«Амрапали». История любви куртизанки и короля. Один из лучших фильмов Виджаянтималы
Виджаянтимала продемонстрировала свой танцевальный талант в десятках фильмов, но, пожалуй, больше всего раскрылась в исторической драме «Амрапали» режиссера Лекха Тандона.
Одетая в блузки без бретелек, облегающие драпированные дхоти и яркие украшения, которые подчеркивают ее классические черты лица и глаза, похожие на драгоценные камни, Виджаянтимала создала образ незабываемой танцовщицы в этой романтической драме. Как оказалось, фильм стал одним из главных провалов 1966 года.
Но, как и многие другие проекты, проигнорированные в момент выхода, с годами «Амрапали» приобрел большую окраску и значение. Основанный на знаменитой легенде и ранее уже имевший экранизацию в 1945 году, фильм рассказывает историю придворной танцовщицы королевства Вайшали, которая влюбляется в Аджаташатру (в исполнении Сунила Датта) — правителя вражеского королевства Магадха.
Аджаташатру пробирается в Вайшали под видом раненого солдата. Пока Амрапали нежно перевязывает его раны, между героями расцветает любовь. Символическая близость на лодке знаменует союз влюбленных, но политическое соперничество, война и государственная хитрость заставляет Амрапали пройти путь от любви к отречению.
Амрапали — публичная женщина — она придворная танцовщица и, следовательно, принадлежит тому, кто больше заплатит. Но с ней обращаются с достоинством, поскольку Вайшали очень справедливое королевство. Амрапали имеет собственное мнение и непоколебима в своей верности родной земле, чем вызывает еще большее уважение.
Лекх Тандон дебютировал в качестве режиссера с романтической комедией «Профессор» в 1963 году, проработав ассистентом режиссера в нескольких постановках. Он был очарован книгой, которую прочитал в юности и мечтал снять фильм, в котором были бы изображены «язык, культура и единство того времени».
Главную роль в фильме должен был сыграть Шамми Капур, но он отказался. Тандон, разочарованный отказом Капура, хотел было отказаться от проекта, но продюсер попросил Лекха не отказываться от фильма.
Именно вера продюсера привела к прекрасному сотрудничеству режиссера и технических специалистов, которые усердно работали над сочетанием аутентичности и зрелищности. «Я помню, как в то время встретился с директором музея принцев Уэльских, и он сказал, что индийские режиссеры не могут снимать аутентичные фильмы. Это меня очень задело. Я понял, что хочу доказать обратное», — вспоминает Тандон.
Бхану Атайя, получившая премию Оскар в 1983 году за биографический фильм «Ганди», провела большое исследование костюмов, посетив памятники наследия Аджанты и Эллоры в Аурангабаде. Фильм должен был быть снят на месте, но в конечном итоге был перенесен в съемочный павильон, который построили в Мумбаи.
Оператор Дварка Дивеча, на счету которого такие фильмы, как «Китайский квартал» и «Месть и закон» особое внимание уделил освещению. Он использовал три набора источников света для Виджаянтималы: один для лица, второй для средней части тела и еще один для всего тела.
По словам Тандона, одной из главных причин провала «Амрапали» было использование классических диалогов на хинди. «В то время среди зрителей был более популярен урду, и это погубило фильм», — сказал он. «Зрители не понимали языка». Пропаганда буддизма, к которому пришла главная героиня после того, как осталась в ужасе от разрушительного действия войны, также сработала против фильма, предположил Тандон.
Несмотря на провальный показ в 1966 году, «Амрапали» остается одним из самых известных фильмов Тандона, за который он до сих пор получает высокую оценку. Этот фильм также является одним из самых ярких моментов в карьере Виджаянтималы, и режиссер до конца жизни был признателен актрисе за ее самоотверженность.
«Она была слишком хороша и слишком велика», — сказал он. «Она восприняла фильм как вызов, пропустила его через себя. Во время съемок на пруду в знаменитой сцене близости героев, у Виджаянтималы была большая температура. Неудивительно, что она была разочарована, когда фильм не имел успеха».
Мила — Bollywoodtime