Aakrosh / Крик раненого. Рецензия Ashanti
Описание: Этот фильм — взволнованный, исполненный глубокого сострадания к герою рассказ о судьбе крестьянина (Ом Пури), жену которого (Смита Патиль) изнасиловал, а потом убил помещик. Вину же за варварское убийство пытаются приписать этому беззащитному, затравленному человеку.
Адвокат (Насируддин Шах), искренне стремящийся установить истину, долгое время не может к ней даже приблизиться. Трудности его усугубляются тем, что беззащитный упорно безмолвствует, не отвечает на вопросы, не помогает защите. Адвокат едет в деревню, здесь, на месте преступления пытается выявить его корни. Но свидетели запуганы, терроризированы помещиком: они все знают, но тоже молчат. Единственный кто пытается помочь Бхаскару – прокурор Дуссане (Амриш Пури), который также вышел из низов общества, долгое время терпел насмешки, но и он тот же заложник системы, хотя и понимает это, но все же пытается противостоять беспределу творившемуся в округе, тут он выступает и наставником Бхаскара и в то же время предупреждает его о том, что это дело может поставить крест на его дальнейшей карьере и даже лишить жизни.. выдержит ли такое Бхаскар? Вот уже и жизнь адвоката оказывается под угрозой. Каждое неожиданное покушение на него — недвусмысленное предупреждение, приказ остановиться. Однако адвокат не останавливается… Постепенно мы поймем, что подзащитный молчит оттого, что не верит в победу справедливости: слишком всесильны, по его убеждению, те, кто вершит крестьянские судьбы. Когда приходит известие о смерти отца героя фильма, его, связанного, ведут к ритуальному костру, на котором сжигают останки усопшего. Лишь на секунду освобождают заключенного от пут, и он замечая какими похотливыми глазами смотрит один из участников убийства жены на его родную сестру, хватает топор и со страшным, нечеловеческим криком обрушивает его на свою сестру (Бхагьяшри Котнис). Только в смерти видит он возможность избавить девушку от страданий и издевательств, ожидающих и ее.
В 1981 году на Международном кинофестивале в Дели фильм получил первую премию — «Золотого павлина».
Что сказать фильм очень впечатляющий.. но и страшный, реалистичный, . Говинд Нихалани один из моих любимых режиссеров, этот фильм стал его дебютом на режиссерском поприще, в котором явственно угадываются бенегаловские черты, еще бы, Говинд один из его учеников. Кроме того, Говинд здесь выступил и оператором, а он как никто другой умеет работать с крупными планами. Затем он снимет великолепнейшие «Ardh satya», «Vijeta», «Aghaat» и далее «Thakshak», но это будет позднее. А пока на экранах Индии разлива 1980 г. происходит вот такая вот драма.
Актерский состав:
Ом Пури. Одна из великолепнейших и прекрасных его ролей, где работают только глаза и больше ничего. В этом маленьком, забитом, щуплом человеке внутри страшный ураган немыслимой силы. Он знает, что власть и правосудие находятся в руках тех самых людей, которые изнасиловали и убили его жену, а теперь заставляют его расплачиваться за былую непокорность и строптивость нрава. Но молчание героя Ома Пури поразительно красноречиво. В нем и отчаяние, сознание своей обреченности, и желание соучастия, и гордый отказ от помощи тех, кому он не может верить, и мучительное стремление найти хоть какой-то выход из своего безвыходного положения. То, на что он решается в финале, мог сделать только человек, потерявший какую-либо веру в добро и справедливость.
Насируддин Шах. Насир еще раз доказал нам что он гениальный актер, которому подвластна любая роль. Его герой непохож на других героев индийских фильмах, например тот же Амит или Дхарам разнесли бы все в пух и прах, будь они на месте Насира, но он же человек не «героистого» типа, не супермен, но в нем чувствуется твердый стержень, чувствуется гнев, непримиримость и упорство. Прежде всего в нем чувствуется мужество духа, и это при отсутствии мускулов, никакой осанистости фигуры. Это не стать Амриша Пури, не его спортивное телосложение, не стальные мускулы Дхарама, не высокий рост Баччана. Насир тот, кто может показать как никто другой внутреннюю жизнь человеческой души (вспомните его глаза). Финальные кадры фильма — адвокат Бхаскар, ведущий первое в своей практике дело, уже понял, что столкнулся со страшной силой коррупции, вседозволенности, беззакония. Один из тех, кто помог ему докопаться до истины в запутанном деле, убит. Такая же участь может ждать и его самого. И он не проявляет несгибаемость и решимость. Ему на самом деле страшно и с жизнью вовсе не хочется расставаться. Спрашивая своего учителя, прокурора Дуссане, что тот испытает, когда узнает о его, Бхаскара, смерти, он не пытается скрыть тревожного покусывания губ, подрагивания подбородка. Но при всем том выбор он уже сделал, от борьбы не отступится, даже зная, что грозит ему. Иначе он просто не сможет дальше заниматься своей профессией, ощущать себя человеком…
Амриш Пури – одна из положительных ролей того времени, внешне суровый и мужественный прокурор, вышедший из низов общества (мы только можем догадываться что он испытал при этом) но он победил. Амриш здесь спокоен, сдержан, единственное что выдает внутренний темперамент это его глаза, взгляд. Его герой хочет помочь своему ученику (адвокату Бхаскару) но он понимает чем это может грозить парню, он не давит на него, здесь он выступает советником, учителем. Его не пугают угрозы преступников, ночные звонки по телефону, он всеми силами пытается помочь герою Насира, но в то же время ему приходится общаться с теми людьми, кто совершает все эти мерзости и преступления – играть с ними в карты, улыбаться.. зная что представляет каждый из них. Прекрасно сыграна роль – впрочем как всегда.
Смита Патиль – её немного в фильме, в самом начале.. но как сыграна роль, впечатляет довольно откровенная сцена между её героиней и Омом Пури, а также и последующая ссора за этим.. оба на надрыве сыграли.
Еще хочется отметить Мохана Агаше… великолепно сыграл роль наглого, погрязшего во вседозволенности поддонка, но внешне он тут лапа просто… его этот бешарамский, развратный взгляд говорит о многом. В Индии таких взглядов только два… у Амриша Пури и у Мохана Агаше.. это несомненно.