи.

В этой части фильма главную роль исполняет Навазуддин Сиддики. На протяжении всех 35 минут практически нет кадра, чтобы в нем не было Наваза. Как же он здесь фантастически сыграл! Талантище!

История в основе новеллы короткая и ёмкая. Рядовая семья. Муж (Пурандар), жена и дочка. Муж находится в поисках работы. Но по всему видно, какой-то он непутевый. Сам называет себя бизнесменом, но нет у него бизнеса. Какой-то он праздно шатающийся, без дела, что-то мешает ему найти себе применение, хоть какую-то работу. Что-то есть в нем особенное и нераскрытое.

И вот опоздав на очередное собеседование, Пурандар попадает на съемки фильма с участием Ранбира Капура. Почему-то именно его выдергивают из толпы зевак для участия в эпизоде, в котором всего-то надо столкнуться с Ранбиром и сказать: «Эй!». И вот тут-то мы и понимаем, кто же на самом деле герой Навазуддина. Оказывается, в прошлом он был не очень хорошим актером в захудалом театре.

Далее пересказывать не буду. Лучше смотреть, и смотреть очень внимательно. Обращать внимание на каждую деталь. На стакан чая, который то в левой руке учителя Пурандара, то в правой, то исчезает вообще. Пурандар хватает его и бросает на асфальт. Звука разбитого стекла не слышно. И вот он снова в кадре! На страуса эму, то и дело появляющегося на заднем плане. Почему-то именно на нем режиссер делает особый акцент. А финал заслуживает просто многократного просмотра! Наваз и комик, и пантомим, и великолепный фантазер! Восторг! Браво!

Мне почудился в этом коротком фильме бенгальский стиль. Никак не могу отделаться от этой мысли.

Если кому лень смотреть всю картину, то эту часть надо увидеть обязательно!

Как говорится, must see.

Фильм третий. Режиссер Зоя Ахтар.

Фильмов, созданных режиссером Зоей Ахтар, не так много. И для меня она ассоциируется прежде всего с ее братом Фарханом и киножанром, который ближе к ромкому. Собственно, я и ожидал увидеть что-то легкое и веселое. Но в действительности все оказалось не так, как на самом деле! Третья лента рассказывает нам щемящую историю мальчика по имени Вики, примерно десятилетнего возраста. Он просто ребенок, который имеет свое увлечение, но никто из родителей не хочет этого замечать. Отцу важно вырастить сильного мужчину, он отдает его в секцию футбола. Тратит на это последние деньги, которые нужны были сестре Вики для экскурсионной поездки. А интерес мальчика лежит в сторону танцев. И не просто интерес. Образцом для подражания, кумиром и духовным наставником для него становится Катрина Кэйф. Он внимательно смотрит как она танцует, как и во что она одевается. И во многом пытается ее копировать, в плоть до стиля одежды. Молится на нее, разговаривает с ней. И она ему отвечает, дает советы, приходя в образе ангела! Она – это идеал красоты и мудрости.

Однажды он вырядился в наряд своей сестры, одел мамины туфли, накрасил губы и в таком виде предстал перед сестрой. Что это? Первое проявление трансвестизма или просто своеобразное детское понимание, что есть красиво?

В финале мальчик впервые танцует перед публикой. Не бесплатно. Ему и его сестре нужны 250 рупий! Зрителей немного, человек 20-25, не более, но они есть, в основном дети. Возможно, что это их друзья. Поначалу зрители не понимают, что происходит. Зачем-то Вики, вырядившийся в откровенно женский наряд с блестками, пытается что-то станцевать. На их лицах читается изумление, которое потом переходит в восторг, потому что это красиво! В процессе танца немного неуклюжие движения Вики становятся все более четкими и плавными, выражение лица меняется со смущенного до полной эйфории. Зрители ему уже не нужны! Он делает то, что хочет – свободно и без оглядки, он мечтал об этом. Он пока наслаждается этой свободой, которая вечером скорее всего закончится.

Мы никогда не узнаем, что будет с ним дальше. Ясно только одно – перед нами талант. И Вики будет, по совету Богини-Катрины, стремиться к своей цели. Если не прервут налету.

Фильм четвертый. Режиссер Анураг Кашьяп.

