96 (2018). Prem Kumar / Прем Кумар. Рецензия Падмини
Ночь длинною в жизнь
Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!
«Фауст» И. В. Гёте
Рам зарабатывает на жизнь, колеся по всей Индии и делая необычные колоритные снимки из повседневной жизни простых людей, архитектурных и скульптурных творений и дикой природы в самых экзотических уголках родной страны. Он путешествует совершенно один то растворяясь в суете многоликой шумной толпы, то погружаясь на дно океана, то соединяясь душою с деревьями, птицами, песками и горами вокруг. Кажется, ему комфортно в своём одиночестве, а в его глазах тишина и покой. Ведь только так Рам может ощутить единение со всем миром, расслышать его пульс, поймать чудесное мгновенье и навсегда запечатлеть его на фотоснимке. Иногда он устраивает мастер-классы для начинающих фотографов. Но несмотря на нежные взгляды волоокой красавицы-ученицы, остаётся за пределами не только флирта, но даже обычного нормального общения, как будто вовсе не интересуясь прекрасным полом. Но однажды, совершенно случайно оказавшись проездом через свой родной город Танджавур, Рама с головой накрывают воспоминания. Облик его старой школы совершенно не изменился ни внешне, ни внутренне: всё те же школьные скамьи, те же шаткие лестницы и стены, протёртые сотнями и ладоней и ладошек, касавшихся их изо дня в день, всё те же лёгкие как пыль крошки от цветных мелков под старыми классными досками и как будто всё те же цветы и те же жёлтые бабочки над ними в траве под школьной галереей. И фотограф решает связаться со своими бывшими одноклассниками и позвать их всех на встречу выпускников.
96, точнее 1996 — это год выпуска класса К. Рамачандрана или попросту Рама и его утраченной возлюбленной Джану — луноликой девушки с ангельским голосом небесной апсары. Это очень простая история и может быть не самая оригинальная. Но дело совсем не в сюжете, а в том, как именно выстроено повествование, в каком созвучном единстве слиты нежные кадры и надрывающая душу музыка, насколько естественны, живы, искренни, непосредственны и глубоки персонажи, включая и всех второстепенных. Прошлое и настоящее героев заботливо переплетены в цельный рисунок. Школьные годы неопытных, чистых и светлых душою подростков чередуются со взрослой жизнью зрелых личностей. Режиссёр-дебютант Прем Кумар бережно и аккуратно, словно смахивая многолетнюю пыль с драгоценного артефакта постепенно раскрывает историю перед нашими глазами. Внутренний мир персонажей вначале лишь набросан тонкой пунктирной линией, затем проявляются чёткие контуры, объём, медленно, но неуклонно проступает глубина. И вот мы уже понимаем, что внутри Рама и Джану — целый Космос мыслей и чувств, который они хранили и лелеяли столько лет, заботливо скрывая от посторонних взоров, неосторожных слов, назойливого любопытства среди череды будней и всей этой обычной человеческой суеты и шума.
Сколько историй уже было рассказано, написано, спето и показано о любви. Кажется, что их почти столько как звёзд на небе. И нужен огромный талант, чуткое сердце и необыкновенная проницательность, чтобы создать ещё одну, да так, чтобы она тронула души, перевернула всё внутри и очистила восприятие от поволоки сиюминутного а потом, ещё долго не отпускала, после того, как погас экран и замер последний аккорд музыки. «96» как раз именно такая история. Рассказ о великом тайном чувстве, что незаметно, подобно хрупкому ростку выросло в двух сердцах и со временем превратилось в могучее ветвистое дерево, которое не выкорчевать, не уничтожив всей души. Чувстве, что подарило короткие мгновения радости и долгие годы скрываемой горести. Всего одна ночь после более чем двадцати лет разлуки. Несколько часов, уместившихся между закатом и рассветом, наполненных слезами и улыбками, смехом и глубокими тяжкими вздохами, историями о самих себе, высохшими лепестками, пожелтевшими страницами с неловкими, но искренними стихами, вновь пережитым прошлым и самым нежным на земле светом, льющимся из любимых глаз. Радость и грусть, растворённые друг в друге, горечь и сладость волнующих ощущений, согревающее тепло внимания и заботы любимого человека. Красноречивое молчание невысказанных слов. Любовь не страстная, не жгучая, но душевная, духовная, высокая до самозабвения.
Всего одна ночь против целой жизни вдали и пугающего будущего. Маленький островок счастья среди океана страданий. Но… «есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».
