Жизнь и Времена Раджарама Ванкундре Шантарама (начало)
Начало
Пионер Индийского кинематографа
Очень редко в кинематографе, как в индийском, так и международном можно встретить такого многогранного и выдающегося деятеля, каким был В. Шантарам. Неординарный актёр, изобретательный редактор, проницательный режиссёр и продюсер. У него было много талантов. Он создал новый стиль кинопроизводства и монтажа. Как актёр, сыграл как минимум в двух знаковых для Индии фильмах, которые сам же и режиссировал. Как продюсер заботился о том, чтобы его фильмы затрагивали важные экономические, социальные и политические проблемы общества. Вначале он выступал за борьбу против колониального господства, а после обретения независимости за развитие и модернизацию страны и заботу о её богатом духовном и культурном наследии.
Рождённый на рубеже веков он стал свидетелем эволюции кинематографа от немого кино начала 20-го века до зарождения цифровых технологий в 80-х годах. Шантарам дебютировал как режиссёр во времена немого кинематографа. К приходу звукового кино он уже был известен, а в период цветного кинематографа уже стал буквально легендой.
Раджарам Ванкундре Шантарам родился у Раджарама и Камалы Шантарам в самом начале 20-го века — 18 ноября 1901 года — всего через пять лет после возникновения искусства кинематографа. Его отец — Раджарам был владельцем крохотной лавки. В дополнение к своему скудному доходу он подрабатывал в театральной труппе, ставившей музыкальные пьесы, длившиеся до поздней ночи, в качестве человека, подливавшего масло в лампы. У второго из пяти сыновей — В. Шантарма, несмотря на бедственное положение семьи было счастливое и беззаботное детство. Его почти баловали. Он не интересовался учёбой и ходил в школу только потому, что не мог от этого отвертеться.
В школе Шантарам больше внимания уделял внеклассной работе, нежели учебным занятиям. Он считался хорошим мимом и часто выступал на школьной сцене. Во время одного из подобных выступлений его заметил известный в то время театральный актёр Говиндрао Тембе. Он пригласил мальчика в свой театр «Гандхарва Натак Мандали», который основал вместе с Ганпатрао Бодасом и Балой Гандхарвой.
Однако в театре Шантарама ждало огромное потрясение. В первый же день своего пребывания в «Гандхарва Натак Мандали» мальчик понял, что у него нет ни голоса, ни слуха, необходимых для пения. То были времена популярности музыкальных пьес. И отсутствие музыкального дарования стало для Шантарама проклятием. В лучшем случае он мог быть актёром массовки или мальчиком на побегушках за кулисами. Промучившись так целый год, Шантарам вернулся домой, пообещав, что никогда в театр не возвратится. Переживая от того, что потерял столько времени напрасно, он снова начал ходить в школу, решив для себя, что обязательно чего-нибудь добьётся в жизни.
Семейное финансовое положение было тяжёлым. А Шантараму нигде не удавалось найти заработок. В конце концов друг семьи помог ему устроиться в железнодорожную мастерскую. Шантарам, который всегда был трудолюбив, с усердием приступил к работе. Он смог настолько впечатлить своего начальника, что тот назначил его руководителем маленького отдела. А зарплата юноши выросла аж до роскошных 12 анн в день. Дела быстро шли в гору, но с юношей произошёл несчастный случай. Два его пальца были сильно повреждены. И шрамы от той травмы сохранились у Шантарама на всю жизнь.
Ему снова пришлось искать работу. Но он уже знал, что творчество — это то, что очаровывает его больше всего. Он одержим был этой идеей. Его дядя по материнской линии — Бабурао Пендхаркар был менеджером знаменитой кинокомпании Махараштры. Шантарам попросил его помочь с работой. Тот устроил юноше встречу с его будущим наставником — режиссёром и художником Бабурао Кришнарао Местри, также известным как Художник Бабурао и Лев Кинематографа.
Когда Шантарам вошёл, Художник выглянул из-за холста и посмотрел на него. Юноша был худ с измождённым лицом, но от его правильных черт веяло острым умом. Затем не говоря ни слова, Художник вернулся к своей живописи. Шантарам был растерян, но дядя пришёл ему на выручку. «Так мы нанимаем его?», — спросил он у Художника. Увлечённый живописью Художник, едва слышно ответил: «Да».
Когда в 1919 году Шантарам присоединился к Кинокомпании Махараштры Художник Бабурао был личностью, имевшей большой вес в киноиндустрии. В те времена эта кинокомпания была центром творческого развития и идеальной тренировочной площадкой для всех молодых энтузиастов, хотевших сделать карьеру в этой новой сфере деятельности.
Новое начало
Шантарам жаждал создать что-то новое, такое, чего ещё не было, что-то дерзкое и революционное. Было ещё трое такие как он: Кешаврао Дайбер, Вишнупант Дамле и С. Фатехлал. Они решились основать собственную компанию и даже нашли источник финансов для этих целей, которым стал Ситарам Кулкарни. Так возникла Кинокомпания Прабхат в Мангалвар Пэт в Колхапуре. Дата открытия 1 июня 1929 года.