Заключительная часть фильма снята в комедийном стиле. Довольно забавная история о том, как «больной» отец посылает своего сына в Мумбаи к Амитабху Баччану для того, чтобы угостить Великого мурабой. По мнению отца, откушенная Им мураба получит целебные свойства и позволит ему вылечиться от недуга.

Главную роль сына (Виджая) здесь исполняет Винит Кумар Сингх. Я не видел его нигде раньше. И скажу я вам, он очень интересный актер! Весь фильм, как и в случае с Навазуддином, держится исключительно на его игре. Он создал на экране очень точный образ провинциального парня, попавшего в крупный мегаполис.

О чем этот фильм?

О почитании авторитета отца в индийском обществе. Я это понял так. Глупейшая просьба отца. Беспрекословное её исполнение сыном. И понимание Амитабхом ситуации, в которую попал сын. Он выполнил просьбу неизвестного ему отца, откусил кусочек мурабы на глазах у Виджая, тем самым поддержав его авторитет. А сделать это было очень нелегко, как оказалось. Мне бы стало плохо.

А еще этот фильм о невероятном авторитете актеров индийского кино среди населения. Они почитаются простыми людьми практически на уровне святых. Одно прикосновение кинозвезды уровня Дилипа Кумара или Амитабха Баччана к какому-либо предмету или пище делает их и священными, и целительными!

Пятая часть. Клип «Bombay Talkies».

Клип очень яркий. Он реально переносит нас в историю, показывая кадры из лучших фильмов из всей эпохи индийского кинематографа. В них мы видим величайших актеров прошлого, как ушедших от нас, так и ныне здравствующих. Время бежит вперед, и на экране появляются уже современные кадры и лучшие актеры Болливуда нынешнего времени.

Идейно клип повторяет концепцию «Deewangi Deewangi» из ОШО. И кстати, при появлении Дипики Падукон, очень коротко тема из ОШО прозвучала. Но есть в нем очень интересный, я бы сказал, уникальный момент. В самом конце клипа, когда актеры танцуют и поют на лестнице кинотеатра, похожего на храм, мы можем наблюдать в одном кадре Шахрукха и Аамира. По-моему, это единственный случай их совместного появления. Ну и сам клип здесь:

Теперь, еще немного о фильме в целом.

При всем том, что четыре части не имеют между собой никакой сюжетной связи, она все-таки есть.

Первое, что бросается в глаза, это единый стиль съемки всех четырех короткометражек. Если бы специально не акцентировалось наше внимание на четырех режиссерах, то я бы сказал, что он у них был один. Я не искусствовед, но меня не покидает ощущение, что все фильмы сделаны в стиле близком к артхаусу. Наверное, в этом есть большая заслуга оператора ленты Раджива Рави, снявшего затем такие фильмы, как «Бомбейский бархат» (в содружестве с Анурагом Кашьяпом), «Летящий Пенджаб». Стилистически все четыре части чем-то похожи на «Дневники Мумбаи», «Ланчбокс». Неторопливые, без ярких красочных песен и танцев. Это зарисовки о жизни простых людей. Действительность, показанная как есть, без прикрас и ретуши. Много крупных планов, много пронзительных взглядов. И особое внимание стоит обратить на то, как выстроен кадр. В нем очень много деталей. Хочется даже остановить фильм и всмотреться в каждый его кадр внимательнее, как на хорошую картину. Какой-то невероятный реализм.

Второе, что объединяет все четыре части и клип – это роль кино в жизни простых людей. Во второй части мы видим, как простой человек может оказаться в центре съемок блокбастера. В третьей кинозвезда благословляет мальчика на путь в мир искусства, становится духовным наставником. В четвертой мегазвезда не гнушается угощением простого человека, поднимая тем самым авторитет отца в глазах сына. В клипе молодой парень салютует актерам, благодарит их за работу и за ту роль, которую они играют в его жизни и в жизни каждого индийца.

Ну и наконец еще одна объединяющая идея. Это ПРАВДА. В каждом из четырех фильмов так или иначе ставится вопрос честности перед самим собой и окружающими. Эту же правду в каждом кадре нам демонстрируют авторы фильмов и актеры.

Фильм шикарный, с глубоким подтекстом. Рекомендуется к неоднократному просмотру!