© Падмини
трейлер:
Посмотрела и я этот фильм. Очень нежный, трогательный. Но очень уж грустный… Прямо сердце разрывалось от осознания того, сколько времени ждали герои фильма этой встречи, от понимания того, что финал фильма не может не быть печальным. И все у меня внутри что-то не давало покоя, я все никак не могла вспомнить где я уже сталкивалась с таким сюжетом. А вчера вспомнила. Наше родное кино — «Три тополя на Плющихе». Тоже с каким-то зашкаливающим ощущением нежности и грусти. И пронзительная музыкальная тема фильма — голос Майи Кристалинской, песня «Нежность». И диалоги героев в машине. И неприкаянность главного героя, и несвобода героини… И неизбежное расставание… Но все-таки наше кино не настолько печальное.
Финал «96» на мой взгляд не открытый. Для меня знаковой стала даже не сцена в аэропорту, а то, с какой практически религиозной трепетностью герой Виджая аккуратно сложил в чемодан свой новый трофей — платье… Я сама очень люблю открытые финалы, но в данном фильме на продолжение никаких шансов. Платье убрано, крышка чемодана захлопнута. Не, ну так-то можно что-нибудь насочинять… Ну, муж, например, может помереть… Только это будет уже совсем другая история….
Тришей налюбоваться не могла.
Я всё-таки за то, что финал открытый. И не случайно мы по-разному трактуем то, что может быть дальше. Неопределённость горька, но оставляет возможности изменений.
Финал безусловно открытый, для меня в этом особая ценность фильма! Но вот опыт… как правило в таких отношения побеждает не «люблю», а «надо». И чаще всего именно женщине приходится произносить это слово. Мне показалось, что Джану все для себя решила: не из-за мужа, не из-за мнения окружающих, а из-за дочери. И потом.. не всегда великая несчастная любовь может перерасти в такую же счастливую… Ох, никогда не думала, что буду после индийского фильма рассуждать на такие темы
Pol написал(а):
Почему один на один? если мечта станет реальностью, он не будет один.
Pol написал(а):
Да, лишена, для посторонних глаз. Потому что чужие страдания по возвышенному поводу в искусстве заставляют испытывать катарсис.
Вообще все самые знаменитые истории любви — они о несчастной любви — Ромео и Джульетта, Лейла и Меджнун, Хир и Ранджан, Рам и Лила….
Люди несовершенные создания. И к счастью мы привыкаем слишком быстро, перестаём его воспринимать как счастье, относимся как к чему-то само собой разумеющемуся и… на том чудо возвышенного и прекрасного заканчивается. Но это общее правило. Исключения ценны именно тем, что они редки. Чем реже — тем ценнее. Я никогда не считаю правильным всех под одну гребёнку ставить.
Evelina написал(а):
Это больше зависит от самих людей, я так думаю. Отношения это не то, что раз получил и навсегда. Это то, что нужно строить, холить и лелеять постоянно. Это не результат, но процесс.
Arisha написал(а):
А если судьба их снова сведёт вместе или, например, Джану просто не выдержит.
Сейчас же есть разводы. Да, вероятность мала… Но обстоятельства могут сложиться по-разному. Даже непредсказуемо.
Я всё-таки за то, что финал открытый. И не случайно мы по-разному трактуем то, что может быть дальше. Неопределённость горька, но оставляет возможности изменений.
Виталий написал(а):
Согласен
Pol написал(а):
?
Виталий написал(а):
Согласен
Падмини написал(а):
Но для меня финал не беспросветный. Это скорее вариант открытой концовки. Я, например, надеюсь, что Рам и Джану ещё свидятся в будущем.
__________
И для меня хоть и слабая, но есть надежда на их воссоединение при определённом стечении обстоятельств.
Кто, что думает по поводу такого развития событий?!
Вот для меня как раз будущее линии Джану-Рам предельно ясно: каждый останется верен своей любви до конца жизни, при том что вместе они будут только в своих воспоминаниях или фантазиях. Не вижу их вместе от слова совсем, возможно из-за сцены в аэропорту.
Pol написал(а):
А мечта, превращенная в реальность, не всегда оказывается желаемым.
Падмини написал(а):
Не уверен, что это к лучшему.
Мне кажется, одиночество — это личный выбор Рама. Ему в нем если и не комфортно (об этом первые минуты фильма), то уж точно привычно. Не известно, каким человеком он окажется, когда останется один на один со своей реализованной мечтой.
