Вспоминая легенду: Наргис
Наргис — без преувеличения одна из гениальных актрис индийского кино 1940-1950-х годов. Ее аутентичная и естественная игра очень отличалась от довольно мелодраматичной и театральной игры актрис того времени.
Наргис — дочь актрисы, режиссера, певицы и композитора Джадданбай и богатого индуса Абдула Рашида (урожденного Мохана Бабу). Она родилась 1 июня 1929 года в Аллахабаде. Имя при рождении ей дали Фатима Рашид. Семья переехала в Калькутту, а затем в Бомбей, когда Фатима была совсем маленькой.
Она училась в средней школе для девочек им. Королевы Марии в Бомбее, где на всю жизнь полюбила литературу. Когда ей было всего 5 лет, мать представила ее в детской роли в фильме «В поисках истины / Talash-e-Haq» (1935), который продюсировала ее компания. В титрах девочка значилась как малышка Рани вплоть до 1943 года, когда впервые сыграла взрослую роль в паре с Мотилалом в фильме Мехбуба Кхана «Судьба / Taqdeer».
В фильме Наргис сыграла Шьяму — дочь судьи, разлученную с семьей в детстве, которую затем находит вдовец, владелец театра. Она растет как артистка и влюбляется в Мотилала, которого воспитывает ее настоящая семья и который оказывается давно потерянным сыном того самого владельца театра! Фильм имел огромный успех, сделав Наргис звездой.
Пару лет спустя она снова сыграла у Мехбуба Кхана, на этот раз в историческом эпосе «Хумаюн / Humayun» (1945). И снова успех. В том же году Наргис получила роль Анаркали в великом произведении К. Асифа «Великий Могол» (1960). Однако из-за раздела Индии съемки остановились, а после обретения независимости фильм претерпел ряд изменений, в результате которых главной героиней стала Мадхубала.
К тому времени, когда Наргис стала признанной актрисой, ее видели в таких фильмах, как «Наргис» (1946), «Ромео и Джульетта» (1947), «Мехенди» (1947), «Праздник» (1948) и «Неповторимая любовь» (1948).
Но настоящая слава пришла к ней в 1949 году с фильмами «Репутация» Мехбуба Кхана и «Сезон дождей» Раджа Капура. В том же году она сыграла главную роль похищенной женщины в одном из самых ранних фильмов, снятых в Индии на фоне раздела — «Лахор» (1949).
«Репутация» остается одним из лучших хинди фильмов о любовных треугольниках, хотя и с трагическим концом для всех трех главных героев. Наргис великолепно исполняет роль современной мисс, далекой от традиционной индийской героини, оказавшейся между двумя любящими ее мужчинами, Дилипом Кумаром и Раджем Капуром.
В 1948 году Наргис сыграла главную роль в режиссерском дебюте Раджа Капура — Испепеляющая страсть / Aag. Это было началом партнерства между ними, как профессионального, так и личного. У пары Радж Капур-Наргис была жгучая химия, невиданная доселе на большом экране. Страсть, которую они чувствовали друг к другу, была видна невооруженным взглядом.
«Узнать друг друга», «Любовь», «Бродяга», «Небо», «Невероятное событие», «Душа», «Мелодия», «Греховодник», «Господин 420» — лишь несколько из их совместных проектов. На самом деле, некоторое время Наргис работала исключительно с Раджем Капуром и даже отказалась от сотрудничества со своим наставником Мехбубом Кханом и актером Дилипом Кумаром, с которым у нее уже было 7 успешных фильмов.
Песня «Pyar Hua Ikrar Hua» из фильма «Господин 420» с Наргис и Раджем Капуром под зонтиком под проливным дождем — это подсознательная романтика в лучшем виде и, несомненно, одна из самых романтичных песен, которые когда-либо видел индийский кинематограф.
