Актеры, которые изменили индийский кинематограф навсегда
Индийский кинематограф в этом году отметил столетие. С первого немого фильма на хинди «Раджа Харишчандра» до современных новинок — индийское кино стало больше и лучше! Конечно, актеры играют в нем неотъемлемую роль, в прямом и переносном смысле этого слова. Давайте посмотрим на 10 лучших актеров, которые изменили лицо индийского кинематографа.
1) Балрадж Сахни
Он был актером, для которого не имела значения ни слава, ни «звездность». Балрадж всегда предпочитал эстетическое начало деньгам и кассовым сборам. Его роль водителя рикши в эпической ленте Бимала Роя «Два бигха земли» (1953), осталась в сердцах любителей кино навсегда. Он трудился на улицах Калькутты, работая рикшей, в течение двух недель, чтобы прочувствовать своего персонажа. Балрадж обожал свою профессию и отдавался ей без остатка. Несомненно, он — один из величайших актеров индийского кино.
2) Гуру Датт
Его имя вызывает благоговение и почтение. Продюсера, режиссера и актера Гуру Датта ассоциируют исключительно с золотым периодом индийского кино — 50-х и 60-х гг. Помните классику — Жажда / Pyaasa, Сгорая от любви / Kaagaz Ke Phool, Господин, госпожа и слуга / Sahib Bibi Aur Ghulam и Полнолуние / Chaudhvin Ka Chand — эти картины считаются величайшей классикой всех времен, а Гуру Датт — единственным актером, связанным с этими шедеврами. Его популярность не ограничивается только Индией. Он стоит наравне такими легендарными личностями как Альфред Хичкок, Орсон Уэллс и Макс Офюльс.
3) Радж Капур
Радж Капур — источник вдохновения для многих режиссеров и актеров, один из самых популярных всемирно известных индийских кинозвезд. На его счету несколько бессмертных работ 40-х — 50-х гг., которые положили начало коммерческому кино на хинди. Его роли в фильмах «Бродяга», «Чистильщики обуви» (в качестве продюсера) и «Господин 420» сделали Раджа Капура одним из самых влиятельных фигур в истории индийского кино.
4) Дилип Кумар
Мухаммад Юсуф Кхан, известный в народе как Дилип Кумар — самый популярный типичный «герой» Болливуда. Помимо широкого круга зрителей, Дилипа боготворили критики и называли его величайшим актером всех времен. Ему также принадлежит мировой рекорд — он попал в книгу Гиннеса как обладатель наибольшего количества наград в категории «Лучший актер». Дилип играл в фильмах разных жанров: романтическая «Репутация» / Andaz (1949), драматический «Девдас» / Devdas (1955), комический «Азад» / Azaad (1955) и исторический «Великий могол» / Mughal-e-Azam (1960).
5) Дев Ананд
Одного из самых красивых актеров индийского кинематографа, Дева Ананда, до конца жизни называли «молодым и вечнозеленым». Он продолжал быть главным и успешным актером, когда почти все его современники ушли на пенсию. Кроме того, Дев всегда выглядел эффектно и намного моложе своего возраста. Он был удостоен премии Dadasaheb Phalke в 2002 году за вклад в развитие индийского кино. Актер снимался в фильмах почти 65 лет и из 114 фильмов в 104-х сыграл главную роль. Что еще можно сказать об этом легендарном гении?!
Читайте также: Дев Ананд: любил одну, а женился на другой…
6) Раджеш Кханна
Один из самых универсальных актеров Болливуда, имеющий в своей фильмографии 73 золотых хита. Он также является рекордсменом по максимальному количеству фильмов в качестве главного героя и наименьшему количеству работ с мульти-звездным составом. Раджеш также ввел понятие интеллектуального кино в массы. Он всегда стильно выглядел и прекрасно одевался, а для многих женщин Кханна был синонимом рыцаря в блестящих доспехах.