Если не ошибаюсь, Борис Васильев сказал, что осуществленная мечта всегда лишена романтики.
Виталий написал(а):
Сочувствую вам.
Julie_Agra написал(а):
Ураааааааа!!!!! Очень рада!
Julie_Agra написал(а):
Мне на самом деле кажется, что такое может быть не только в Индии. Всё зависит от личности. Просто такие люди К. Рамачандран очень редко встречаются в реальной действительности. К тому же Джану была для него не просто любимой, он же буквально вознёс её на свой личный алтарь, как богиню… с самого детства…
Arisha написал(а):
Я тоже склоняюсь к этому варианту.
Но для меня финал не беспросветный. Это скорее вариант открытой концовки. Я, например, надеюсь, что Рам и Джану ещё свидятся в будущем.
__________
И для меня хоть и слабая, но есть надежда на их воссоединение при определённом стечении обстоятельств.
Кто, что думает по поводу такого развития событий?!
Большое спасибо всем за ваши мнения! И интересное обсуждение!
Arisha , тоже восприняла это как то, что Рам останется верен своему чувству. Его копилка пополнилась ещё на один драгоценный экземпляр. Не представляю его с другой девушкой, честно. Так и помрёт девственником)))
Pol написал(а):
Думаю, вы правы. Мой жизненный опыт за этот вариант, но… Но иногда нам надо оглянуться в прошлое, чтобы увидеть будущее, и при этом не обязательно отказываться от наших воспоминаний. Просто мне хочеться найти хоть искорку надежды, хотя возможно по замыслу режиссера ее и не должно там быть
Arisha написал(а):
Думаю, для Рама ничего не изменилось. Он будет ждать. Ведь в этом чемоданчик история его любви в виде самых дорогих его сердцу вещей. И он его не выбросил, символизируя тем самым начало новой жизни.
Одиночество — вот его выбор.
Уже который день мучаюсь над последними кадрами фильма, никак не могу отпределиться Рам сложил ее одежду в свой чемодчик воспоминаний и что? История Джанви для него закончена, наконец-то он может открыть новую страничку своей жизни ( ну не зря же нам дважды показали ту его студентку Или… просто воспоминаний стало на один чудесный вечер больше и этот чемоданчик как был самым главным в его жизни так и остался, ничего для Рама не изменилось… Друзья, а как вы поняли эту сцену?
Не знаю, мне фильм безумно понравился, скучно не было ни минуты. Тот редкий случай, когда я не выключала до тех пор, пока титры не закончатся — музыку слушала и носом хлюпала. Чудесная история, такая нежная, грустная, музыкальная, щемящая…
И наивной она мне тоже не кажется. Для Индии вполне такое может быть — что вот встретились два человека 35+, провели вместе ночь и даже не обнялись ни разу.
Играли все хорошо, и дети и взрослые, на мой взгляд все отлично справились. Да, у взрослых не было надрыва, истерик, заламываний рук, бегу навстречу друг к другу при расставании и прочих клише (ну разве что Триша на унитазе порыдала немного), но они смотрелись абсолютно естественными. Я этих актёров не знала раньше (редко смотрю южное кино, и то больше малаялам), для меня это была пара обычных, простых людей, которые очень честно и пронзительно рассказали свою историю. Очень по-индийски.
Спасибо ещё раз за рекомендацию. Очень понравилось
Да, хотел добавить: фильм имеет негативную концовку. Дело в том, что все мы в данной конкретной жизни имеем несколько основных задач. Для главного героя одной из основных жизненных задач было жениться на этой девушке, но он ее не выполнил, хотя присутствовал на ее свадьбе и мог в любую минуту ее остановить…в итоге- существование героя в дальнецшем неполноценно и несколько угнетающее.Но, как часто бывает, жизнь дает ему второй шанс: они встречаются снова, через очень много лет, но второй шанс бывает зачастую с некоторыми осложнениями( девушка замужем и у нее ребенок), то есть реализовать его уже труднее, это штраф за косяк. И что мы в итоге видим, несмотря на то, что девушка его просто уже молит в конце фильма остановить её, герой опять оцепенело молчит, и она улетает… Опять провал ! теперь эта проблема будет перенесена на следующую жизнь, но с еще большими осложнениями и препятствиями! Концовка негативна, герои так не поступают
Если честно, дети в этом фильме играют намного лучше взрослых актеров( правда Триша вообще никогда нормально не играла, кроме непохищенной 2. Видимо, она считает что просто её красоты уже достаточно).Сам фильм так себе, слабоват, скучный. В один день с ним поглядел другой — «Смотрины»- совсем другое дело! позитывный, играют живо, а то уж думал вечер потерян…Правда, если бы дети играли весь фильм, вышло бы хорошо, я думаю, они молодцы.
