Barsaat / Сезон дождей (1949). Радж Капур (Raj Kapoor). Рецензия падмини

Начало высокого стиля

Новенький автомобиль с двумя богатыми пижонского вида молодыми индийскими джентльменами катил среди прекрасных горных пейзажей. Над прозрачными как хрусталь и быстрыми как горная козочка водами неслась песня прекрасной дочери гор. Она взволновала юношей. Но каким разным было это волнение. Один из них возжелал сорвать цветок молодости и освежиться его нектаром. А второй погрузился в собственные мысли и мечты об идеальной любви. Так начинается второй фильм Раджа Капура и его первая работа, прославившая его имя у себя на родине.

Именно в «Сезоне дождей» 24-летний режиссёр последовательно и всецело погружается в исследование своей собственной философии любви. Задумчивый печальный музыкант Пран (Радж Капур) влюбляется с первого взгляда в юную горянку Решму (Наргис) – наивную девушку, чья душа столь же преданна и возвышенна, сколь прекрасно её лицо. Гопал же (Прем Натх) ветреный и чрезмерно жизнерадостный юноша, готовый волочиться за каждой обладательницей хорошенького личика и тонкой талии. Среди множества его побед оказалась и скромная девушка с гор Нилу (Нимми), не менее невинная и восторженная душой, чем избранница Прана. Но Гопал не в состоянии оценить по достоинству встреченное им сокровище, он устремляется дальше за новой волной плотских удовольствий. Любовь Прана и Решмы между тем из тех, что случается раз и на всю жизнь. Но множество препятствий встаёт между влюблёнными. Неравенство в образовании и материальном положении. Противодействие родителей. Насмешки и издёвки лучшего друга. Природная стихия и несчастный случай. Разлука, боль, страдания и болезнь. Человеческий эгоизм и жестокость. Но настоящая любовь, если она истинна может и должна преодолеть и общество, и стихию, и даже саму смерть.

Barsaat обретает ещё больший смысл, если рассматривать Прана и Гопала не просто как лучших друзей, но как две противоположные стороны одной той же личности: материально-плотскую и духовную. Поэтому так различны чувства, испытываемые этими героями. Так сложно им сосуществовать и находить взаимопонимание и между тем друг без друга невозможно тоже. И только в случае установления гармонии между этими двумя различными сторонами личности человек может обрести счастье.

Ещё более противоречивым и запутанным предстаёт взгляд Раджа Капура на женщину. С одной стороны, она объект страсти и получения всё новых наслаждений. А с другой – муза – источник бесконечного вдохновения творческой души. Женщины так же как и мужчины могут быть как изменницами, так и преданными возлюбленными. Причём горячая женская вера и преданность сердца могут и не вызвать ответного отклика в мужчине, оставшись напрасными. Одна и та же женщина может быть вознесена на пьедестал как олицетворение идеала, как живое воплощение богини Лакшими или Сарасвати, так и низвергнута ниц, упав в порыве самоуничижения к ногам возлюбленного. Она может принимать любовь как поклонение, так и выпрашивать её как милостыню. Но иногда мужчина возводит женщину на пьедестал только для того, чтобы потом свергнуть её оттуда.

Пран (Радж Капур) и Решма (Наргис) составляют невероятно жгучую пару, чьё взаимодествие и эмоции на экране просто невозможно не почувствовать. Настолько они искренни, столь стремительны их порывы, глубоки взгляды и трепетны прикосновения. Энергия их взаимоотношений то затихает, то стремительно пульсирует и перехлёстывает через экран. Лицо Наргис претерпевает множество тончайших метаморфоз. Оно буквально светится изнутри каким-то лунным мистическим сиянием, что превращает прекрасный образ Решмы в почти волшебное создание.

Игра со светом и тенью становится всё более изощрённой и одновременно технически совершенной по сравнению с дебютным Aag В манере работы с камерой ощущается влияние фильмов как Орсона Уэла, особенно его «Гражданина Кейна», так и Раджарама Вакунде Шантарама, особенно его «Бессмертного путешествия доктора Котниса». Воздействие визуальной эстетики столь мощно, что оно местами отодвигает в тень перипетии сюжетной линии. Контрастное освещение, резкие диагонали, очень насыщенная монохромная текстура. Око камеры часто устремляется ввысь. В небо, обрамлённое грозовыми облаками, или опускается в наползающий с гор туман, внезапно пронизываемый то автомобильными фарами, то освещёнными окнами домов, то вспышками молний, а то и некими неизвестными трансцендентными столпами и снопами света, магически льющимися от неизвестного источника.

«Сезон дождей» затягивает в свою перенасыщенную влагой и жгучими чувствами романтику. Этот мир не является отражением реальности, но отблеском сгустка мыслей и ощущений его создателя. Мир озёр, дождей, туманов, звуков скрипки, фальши и правды, низкого и возвышенного. Прекрасного и отталкивающего. Мир, построенный на контрастах и противопоставлениях. Начало высокого стиля в Болливуде, воспевающего бессмертную любовь.

© Падмини

Прекрасная песня из этого фильма:

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Barsaat / Сезон дождей (1949). Радж Капур (Raj Kapoor). Рецензия падмини: 5 комментариев

  • Pol
    30 мая, 2019 в 08:43
    Permalink

    Очень красиво снят фильм! Очень долго не покидает ощущение черно-белого волшебства. Каждый кадр продуман до мелочей и магически воздействует на зрительское восприятие. Безусловно, этот фильм образец искусства, и к нему нельзя подходить общей меркой. Представить себе сложно, что картине уже 70 лет! Мне, например, было очень интересно заглянуть одним глазком в эту далекую эпоху.

    В фильме очень много музыки. Мне показалось даже, что с избытком. Но назвать фильм мюзиклом язык не поворачивается. Правда, мое ухо оказалось непривычно к ней. Но меня лично очень порадовало, что еще тогда, в 1949 году Индии был не чужд джаз!

    Был один забавный момент в самом начале — два друга ехали в роскошном, по тем временам, леворульном кабриолете. Он постоянно глох и заводили они его “с толкача” или накатом под горку. Но когда Пран на одной из остановок долил в радиатор чистой родниковой воды, машина завелась как ни в чем ни бывало.

    Заметно, как сюжет фильма строго следует за диалогами действующих лиц. С одной стороны — это кажется примитивным — сначала разжевали идею, потом ее показали наглядно. Но вправе ли я предъявлять претензии фильму, который был снят семьдесят лет назад и не для меня, а для зрителей с совершенно другим культурным кодом? Ведь важно то, как он сделан и что он оставил в душе.

    9+
  • Падмини
    21 мая, 2019 в 09:18
    Permalink

    Так Жаль, что сейчас почти никого не возможно заинтересовать чёрно-белым ретро.
    А ведь Barsaat невероятно красивый, эстетический, лирический, возвышенный фильм.
    Лично мне этого очень не хватает в современном насквозь циничном и совершенно приземлённом мире…

    5+
  • Падмини
    20 мая, 2019 в 09:07
    Permalink

    Pol , Svetikk007 , пожалуйста!
    Рада, что вам понравилось

    2+
  • Svetikk007
    19 мая, 2019 в 15:58
    Permalink

    Красиво и возвышенно написана рецензия, интересно читать. Я прям прочувствовала всю атмосферу сюжета, будто посмотрела фильм. Если я всё-таки начну знакомство с творчеством Раджа, то именно Barsaat посмотрю в первую очередь. Спасибо. good

    7+
  • Pol
    18 мая, 2019 в 10:59
    Permalink

    Падмини, спасибо! Очень поэтично и объёмно звучит рецензия. Очень заманчиво выглядит идея посмотреть этот фильм.

    7+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *