Angadi Theru / Базарная улица. Рецензия Aeryn
Хочешь быть счастливым, поспеши. Никогда не знаешь, что случиться завтра… (Лоренцо Медичи)
Пришла к этому фильму довольно давно и, как это часто бывает, совершенно случайно, просто услышав ЧУДО, именно так я воспринимаю звук и теперь доступные мне слова композиции Un Perai Sollum. Если Вы ещё не слышали этих переливов, этой мелодии, наполненной светлой грустью и неизбежностью, Вы определённо многое теряете.
Говорят, режиссёр Васанта Балан известен своей способностью снимать картины с лёгким оттенком реалистичности. Судя пока только по «Базарной улице» я скажу, что он смелыми мазками пишет яркие незабываемые картины. Цветовая палитра не оставляет равнодушными, пожалуй, даже тех, у кого камень там, где должно быть сердце. Мазок за мазком разворачивая перед нами незабываемое полотно, художник Балан умело сочетает самые разные, порой несовместимые цвета.
Любовь. То как крылья ангела белая, то как злая зависть чёрная. Как слеза прозрачная, как вода в луже мутная. Искренняя любовь к семье и желание поскорей отвязаться от надоедливого отца, пристающего с учёбой. Трогательные проблески первого чувства и серьёзное осознание ответственности. Чувство трусливое, лицемерное, и смерть оттого, что Любовь одна давала силы, без Любви больше нет смысла жить…
Забота. То нежная как слово матери, то неумолимая, как стоящая у порога нужда. Временами разумная, временами глупая. Забота о всех без исключения окружающих, потому как на эту Улицу попадают неслучайно и избавление здесь несёт только смерть. В этом мире жить – значит заботиться о других, и лишь богатые могут позволить себе роскошь эгоизма …
Веселье и радость. Им есть в этом мире место, без них было бы невозможно. Они живут в воспоминаниях, давая силы просыпаться каждый день. Они просто должны быть где-то, и вырвавшись из клетки, нужно успеть ими насытиться, надышаться ночным воздухом, наиграться вволю, как дети.
Бессердечность. В этом мире она частая гостья. Всё больше сидит дома, не пускает маленькую девочку в дом, а выгоняет в сарай, заставив её рядом с собакой коротать одну ночь своей «собачьей жизни». Загрустив, она выходит, лихачит на улицах ночного города, а потом, напившись крови, возвращается домой. У неё всегда будет много пищи, неумолимый водоворот жизни выбрасывает на дно всех, кто не смог удержаться.
Неизбежность. Потому что выхода просто нет. Всё будет так, как будет и то, что кажется светом в конце тоннеля, на самом деле фары приближающегося поезда, который раздавит светлые мечты, сровняет с грязью высокие стремления. Сил бороться нет, с этим придётся как-то жить. Нищета высосала все соки, но в проблеске надежды и любви ещё можно черпать силы.
«Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой» (Уолтер Патер). Мастер изобразительного жанра Васанта Балан основательно украсил свою картину музыкой, при этом не добавив танцев «стенка не стенку», но разумно расположив яркие мазки на красивой картине. Эти звуки то трогательные и нежные, то надрывные и печальные, выдающие скрытую под натянутой улыбкой боль.
Убаюкивает и обволакивает мелодия Un Perai Sollum. В неё погружаешься, обо всём забываешь и вместе с героями забываешься. «Совершенная музыка приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть музыка дает, несомненно, самое яркое счастье, какое только возможно на земле» (Стендаль) и, значит, музыка, играющая внутри от присутствия любимого человека рядом, даёт вдвойне больше счастья. Но «Что такое счастье? Счастье — миг, Мимолетный, словно птицы вскрик». И в мире, где живут эти люди, права на любовь и счастье у них нет. Нам не даёт об этом забыть мимолётный кадр, лёгкий, еле заметный штрих на картине. Камера наблюдения появляется на секунду, но сразу возвращает зрителя с небес, где он бы и рад воспарить от счастья, только это невозможно. А назавтра у каждой Любви будет своя Песня. «Приходите, покупайте»/«Мне имя твое в сердце слышится счастьем…» И не знаешь даже, какой эпизод картины поражает бОльшей трогательностью: бедняк, радующийся честным трудом заработанной рупии, маленькая девочка, выклянчившая у прохожих и крепко прижимающая к груди сумку из магазина, где работает брат, красная клубника в мутной луже. Что трогает больше и проникает в душу?
И пусть теперь никто не говорит мне, что кино – выдуманный мир, которому нет места в реальности. Вспомните об ужасной аварии на железнодорожном переезде. Многие эпизоды картины перехватывают дыхание и останавливают биение сердце, затем запуская его вновь, потому что в этом круге ада смерть – благословение, жизнь – вечное наказание.
«За что нам невзгоды, терзанья и муки?
Отчего небеса нам не падают в руки?
Растут в этом мире трава и цветы…
И лишь для тебя нет пространства, чтоб жить».
Эти ребята не блещут эрудицией, они даже больее чем обычные люди, но в их глазах мудрость не по годам, они рано познали суровый закон жизни: Бедность – не порок, но жестокое испытание. Бездушный директор магазина, изверг-заведующий льделом – всего лишь марионетки в руках Великого Кукловода, умело дёргающего за ниточки, пока они однажды не оборвутся…
И пусть на переднем плане картины Супермаркет, но Улица на заднем плане совершенно не тускнеет. Здесь лёгкими точными мазками выписана большая трагедия маленьких людей.
Родился ты бедным на этой земле…
Разве Господь благосклонен к тебе?
Разве назвать это можно судьбой?
С детства встречаться с бессильной нуждой.