Pol написал(а):
Ты бородач?
Смотрю фильм сейчас. Ну какая же прелесть! Первая любовь, ну прям до слёз. А девочка-то чудо какое!
Падмини написал(а):
Хм! Надо подумать..
Неплохая мысль!
По поводу облика. Меня в этом фильме в очередной раз поразило как борода прибавляет возраст мужчине. И чем она окладистее, тем годков чисто внешне больше.
Причём видно и на юном герое. Как школьник-пацан в парня преобразился с бородкой.
И особенно на Виджае Сетупати. Вначале прямо такой мужик! Ну просто медведь брутальный, даже медведище. А потом — раз! — бороду сбрили, волосы на пробор расчесали и минус лет 12-15 сразу с плеч долой! Правда и брутальности без неё поубавилось… Такой фокус-покус!
Падмини написал(а):
Иногда, бывает! ?
Pol написал(а):
37-летнюю?!!!! Шутишь, да?
По мне так даже Триша внешне не тянет на 37. Хотя ей 35 аж вроде как. Она очень молодо выглядит. Тем более у индианок вообще возрастные изменения лица и кожи обычно проявляются раньше, чем у европеек. Наверное, из-за климата (жарища) и экологии ужасной (интернеты пишут, что с этим в Индии совсем плохо) — Но тут Юля больше может рассказать, я всего лишь предполагаю причины.
Падмини , смотрю на её страницу в ФБ. Уверен, при желании режиссера, могла бы сыграть. Да и лет ей не меньше 18
Pol написал(а):
Мне кажется юная девочка никак не могла сыграть 37-летнюю женщину, наверное поэтому и не дал отличиться, …чтобы по полной.
Но девочка, действительно, бесподобно милое и талантливое создание.
Pol написал(а):
Ты что-то путаешь!!! 9 там стоит!!! Проверь ещё раз!!!
Ага! Теперь понятно, почему 8 баллов на КП ты поставила. Я таким фильмам сразу десятку. Но мой минус за то, что не дал Прем Кумар отличиться дебютантке до конца, чтоб по полной!
Pol , очень-очень рада, что фильм тебе понравился!
Не могу согласиться с упрёком в наивности, люди разные бывают…
Да есть случаи, когда вот эта внутренняя чистота является чем-то врождённым (то ли дар небес, то ли проклятье). И да — обычно в социуме такие люди притворяются циниками, остряками и ведут себя весьма грубовато на людях, с которыми не желают сближаться. Скрывают своё слишком хрупкое «истинное я» от посторонних взоров. (В то время как подавляющее большинство, наоборот, предпочитает создавать о себе впечатление, что они лучше, чем на самом деле) И именно так и вёл себя главный герой, когда Джану не было рядом.
ИМХО, конечно…
Каждый судит всё равно исходя из того, что сам в жизни узнал и увидел…
В любом случае это никак не отменяет того, что кино близкое к шедевральному.
Лично для меня не хватило бОльшей кинематографичности и богатства киноязыка. Но да — я зажралась и прошу слишком много. А для режиссёрского дебюта фильм просто уровня небес.
Я немного огорчен тем, что режиссер не оставил Гоури на весь фильм. Она бы справилась, уверен. Даже перед таким могучим партнером, как Виджай, не спасовала бы.
Фильм прекрасный! Очень трогательный. Немного наивный, но это совсем не мешает быть ему захватывающим. Во второй половине совсем забываешь про встречу одноклассников. Как и не было. Есть только двое несчастных людей.
Возможно, режиссер специально решил сыграть на контрасте, когда на главную роль пригласил Виджая, который поначалу совершенно не производит впечатление ранимого однолюба, пронесшего свое чувство сквозь годы. Интересный ход… Так и хотелось через экран крикнуть — да скажи ты ей все, не бойся!
Девчонка (Гоури Кишан) хороша! Ой-ой-ой, мамадорогая!
Падмини! Спасибо огромное!