Читайте также: От актеров до полубогов: первые суперзвезды индийского кино
7) Амитабх Баччан
Сердитый молодой человек Болливуда до сих пор цветет и пахнет. В свои преклонные года он выглядит на 17 лет. Его карьера началась с провалов, но он смог подняться с колен, когда Пракаш Мехра снял Амита в Затянувшейся расплате / Zanjeer. Эта роль до сих пор считается эталоном для любого актера Болливуда. У Амитабха огромное количество имен: суперзвезда, мегазвезда, звезда нового тысячелетия, икона стиля и др., но правда в том, что независимо от звания, он остается актером с большой буквы Б.
Читайте также: Актеры Болливуда, пережившие самую длинную серию провалов в карьере
8) Салман Кхан
Даже самые заядлые критики не могут не согласиться с тем фактом, что сегодня Салман Кхан, пожалуй, самая большая звезда в Болливуде. С сентября 2010 по август 2012 гг. Саллу выдал четыре огромных блокбатсера: «Бесстрашный», «Всегда готов!», «Телохранитель» и «Был один Тигр». Его преданные поклонники знают, что ни один из этих фильмов не шедевры, но стали кассовыми хитами только благодаря харизме этого популярного актера. Само собой разумеется, что Салман установил высокую планку и внес сильные изменения в экономику индустрии развлечений.
9) Амир Кхан
Он является лицом бренда ЮНИСЕФ, в 2003 и 2010 гг. получил премию Падма Шри и вошел в список «100 Самых влиятельных людей планеты» (по мнению TIME’s). Это все помимо того, что Амир является величайшим актером индийского кино. На его счету самые кассовые фильмы Болливуда всех времен — «3 идиота» и «Борьба». Его актерскую доблесть критики сравнивают с голливудской суперзвездой Джонни Деппом.
10) Шахрукх Кхан
Парень, который приехал из Дели в Мумбаи за мечтой, столкнулся с большими трудностями. Он спал на улицах Мумбаи, потому что ему некуда было идти. Разочарованный, но не отчаявшийся, он сказал сам себе, что однажды будет править этим городом. Спустя 22 года он известен как «Бадшах Болливуда». У него миллионная армия поклонников и он вполне заслуженно считается крупнейшей кинозвездой в мире.
Читайте так же:
Актрисы, которые изменили индийский кинематограф навсегда
Режиссеры, которые изменили индийский кинематограф навсегда
От актеров до полубогов: первые суперзвезды индийского кино
Мила для проекта «Влюбленные в Болливуд»
Название статьи странное. А по сути это список людей (актёров, актёров и режиссеров, актёров и продюсеров), которые оставили свой весомый след в индийском кинематографе. Кто-то потому что он великий актер (Д.К.), кто-то потому что его первого назвали суперзвездой (Р.Кх.), кто-то потому что у него красивая внешность а-ля Грегори Пек (Д.А.), кто-то потому что он звезда нового тысячелетия (А Б.) и т.д. Если же говорить о том, кто существенно повлиял на индийский кинематограф, способствовал изменениям и улучшениям в индийском кинематографе, то из этого списка можно назвать трёх человек — Гуру Дата, Раджа Капура и Амира Кхана.
А вот Каджол с ролью злодейки?! Если до нее главной героиней никогда не была злодейка, то Каджол действительно изменила стереотип, то есть ее можно назвать той, кто изменил индийское кино.
Как и то же Шахрукх Кхан – он первый сделал злодея не только главным героем, он еще и заставил зрителя сопереживать злодею. Этим изменилось навсегда индийское кино – ведь раньше герой мог быть только положительным персонажем.
Кстати индийский актер изменить своей игрой навсегда может только болливудское кино! Потому, что в параллельном кино не актеры правят бал! Потому оно и называется «авторским», что это кино целиком отражает замысел автора – режиссера. Актер, каким бы великим он не был, в параллельном кино только инструмент для раскрытия замысла режиссера – иначе это будет уже другое кино!