 

 

Share Button
Просмотрено 690 раз(а)

Bombay Talkies / Говорит и показывает Бомбей (2013) Рецензия Pol’a: 19 комментариев

  • Ноябрь 7, 2017 в 5:04 пп
    Permalink

    Нэйна , и все мои друзья! Спасибо за ваши теплые слова. Я очень надеюсь, что фильм вас не разочарует!

    3+

  • Ноябрь 7, 2017 в 4:01 пп
    Permalink

    Pol , исключительно шикарный отзыв! Ты стал говорить и выражать свои мысли более откровенно и глубоко. Это чувствуется всем сердцем! Pol, не хочу, чтобы в тебе пропал поэт)))

    3+

  • Ноябрь 5, 2017 в 5:49 пп
    Permalink

    Pol написал(а):

    Энди написал(а):

    Я их что-то не представляю в виде напарников. Скорее в виде соперников

    Энди! Забываете про профессора Мориарти

    0

    Семён Семёныч !))) :D

    1+

  • Ноябрь 5, 2017 в 5:35 пп
    Permalink

    Энди написал(а):

    Я их что-то не представляю в виде напарников. Скорее в виде соперников

    Энди! Забываете про профессора Мориарти

    0

  • Ноябрь 5, 2017 в 5:30 пп
    Permalink

    Linda , а Вам спасибо за мотивацию! До этого я долго сомневался смотреть или нет. И очень рад, что это случилось.

    1+

  • Ноябрь 5, 2017 в 4:34 пп
    Permalink

    Julie_Agra написал(а):

    Энди написал(а):

    Сейчас нужно что-то другое.

    Шерлок Холмс и Ватсон?)

    3+

    Я их что-то не представляю в виде напарников. Скорее в виде соперников, может и не сильно рьяных, но все равно что-то типа противостояния. Ну, как мягкий вариант, что-нибудь типа нашей «Барышни-крестьянки» — главы семейств, оба чудаковатые, оба с характером, как в нашем фильме их классно сыграли Куравлев и Лановой, а молодняк пусть резвится, Акулинушек да Алешенек играет)))

    0

  • Ноябрь 5, 2017 в 4:10 пп
    Permalink

    Pol огррромное спасибо что не проигнорировали мою просьбу! Я не ошиблась в том, что рецензия выйдет обалденная. А фильм зацепил меня сразу, но высказаться так ка сделали Вы, я не сумела бы. Ну и хотелось услышать мнение других о некоммерческом фильме.

    2+

  • Ноябрь 5, 2017 в 7:08 дп
    Permalink

    Julie_Agra написал(а):

    поищите в ю-тьюбе Eshan hilal — Dance+ Performance

    Классно! Очень здорово!

    3+

  • Ноябрь 4, 2017 в 11:05 пп
    Permalink

    Julie_Agra , Месть и закон?

    2+

  • Ноябрь 4, 2017 в 9:54 пп
    Permalink

    Энди написал(а):

    Сейчас нужно что-то другое.

    Шерлок Холмс и Ватсон?)

    3+

  • Ноябрь 4, 2017 в 9:35 пп
    Permalink

    Julie_Agra написал(а):

    Энди написал(а):

    А я все представляю каким мог бы быть Darr!!!

    Да, я помню эту фантазию)))) Игру Санни тоже не оценила, никакой «герой». Но это было бы хорошо, если бы было снято в те годы. Фильм, который мог бы получиться. А сейчас, конечно, уже вряд ли стоит переснимать, даже с таким кастингом))) Там именно молодость, страсть и одержимость должна быть у всех героев, юный задор.

    5+

    Разумеется, сейчас не стоит. Тот поезд ушёл))) Такие они все были молодые, горячие, трепетные… Сейчас нужно что-то другое.

    3+

  • Ноябрь 4, 2017 в 2:04 пп
    Permalink

    Pol написал(а):

    В этом суть истории. Если Вы будете смотреть, то не скажу

    У меня ж фантазия-то боХатая)))) Разыгралась…
    Не, однозначно посмотрю.

    4+

  • Ноябрь 4, 2017 в 2:03 пп
    Permalink

    Энди написал(а):

    А я все представляю каким мог бы быть Darr!!!