Падмини , согласна, авторское кино бывает очень интересным в Индии. Я, собственно, на Юг пришла за фильмами Бала Но фильм «96» удивил не только и не столько собственным подчерком режиссера, сколько тем, как он сделан. Обычно, для фильмов (да и для книг) верна формула спокойный=скучный. Но в этом случае это совсем не так! Весь фильм построен на полутонах, нет взрыва эмоций, нет взрыва цвета, нет бешенной динамики сюжета. Все очень покойно, даже приглушенно, все переживания героев глубоко внутри них и они не спешат их явить миру. Но видимо именно в этом и состоит чудо, когда умом ты понимаешь, что врод бы ничего особенного в фильме нет, а вот оторваться от просмотра невозможно! Еще раз спасибо за замечательный отзыв!
Падмини , я пока не успела, будни у меня дикие) Может удастся тоже в выходные.
Падмини , я планирую на эти выходные
Sav it ri написал(а):
Рада, что понравилось.
А никто больше кино не посмотрел?
Сама рецензия как произведение искусства! Браво!
Arisha написал(а):
На самом в Индии очень много нетипичных фильмов в снимается, особенно последнее время. Я именно такие в основном и смотрю. Там давно развит, так называемый авторский кинематограф, режиссёры которого снимают фильмы с точки зрения того, как именно они понимают киноискусство, а не стремясь потакать невзыскательным вкусам широких масс.
Просто слишком многие смотрят фильмы исключительно с любимыми актёрами. А актёры снимаются в разном кино. Причём в традиционной масале (это и есть то самое традиционное индийское кино) фианансово сниматься зачастую выгоднее.
Допустим Тришу Кришнан я вообще впервые вижу в чём-то подобном. Обычно она не работает с такими режиссёрами. Но тут видно возраст и опыт сказались.
Замечательный отзыв! Знаете, вам удалось сохранить настроение фильма! Его одновременную легкость и глубину, неторопливость повестования, которая не отпускает ни на минуту! По своей эстетике этот фильм абсолютная неожиданность для меня — ну никак не ожидала такого от южан Мне еще очень понравилось, что в рассказе много полутонов, по сути даже финал для главного героя можно трактовать по-разному: тот чемодан (как символ) может быть как и продолжением истории, так и началом новой главы жизни для него. Зрителю дают возможность самому решить каким будет новый день для Рама. Согласитесь, это для индийского кинематографа не типично, обычно там все должно быть четко определено и повторено несколько раз — ну чтобы ни у кого не возникло сомнений
Всем спасибо, за спасибо!
Pol написал(а):
Ну, честно говоря, я бы слово «бомбический» тут не употребила.
Фильм очень нежный и такой струящийся, несущий в себе одновременно прохладу и тепло. Он очень тихий и в то же время, словно наполненный светом изнутри…
Pol написал(а):
Очень хотела бы, чтобы больше людей его посмотрело.
Фильм есть и с английскими сабами, и с русскими сабами, и с озвучкой ( но испорченной вирусной рекламой онлайнового казино).
Я посмотрела уже два раза. Первый раз сама, второй — в тёплой компании. И оба раза просто с головой накрывало впечатлениями.
Я изо всех сил старалась писать обтекаемо, без спойлеров, описывая только начало. Но на самом деле, фильм нельзя проспойлерить. Потому, что это кино-ощущение и каждый воспримет его по-своему исходя из собственного жизненного опыта, особенностей характера и мировоззрения.
Julie_Agra написал(а):
Рада, что заинтересовала. Я полюбила это кино всей душой. Есть фильмы развлекательные, есть с многогранным смыслом, а есть глубоко эмоциональные, которые при просмотре словно сам переживаешь. Это кино из числа последних. Благодаря этому свойству, а ещё вот тому сложно уловимому , но внутренне ощутимому свету, что стоит здесь за каждым кадром, после окончания кажется, что ты сам изменился в лучшую сторону… хотя бы совсем чуть-чуть…
Энди написал(а):
И Триша, и Виджай Сетупати — оба здесь великолепны. Но не только они. Все второплановые актёры бесподобны, а также дети, играющие героев в отрочестве.
Обязательно посмотрю. Такой отзыв… завораживающий И трейлер тоже интригует. Спасибо!
А я Тришу люблю )))
В главной роли Виджай Сетхупатхи! Это он же в Викрам Ведха играл!
Фильм ожидается бомбический.
Надо смотреть, обязательно.
Падмини, спасибо за рецензию!