В своём интервью прекрасный советский киноактер Донатос Банионис, как-то говорил, что его очень выводила из себя манера работы с актёрами во время съёмок фильма «Солярис» режиссера Андрея Тарковского. Нам, говорил Банионис, ничего не объясняли – просто указывали, куда пойти, как встать и с каким выражением посмотреть в камеру. На все возражения, вызванные нашим недоумением, Тарковский отвечал, что конечный результат должен представлять себе только режиссёр – актёрам это ни к чему — просто точно выполняйте все. И только посмотрев готовый фильм Банионис, наконец, понял, насколько верными были указания Тарковского и как все, на первый взгляд, бессмысленные его распоряжения работали на образ.
Сатьяджит Рай выгнал бы самого прекрасного актера, если бы тот попробовал что-то привнести в фильм сам!
Потому прекрасные работы Шабаны и Смиты в параллельном кино ничего для ответа «Актрисы изменившие навсегда» не дают. Кстати до них успешно и в коммерческом кино, и у параллельщиков сыграла Шармила Тагор, Джая Бхадури.
Простите Anita, но статья называется «Актеры (или актрисы), которые изменили индийский кинематограф навсегда» — то есть те, кто ИЗМЕНИЛ кинематограф своей игрой в фильме НАВСЕГДА.
То, что кто-то (как Виджаянтимала) приехал из другого региона, для развития любого кинематографа ничего не меняет (разве без Виджаянтималы Шридеви не доехала бы до Болливуда?) — или тогда нам придется говорить, что те, кто родился не в Лос-Анджелесе, а приехал в Голливуд, уже этим своим приездом изменил американский кинематограф навсегда!
Наргис сыграла возрастную роль в 28 лет? Ну и что конкретно от этого изменилось для кино и для актрис? Ведь той же Вахиде Рехман, когда она сделала тоже самое (сыграв мать Баччана) указали, что этим она угробила свою карьеру героини?
Та же Наргис сыграла самостоятельную девушку в «Бродяге» (то есть Вахида ничего не открыла, сыграв самостоятельную девушку в «Жажде» и «Цветах»?).
Зинат не первый секс-символ.
Успехи в любой кинокарьере не меняют кинематограф страны, сколько бы ролей не игралось.
(я посмотрела статью по ссылке «Актрисы, которые изменили индийский кинематограф навсегда» — перечень актрис с их достижениями не раскрывает заголовок)
Кто из актрис действительно изменил индийский кинематограф навсегда?
Хелен Ричардсон – легендарная кинотанцовщица Хелен. Она ввела в индийское кино современный танец, а потом сделала из него настоящий постановочный отрывок для фильма. Ее танец был законченным спектаклем с созданием образа и сюжета. До нее этого в индийском кино не было. А с подачи Хелен теперь мы видим великолепную постановку индийских песенных номеров – песни в индийских фильмах бывало смотрятся намного лучше самого фильма! И это ввела Хелен, изменив подход к музыкальным индийским клипам навсегда.
Шармила Тагор. Это она первой демонстрировала свою фигуру в купальнике («Aamne Samne» 1967 год), проложив путь той же Зинат Аман. После победного выхода Шармилы, актрисы поняли, что это красиво и возможно на экране! Шармила сбросила старые стереотипы «нельзя» и этим изменила недозволенность бикини в индийском кино.
sakura написал(а):
в Умрао Джан она еще молодушка «Жажда мести»
sakura написал(а):
Видья уже не 90-е сейчас все по-другому совсем. про остальных сходу ничего эпохального вспомнить не могу, может кто-то подскажет.
Anita написал(а):
спасибо за информацию
мож спросить, что за ‘сольный хит’ у Рекхи ?
не Умрао джан ?
а как насчёт звёзд 80-х — 90-х ?
Шри ?
Мадхури ?
Джухи ?
Прити?
Рани?
Табу, кстати ?
Видья ?