Однако к 1956 году пара рассталась. Их последним совместным фильмом стал «Тайком от всех» — беззаботная комедия, вдохновленная фильмом Фрэнка Капры «Это случилось однажды ночью» (1934). В том же году Наргис появилась в фильме Капура «Бодрствуйте!», отдавая дань уважения их отношениям. Ее появление было своего рода прощанием — появившись в конце, героиня Наргис утоляет жажду Раджа Капура, дав ему воды.
Когда Радж и Наргис расстались, Мехбуб Кхан предложил ей свой великий фильм «Мать Индия» (1957), который навсегда увековечил ее в истории.
«Мать Индия» — это высшая дань индийской женственности! Эпическая сага о страданиях индийской крестьянки. Фильм представляет собой роскошный цветной римейк раннего черно-белого фильма Мехбуба «Женщина / Aurat» (1940). Этот фильм стал вершиной карьеры Наргис. Даже кинокритик Бабурао Патель, которому практически невозможно было угодить, признал ее неоспоримый талант.
«Уберите Наргис, и матери Индии не будет. Наргис — это одновременно и тело, и душа картины. Никогда раньше эта девушка не показывала такой великолепной и динамичной игры. Наргис проявляет такие несравнимые эмоции, что сегодня во всем мире кино трудно найти другую артистку, которая могла бы сравниться с ней. Наргис живет своей ролью лучше, чем могла бы ее прожить Радха».
Фильм принес ей премию Filmfare за лучшую женскую роль, а также награду за лучшую женскую роль на престижном международном кинофестивале в Карловых Варах. «Мать Индия» также была номинирована на «Оскар» за лучший иностранный фильм, но проиграла «Ночам Кабирии» Феллини всего один голос!
Известная история о том, что во время съемок фильма Наргис оказалась в огне среди горящих стогов сена и что ее спас Сунил Датт, игравший в фильме ее мятежного сына Бирджу сегодня уже стала притчей. Он сделал ей предложение, и Наргис вышла за Сунила замуж, оставив кинематограф.
Последняя партия ее фильмов вышла в 1958 году — «Домашняя жизнь», «Ладжванти» и «Суд». В том же году она работала над проектом «Ek Tha Raja Ek Thi Rani» в паре с Кишором Кумаром, но забеременела и отказалась от фильма. Впоследствии он был отложен.
У Сунила Датта и Наргис было трое детей: сын Санджай и дочери Намрата и Прия. После замужества она подарила свой голос и появилась как силуэт в фильме — «Памятнике одному актеру», «Воспоминания» (1964) с Сунилом Даттом.
Она также сделала своеобразное возвращение, мастерски сыграв женщину с раздвоением личности в фильме «День и ночь» (1967), получив первую в истории Национальную премию за лучшую женскую роль.
Что касается социальной работы, то Наргис была первой киноактрисой, удостоенной премии Падмашри, а позже, благодаря своей благотворительной деятельности, в 1980 году была номинирована на премию Раджья Сабха.
Наргис вызвала споры в качестве члена парламента, когда обвинила Сатьяджита Рая в «продаже бедности Индии Западу, чтобы получить награды». Между прочим, ранее она отказалась сниматься в роли королевы-матери в его фильме на хинди «Шахматисты» (1977). Эту роль впоследствии сыграла Вина.
В 1980 году у Наргис обнаружили рак поджелудочной железы. Она поехала в Нью-Йорк, чтобы пройти курс лечения. Там перенесла 5 операций, 2 месяца пролежала в коме, сердце и почки у нее отказали. Чудом встав на ноги, она вернулась в Индию, но ее состояние быстро ухудшилось.
Она попрощалась с этим миром 3 мая 1981 года, всего за несколько дней до актерского дебюта своего сына Санджая с фильмом «Рокки». На премьере фильма предназначенный для нее стул оставался пустым в знак уважения. Ей не было и 52 лет.
Ее дочь Прия Датт сняла о матери документальный фильм «Наргис» (1991) для Films Division. прекрасный фильм, наполненный редкими кадрами и любовью.
.
Мила — Bollywoodtime