    Да, я помню эту фантазию)))) Игру Санни тоже не оценила, никакой «герой». Но это было бы хорошо, если бы было снято в те годы. Фильм, который мог бы получиться. А сейчас, конечно, уже вряд ли стоит переснимать, даже с таким кастингом))) Там именно молодость, страсть и одержимость должна быть у всех героев, юный задор.

    5+

  • Ноябрь 4, 2017 в 1:30 пп
    Permalink

    Блин, ну вот как так?!….я с вашей подачи Pol,уже пересмотрела дюжину фильмов и этот фильм хочу посмотреть!!! Спасибо,очень интересно написано и главное,пошла искать где фильм скачать :)
    Отдельное спасибо за клип,супер!!!!

    5+

  • Ноябрь 4, 2017 в 1:18 пп
    Permalink

    Julie_Agra написал(а):

    Немедленно скажите, что не так было с мурабой?:)))))))) Почему вам бы стало плохо?

    В этом суть истории. Если Вы будете смотреть, то не скажу :)

    4+

  • Ноябрь 4, 2017 в 1:04 пп
    Permalink

    Julie_Agra написал(а):


    А про Шаха с Аамиром, мне очень жаль, что у них нет совместного фильма. Это было бы очень интересно, они и по стилю игры, и по темпераменту такие разные. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень… В группе Аамира ВК даже фантазировали на тему, что они смогли бы вместе сыграть. Предлагали варианты типа «Достучаться до небес»:)

    А я все представляю каким мог бы быть Darr!!!
    Я уже отписывалась об этом в теме фильма —
    А вот бы Аамир в фильме был позитивом, а Шах — негативом, вот это был бы шок и трепет! Наверное такой расклад- это что-то несбыточное, но… Если представить пару Аамир и Джухи, и как он трепетно бы защищал свою женщину, а яростный Шах вторгался бы со своей страстью в заведомо созданный на небесах союз двух любящих людей. Просто для меня игра Санни в этом фильме абсолютно пустая, я не видела в его герое тех чувств, которые вроде как должны были бы присутствовать в истории, а когда смотрела фильм в первый раз, я в какой-то момент уже стала ждать в сюжете обманку-перевертыша, мол, Санни окажется неким невообразимым образом подным негодяем, а Шах — спасителем, пусть и шизанутым на голову, но потом пошли уже убийства, и я поняла, что нет, ничего такого не будет.

    7+

  • Ноябрь 4, 2017 в 12:58 пп
    Permalink

    Поступлю так. Сначала посмотрю фильм, а потом почитаю рецензию!))))
    Pol, спасибо!

    4+

  • Ноябрь 4, 2017 в 12:36 пп
    Permalink

    Спасибо Вам огромное, Pol! Прекрасный текст дает возможность прочувствовать все нюансы фильма и я, не смотревшая этот фильм, как бы «увидела» его вашими глазами. И конечно же сам клип — посмотрела его на одном дыхании и мысленно вернулась в те далёкие годы, когда изредка удавалось посмотреть замечательные индийские фильмы с участием актеров, которые ныне уже являются легендарными…

    6+

  • Ноябрь 4, 2017 в 12:26 пп
    Permalink

    Немедленно скажите, что не так было с мурабой?:)))))))) Почему вам бы стало плохо?
    Слушайте, вот не собиралась смотреть, а теперь хочу. Очень верю в игру Рани, в Навазуддина, обожаю сюжеты про влияние звёзд на жизнь простых людей… Ну и шут с ним, с Караном, с его гомопунктиком.
    Кстати, как раз несколько месяцев назад в одном из танцевальных шоу показывали парня-беллидансера, родные не одобряют его увлечение и даже стыдятся, но как же офигенно он двигается! Да, все эти женские уловки, плавные руки, качающиеся бёдра, но это ОЧЕНЬ красиво. Читала ваш отзыв и вспомнила. Если интересно, поищите в ю-тьюбе Eshan hilal — Dance+ Performance
    А про Шаха с Аамиром, мне очень жаль, что у них нет совместного фильма. Это было бы очень интересно, они и по стилю игры, и по темпераменту такие разные. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень… В группе Аамира ВК даже фантазировали на тему, что они смогли бы вместе сыграть. Предлагали варианты типа «Достучаться до небес»:)

    5+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *