Antarmаhal: Views of the Inner Chamber / Дворец. Рецензия Лорелии
Очередная кинокартина как искусство от мастера бенгальского кинематографа. Фильм-история, фильм-смысл, фильм как тонкая психология спутанных и сложных эмоций, фильм как красота и ужас деталей. Фильм как река, вяло текущая вначале и обрушивающаяся с огромной высоты оглушительным водопадом в конце.
Немного о главных героях. Уж очень они самобытны и колоритны.
Бхубанешвар Чоудхури – богатый землевладелец, заминдар. Его играет Джеки Шрофф – хочет заработать титул Рая Бахадура, польстив нетрадиционным образом англичанам. Он жестокий тиран, самодур, развратник, балующийся одурманивающими средствами, злоупотребляющий алкоголем и жирной пищей. Он никого не любит, кроме себя самого. Всех остальных людей рассматривает в качестве средств достижения собственных эгоистических целей. Для него нет разницы между женой и домашним котом. Через обоих он может спокойно переступить, а при необходимости принести в жертву ради своей пользы.
Казалось бы: он богат и знатен, у него две жены, преданные слуги, к его услугам практически все удовольствия человеческие. А этому заминдару всё мало. Он ненасытен в своём эгоизме, в своих желаниях.
Махамайя – первая жена заминдара (Рупа Гангули). Очень противоречивый персонаж, не поддающийся однозначной оценке. Она и любит, и ненавидит мужа. Жалеет и в то же время презирает младшую жену. Махамайя способна и на подлость, и на самопожертвование.
Яшомати – вторая младшая жена заминадара (Соха Али Кхан). Очень юная. Почти ещё ребёнок. Тихая. Очень скромная, ласковая, целомудренная. Она красива и нежна, как недавно распустившийся цветок. Хрупка и беззащитна, как пойманная птичка. Единственное совершенно чистое и безгрешное создание во всём этом огромном дворце. Грубое жестокое обращение окружающих, пошлость и разврат, окружающий её, деспотичное обращение разъедают ей душу, разрывают сердце, приводят в ужас и отчаяние. Она загнана в угол. Она беззащитна. Она не видит никакого выхода.
Brijbhushan (не знаю, как это написать по-русски) (Абхишек Баччан) – бедный молодой скульптор из Кришнанагара. Он человек со стороны, пришелец, временный наёмный ремесленник, которому плохо понятно всё то безобразие, которое царит в этом дворце. Он необычайно талантлив. В его руках мягкая скользкая глина может приобрести абсолютно любые очертания. Его фигурки, изображающие животных можно спутать с живыми, настолько они искусно выполнены, разве что лишены живого запаха и движения. Ему подвластен любой вид ваяния будь то поделка, игрушка, кукла или статуя великой богини-матери Дурги.
Место действия – уже упоминавшийся Дворец, именем которого и назван собственно кинофильм. Это роскошное здание, украшенное многоцветными очень красивыми орнаментами со множеством больших и мелких помещений богато и изысканно убранных. Но это красивое здание в своих недрах содержит настоящий ад, созданный не зодчими, а отношениями людей внутри него, во главе которых стоит жестокий деспот заминдар, словно главный демон этого разукрашенного ада.
Сюжет течёт очень медленно и неторопливо всю первую половину фильма. И в тоже время повествование насыщено короткими и длинными диалогами, в которых буквально каждое слово имеет важность и свою ценность. Ни одно движение актёров, ни один эпизод, ни одна реплика, ни одна деталь антуража и одежды не является лишней. Всё необходимо, всё на своём месте, всё очень продумано.
У фильма очень жуткая гнетущая атмосфера, раскаляющаяся в конце, в убыстрившемся темпе повествования до предела. Она и давит на эмоции и гудит зловещими завываниями жрецов, будоражит воображение своими ужасами. А в конце всё это сваливается на зрителя подобно грозному обвалу в виде поистине впечатляющей развязки, которая проняла меня до самых глубин души.
Фильм этот содержит в себе по-настоящему страшную историю. Историю полной бесправности женщины перед своим мужем, который не столько муж, сколько хозяин. История о том, какой страшной бедой может оказаться то, что хозяин попался не добрый и милосердный, а эгоистичный и деспотичный самодур. История о том, что богатство, знатность, высокий социальный статус, множество украшений и слуг – ещё не гарантируют женщине радости и счастья в этой жизни.
Это история о творчестве талантливейшего скульптора, который, быть может, против собственной воли совершил нечто неслыханное, что взорвало этот внутренний ад дворцовых покоев…