Zajigai написал(а):
как раз про Девику Рани на заглавной странице висит статья, она вполне изменила. Виджаянтимала (первая суперзвезда с юга), Наргис (согласившаяся на неромантическую возрастную роль в «Мать Индия» в 28 лет), Вахида Рехман (одна из первых играла роли самостоятельных женщин), Зинат (первый общепризнанный секс-символ), Шабана и Смита (доказавшие, что можно быть одинаково успешными в параллельном и массовом кино), Рекха (выдавшая огромный сольный хит в 34 года, что для 1980-х было прорывом), Каджол (взявшая роль злодейки уже после нескольких удачных главных романтических героинь)
Гость – спасибо большое за подсказку – обязательно разберусь: что и как.
А можете вы как человек эрудированный разъяснить кто из индийских актрис и чем изменил индийский кинематограф навсегда. Тема интересная, а для меня это абсолютная табула раса.
Zajigai написал(а):
Потому что после «горячей» сцены в «Госпоже Майе» один журналист написал статью, что перед съёмками Шах переспал с Дипой Сахи, чтобы лучше вжиться в роль. Вот и решил впредь даже не целоваться, не то что «спать» с кем-то на экране
Zajigai написал(а):
Зато цензура допускала сцены с мокрой прозрачной одеждой, под которым не было ничего, и выдавала сертификаты на показ таких фильмов для широкой аудитории
Zajigai написал(а):
Так «целовались» практически ВСЕ актёры во времена табу на подобные сцены. И то, что они отвернулись от камеры, ещё не значит, что поцелуй был настоящим (мы же не видим, что происходит за их спинами)
Zajigai , вам стоит прочитать определение сексизма. Вы, похоже, путаете понятия сексуальность и сексизм.
Из того, что известно про Митхуна Чакраборти (а все приведенное мною это работа интернациональной группы), Митхун вовсе не любил обнажаться перед камерой (он, наверное, любил это делать перед другим зрителем?).
Митхун Чакраборти никогда не стыдился своего тела, но он вырос в среде, приверженной старым традициям + он очень религиозен. Сексизм своего героя и его обнаженное тело было для Митхуна одним из инструментов воздействия на зрителя для достижения популярности, то есть просто работой.
Как раз цензура и не допускала «французского поцелуя» в губы на киноэкране – за это фильму присваивали закрытую категорию и он мог остаться только для специальной аудитории.
Запрет действовал с 40-х и до конца 80-х – (детальная информация о цензуре на поцелуй и датах запрета есть и здесь, и на одном из форумов Митхуна в теме «Сексимвол эпохи»).
Любопытнее, почему такой, как Шахрукх Кхан не целовался на экране – в его времена запрет уже был снят.
А Митхун все же целовался в кадре даже в 70-х! В «Suraksha», в клипе «Dil Tha Akela», в сцене в бассейне видно, как они с Ранджитой по настоящему целуются, отвернувшись от камер.
Zajigai , согласна про Митхуна с его «горячим» телом на все 100%. Только мне вот что интересно: раз он так любит обнажаться перед камерой, почему никогда не целует своих героинь в губы? Да, в те времена это было очень редким явлением (да и то всего секунды 2 дальним планом), но не думаю, что цензоры не разрешили бы показ хотя бы одного его фильма с настоящим «французским» поцелуем (пропускали же картины Раджа Капура с героинями в мокрых прозрачных сари)
И ко всему прочему есть еще одно, что сделал своей актерской игрой Митхун Чакраборти, изменив индийский кинематограф навсегда – это сексизм в кино – сексуально привлекательный герой!
Индийские актеры давно поняли, каково воздействие мужской фигуры «топлес» на зрителя, но в 50-е у них этот номер не прошел – все намерения разбились об индийский менталитет. В итоге, когда довольно смелый для своего времени (и обладающий неплохой фигурой) Дэв Ананд снял в кадре мокрую рубашку, все осталось на уровне: «Дэв промок!». Потому как Дэв был полностью зажат в тисках своих мыслей: «Господи, неужели все меня видят?!». Когда подвиг Дэва повторили Радж Капур и Делип Кумар (общепризнанные «красавчики» Болливуда), результат был еще хуже: смотреть на них было просто неловко, и все их эротические намерения остались незамеченными.
Шаши Капур был красив, смел и прекрасно сложен (а для сцен «с раздеванием» нужна хорошая фигура), но все его эротические сцены оказались невыигрышными — ведь, кроме пропорций фигуры, надо кое-что еще, надо тело! Красивое тело! Полуобнаженный же Шаши представлял собой зрелище весьма специфическое – он демонстрировал «100% собственный мохер» на груди (а это «на любителя»!).
То же самое было с Амитом Баччаном.
Раджеш Кханна – необыкновенно обаятельный и красивый в одежде, сняв ее, выглядел просто нелицеприятно – опять все те же проблемы + некрасивое тело (у него были в наличии пресловутые «кубики жира»!).
С той же спецификой было тело «героя-любовника №1» – Риши Капура, а Дхармендра ко всему этому был уже староват для подобных экспериментов на экране.
Но главное было все же не только «в теле»! Главное было в отсутствии той самой сексуальности!
Митхун Чакраборти еще в фильме «Suraksha – Защита» показал сцены с обнаженкой, продемонстрировав великолепную фигуру+тело.
И Митхун сумел первым сделать нужную сексуальность — в фильмах, даже без всякой эротики у него была расстегнутая чуть ниже рубашка, и это показывало ту потрясающую мужскую сущность, которая присуща только Митхуну Чакраборти!
Еще был «Танцор диско», в котором Джимми был необыкновенно волнующий в каждом танце — движения бедер Митхуна сводило всех с ума! Это был стриптиз без раздевания!
Митхун Чакраборти ввел sex appeal в индийское кино, изменив его этим навсегда. И Митхун ввел фотосессии с обнаженкой!
И в первые ряды снова выходит Митхун Чакраборти!
Подхватив за Шамми современный танец, он сделал киногероя, танцующего мужское соло! Вспомните: в «Танцоре диско» практически нет женских танцевальных номеров, а вот Джимми танцует все песни! Такого до Митхуна не было, потому, что этого никто не мог. То, что потом Ритик Рошан делал в кино с хорошей профессиональной танцевальной подготовкой, было благодаря прорыву Митхуна.
Митхун Чакраборти сделал зрелищным танцующего киногероя, и этим навсегда изменил подход к нему в индийском кино!
Еще одним актером, который изменил индийский кинематограф навсегда, можно назвать Шамми Капура — потому, что он был единственным танцующим героем в хинди-фильмах с конца 1950-х до начала 1970-х годов — до Шамми Капура герои-мужчины в индийском кино не танцевали вообще!
В болливудском кино танцевали только приглашенные профессиональные танцовщики (свои музыкальные вставные номера), а Шамми танцевал то, что и не умели никакие индийские профессионалы — он танцевал рок-нн-ролл!
А еще Шамми сделал первую попытку в хиндиязычном кино ввести в фильмы песни адресованные молодежной аудитории тяготеющей к Западу, песни, которые стали предтечей поп-музыке в Индии!
В 2010 году Аамир получил не Падма Шри, а Падма Бхушан.
По теме. Уж кто здесь явно лишний, так это т.н. актёр тысячелетия чьи актерские навыки можно охарактеризовать как no comments
Вначале убираю упреки к статье «Актеры, которые изменили индийский кинематограф навсегда» по поводу незнания творчества Митхуна Чакраборти – вышеприведенный материал делался в 2013 году, а на тот период из интересных актерских работ Митхуна: «Mrigaya» — существовала только на одном закрытом тракере и только на хинди с частичными английскими сабами; «Jallaad» или «Gudia» не переведено с хинди, а таких как «Tahader Katha» и «Swami Vivekananda» вообще не было негде.