Карьера Шантарама как режиссёра началась ещё в 1927 году в Кинокомпании Махараштры, когда Художник Бабурао поручил ему снять фильм «Нетаджи Палкар», основанный на подвигах лейтенанта Шиваджи. До наших дней не сохранилось ни одного фрагмента видео фильма. И В. Шантарама в качестве актёра можно увидеть в более раннем фильме Sinhgad (1923), также посвящённом лейтенанту Шиваджи в роли Шелар Мама.
Со-режиссёром Шантарама в фильме 1929-го года был Кешаврао Дайбер. Вместе они впоследствии сняли ещё пять картин. Первым из них был суперпопулярный Gopalkrishna (Детство Кришны) 1929 года с мастером Сурешем в главной роли. Соревнование на колесницах из этого фильма стало притчей во языцех. После такого успеха Шантарам старался, чтобы у каждого фильма, выпускаемого Кинокомпанией Прабхат было что-то своё уникальное, дававшее ему преимущество перед другими кинокартинами на рынке.
Следующим знаменитым фильмом Шантарама стал Udaykal (Гром с холмов) 1931 года, основанный на истории известно маратхского махараджи и полководца Шиваджи. В. Шантарам не только снял фильм, но и сыграл в нём главную роль Шиваджи. Первоначально фильм назывался Swarajyache Toran (Флаг независимости), но был переименован, потому что Совет по цензуре, расценил его как неявную попытку пропаганды борьбы за независимость Индии.
Когда в 1931 году вышел первый индийский звуковой фильм Alam Ara, руководство Кинокомпании Прабхат, решило перейти к производству звуковых картин. Но для этого им нужно было предпринять меры, ведь для съёмок со звуком в те времена требовалась тишина в студии. А Кинокомпания Прабхат располагалась в оживлённом городском районе Мангалвар Пет. Пришлось переехать на окраину Колхапура в парк Терабай.
Три из восьми первых звуковых фильмов на языке маратхи были сняты Кинокомпанией Прабхат. Это были Раджа Айдохьи, Agni Kankan (Принёсший клятву) и Maya Machhindra (Иллюзия). Режиссёром всех трёх выступал В. Шантарам.
В 1933 году В. Шантарам предпринял первую в истории индийского кинематографа революционную попытку по созданию цветного фильма — Sairandhari. Фильм должен был рассказывать о жизни одного из популярных героев Махабхараты. Цветная плёнка была отснята на студии Прабхат и потом отправлена для обработки в студию UFA, находившуюся в Германии. Слишком дотошные партнёры режиссёра оказались недовольны конечным результатом обработки плёнки. По их мнению, фильм вышел слишком кричащим в своей яркости и они решили переделать его.
(продолжение следует)
Фотографии из архивов Кинематографического и научно-исследовательского и культурного фонда В. Шантарама.
Текст: Санджит Нарвекар
Материал переведён Падмини.
Источник: artsandculture.google.com
Жизнь и Времена Раджарама Ванкундре Шантарама (окончание)
Падмини написал(а):
такой и есть, да муж что-то полчаса крутил в плеере, как-то выкрутил до приемлемого
Anita
Я не могу найти такой вариант. Один нашла, но там ужасное качество видео, глазам больно смотреть. Если знаете, где есть вариант с нормальным видео и английскими сабами, я буду признательна, если поделитесь ссылкой со мной в вк. Перейти на мою страницу в вк можно кликнув по нику здесь.
Падмини написал(а):
он давно есть с английскими титрами и там простой язык, так что при желании можно справиться
Thanks!
Anita , Pol , Савитри , Большое спасибо за поддержку!
Продолжение, оно же окончание уже готово!
Anita написал(а):
Это так здорово! К сожалению, среди рускоязычных индоманов он мало известен.
Anita написал(а):
Про этот фильм есть информация во второй части статьи. К сожалению, это кино, считающееся лучшим у В. Шантарама, не переводили на русский язык. Никто и никогда, насколько мне известно…
Anita написал(а):
А это кино есть в любительской озвучке.
Вообще всего около 8-ми его фильмов переводились на русский так или иначе. В основном это субтитры.
Два фильма привозились в СССР, но советского дубляжа на них в сети нет. Возможно он утрачен. Или где-то в пыли Госфильмофонда…
Падмини, спасибо! Я у Шантарама смотрела только Do Aankhen Barah Haath и Путешествие доктора Котниса, и они очень крутые. надо собраться что-нибудь довоенное глянуть при случае, если есть на ютьюбе
Падмини, спасибо большое за статью!!! Очень люблю историю, тем более кинематографа, которым так увлекаюсь. Ждем продолжения!!!
Падмини, огромное спасибо! Статья очень интересная и полезная. Надо же знать корни того, чем все мы увлечены. Может быть сподвигнет кого-нибудь окунуться в мир ретро!
Жду продолжения!