Shaitan / Шайтан. Рецензия Милы
Честно сказать, мне не верится, что это дебютная работа режиссера Беджоя Намбияра. Многие режиссеры десятилетиями снимают низкопробные ленты и захламляют своими фильмами индийский кинематограф, а этот человек — определенно талант! Не скажу, что я прямо в восторге, но очень впечатлилась! Полагаю, что начинаю испытывать к Радживу Кхандевалу теплые чувства . В «Саундтреке» он мне не понравился, даже отвратил от себя. Думала, это уже не излечимо. Но в «Шайтане» за небольшой отрезок времени, который ему выделили по сценарию, он меня поразил. И внешностью (настоящий мужчина, не крутой огламуренный мачо, а все равно слюнки текут . Взял своей немногословностью, не трепается как многие герои и солидностью (неприступный, загадочный, весь в себе). Плюс ко всему у него присутствует ум, а умных мужчин я ой как люблю. Герой Раджива предпочитает действовать и не распускать нюни. Ответственный, со своими проблемами и жизненными неурядицами. Короче его герой — идеал мужчины для меня. Влюбилась я . Во многом благодаря ему и понравился фильм.
Остальных парней я вижу впервые: молодые, весьма симпатичные. Один даже смахивал на Сону Суда. Сыграли здорово, претензий нет. Из женской половины знакома тоже только одна Калки Коечлин. Девочку, которая сыграла Таню и жену Раджива я не знаю. Вообще игра всех без исключения актеров была на уровне. Я даже свыклась с губастой Калки, это зрелище не для слабонервных, я вам скажу. Я понимаю, что есть такое понятие как типаж, но эта девушка очень неприятная, просто диву даешься! И не сказать что одаренная… Просто замуж удачно вышла.
Что касается самого фильма, то он снят в непривычном для обычного зрителя стиле и поэтому может не всем понравиться. На самом деле идея не новая. Я уже смотрела фильмы на подобную тему, чуть ли не один-в-один (только режиссура оставляла желать лучшего), но названий фильмов я и не вспомню — слишком разнообразная у меня в голове фильмотека . В общем, лично для меня — ничего нового. Но смотрела с удовольствием. Такие фильмы нужны и важны обществу, не всегда же поп-корновой масалой питаться. Огрехи, как и положено, тоже имеются, но в глаза не кидаются. Хотя кое-что мне осталось непонятным по действиям полиции. А в целом — зачет.
Реалистичность присутствует, но только в истории Раджива. В истории подростков ее не хватило. Сам фильм построен на образах, за которыми читается степень откровенности режиссера. Прекрасная операторская работа (особенно понравился эффект любительской съемки). Беджой Намбияр во многом показал суть, лишнего было мало. Он постарался взглянуть глубже на жизнь молодежи, показать ее из вне… И ему это прекрасно удалось. Даже не верится, что такой неординарный фильм заметили в Болливуде и надавали заслуженных наград. Уже за то, что его номинировали на различные премии, создателям можно сказать спасибо — достучались до зрителя и критиков. Это бывает редко. Хорошие фильмы на социальную тематику предпочитают либо не замечать, либо отправляют на фестивали. А здесь прям сюрприз.
Все-таки «Шайтан» подкупает человечностью — в нем есть жизненность. Конечно, неподготовленный зритель может заскучать уже на первых минутах, ведь на нем сложно расслабиться и просто получать удовольствие, но посмотреть этот фильм определенно стоит. Позволю высказать одну слабость, по вине которой фильм получился талантливым, но не гениальным. Собственно, это история ребят. В ней явно не хватило содержательности. Как-то легко у них все получалось и сходило с рук. А уж когда Таня подписывала бумаги, что не причастна ни к чему — тут я уже засомневалась… Посыл у «Шайтана» хороший и прозрачный, за это спасибо. Но местами было похоже на сказку.
Игра молодых людей по правилам, которые они сами себе придумали, отсутствие контакта с родителями, максимализм… — все это скаталось в большой ком, который потом придавил и разрушил жизни тех, кто в этом участвовал. Поведение человека во многом зависит от навязанной обществом социальной роли. У этих ребят не было контроля и общения с родными — они были предоставлены сами себе. В водовороте всех этих событий практически теряется точка невозврата. Они сами не поняли в какой момент оступились и когда это произошло. Нет, не во время несчастного случая, а гораздо раньше… Потому что авария — это всего лишь последствия. Ну и то, что было после — другая история. Я не думаю, что ими овладело отчаяние и безысходность. Это эгоизм и вседозволенность.
В общем, идея не нова, но реализация имеет новое дыхание. Прекрасная миниатюра на современную молодежь, мысли о которой приводят в ужас. Действительно страшно за будущее наших детей. Вот такие дела…