Так, что в 2013 году вполне можно было многого многим и не знать.
Но дело не в этом.
Статья называется «Актеры, которые изменили индийский кинематограф навсегда» — АКТЕРЫ, то есть те, кто изменил индийский кинематограф своей игрой в фильме НАВСЕГДА.
И тогда отсюда выпадает даже великий Гуру Датт! Потому, что он действительно оказал огромное влияние на индийское кино, но не как актер!
Гуру ввел новый подход к кинодействию, убрав застывшую статичность, перекочевавшую в индийский кинематограф из традиционного индийского театра. Гуру дал персонажам разговорные диалоги реальных людей (чего до него не было) и при этом органично вводил в речь актеров высокую поэзию. Гуру новаторски изменил работу с камерой и освещенность. И еще много чего сделал Гуру Датт!
Но его актерские работы (очень талантливые!) нельзя назвать теми, «которые изменили индийский кинематограф навсегда», потому, что сам Гуру использовал их для раскрытия своего режиссерского замысла только потому, что никто другой не мог понять его. Когда же была возможность изобразить все с помощью другого актера, Гуру с удовольствием уступал «сцену» тому же Дэву Ананду, справедливо полагая, что у него самого и так работы хватает.
Так же нечего делать в этом перечне Делипу Кумару, Дэву Ананду, Раджешу Кханне, Амитаббаху Баччану и иже с ними! Они были необычайно популярны, сделали любимые зрителями образы в фильмах, но чем они изменили и что?
Актером, который изменил индийский кинематограф навсегда, можно назвать Раджа Капура.
Он, заботясь о продвижении-продаже своих фильмов, вышел на советский кинорынок, и там, благодаря своему кинообразу, сумел завоевать огромную зрительскую аудиторию. Радж Капур раздвинул рамки Индии для индийского кино, чего до него не было – вот в чем заслуга его бродяги!
Следующим, кто смог изменить индийский кинематограф навсегда, был именно Митхун Чакраборти и именно с «Танцором диско», а не со своим великолепным высокохудожественным артхаусом!
Танец диско Митхуна, его образ Джимми, ввел в Индии моду на западную попкультуру – музыку, одежду, поведение, образ жизни. После Джимми индийский киногерой навсегда стал иным – вот чем изменил Митхун Чакраборти индийский кинематограф навсегда.
Алевтина написал(а):
а что именно он изменил?
и автору вопрос — можно узнать, когда Гуру Датт работал с Хичкоком, Офюльсом и Уэллсом?
А чего Шахрукх Кхан забыл на улицах Мумбая?
Трудности у него были и немалые, но до «ночевок на лавочках в парке» (что слезно приписывали и Баччану) дело не дошло (да и нет такой возможности в парках Мумбая! – там люди ночуют на уличных тротуарах).
И разочарования у Шаха не было – этот бронепоезд твердо шел к своей цели, принимая трудности как должное – в этом Шахова отличительная черта.
Не обвиняйте во всем Баччана (ему хватит актера тысячелетия – только за это над ним можно смеяться в веках) – контролировать все списки никто не в силах.
А чтобы реально утверждать, кто из актеров «изменил какой-либо кинематограф навсегда» нужно провести колоссальную работу и изучить творчество всех тех актеров. Это одному любителю не очень по силам – не всегда целый сайт с этим справляется.
Все эти нарезки дело приблизительное и всего-навсего отражают точку зрения автора. Ну не знает автор творчество Митхуна Чакраборти, ну не смотрел ничего из его фильмов кроме «Танцора диско» — его дело.
Если кто и изменил болливуд и индийский кинематограф, то это Митхун Чакраборти. Все об этом прекрасно знают, только есть самовлюбленный Баччан и не допустит другого списка, Кто платит, тот танцует девушку.
Скорее всего, Митхуна, как и Дхармендру, сочли представителем развлекательного жанра в фильмах 80-х, то есть просто популярным актером, не более…
А где Митхун?