Roja / Роза. Рецензия Лорелии
Насколько может быть сильной любовь женщины к своему мужу? Может ли она верить, ждать и надеяться долгими месяцами и годами на возвращение мужа, даже когда и надежды нет? Сколько всего может вынести и вытерпеть женщина, любящая своего мужа? Фильм даёт ответы на эти вопросы.
Мне нравится очень творчество Мани Ратнама, он очень самобытный режиссер, его фильмы отличаются от большей части индийского кинематографа глубиной смысловой нагрузки и качеством воплощения авторской мысли.
В его фильмах женщина играет всегда очень важную роль, не меньшую, чем роль главного героя. Женщина показывается как настоящая героиня. Она слабее мужчины телом, но не слабее духом. Его женщины прекрасны не только внешней красотой, сколько внутренними качествами преданностью своим любимым, стойкостью, невероятной силой воли. Женщины, которыми можно и нужно восхищаться. Мне очень нравится, что в обществе, где женщине традиционно отводится вторая роль, есть режиссеры, прославляющие не только женскую красоту, сколько прекрасные женские качества, тем самым исподволь уравнивая женщину в своей ценности и значимости с мужчиной.
В фильме ставится ребром очень острая и болезненная для Индии вот уже несколько десятков лет проблема терроризма, проблема Кашмира, экстремистских группировок этого штата борющихся за отделение от Индии. Террористы – это фанатики, которым неведом ни страх за собственную жизнь, ни за собственных родных и близких людей. У них есть только цель, ради достижения которой они готовы пойти на всё, что угодно. В их сердцах нет места для жалости и милосердия.
Показателен в этой связи диалог между главным героем Риши и лидером подобной группировки Лиякатом:
— Ты убьешь любого по приказу своего лидера?
— Да
— Он твой брат. Если они прикажут, ты и его убьёшь?
— Убью.
— И свою сестру?
— Я убью и её.
— И свою мать?
— Убью.
— Почему?
— Это священная война!
Но, вот удивительная вещь: террористы в этом фильмы показаны не как безликие злодеи, и не как бессердечные монстры. Ведь очень часто в индийском кинематографе главный злодей – это карикатурный персонаж, вечно кричащий с пеной у рта и вытаращенными глазами. Но здесь автор показывает живых людей. Людей, у которых, несмотря ни на что, есть свои семьи, есть младшие братья и сёстры. И что самое поразительное, у этих людей есть сердце. Оно конечно чаще всего молчит, забитое фанатичными убеждениями. Но и это сердце может тоже проснуться в силу определённых обстоятельств. Правда, далеко не у всех это сердце живо. Ратнам показывает как раз именно такое исключение.
Это фильм, который говорит зрителю, что нет в человеческом обществе, ни абсолютного добра, ни абсолютного зла. Спасение жизни человека и возвращение его родственникам – это, безусловно, благо, но если это благо для близких и родственников – то зло для всей страны. Если в обмен на спасение одного невинного человека выпустить на свободу очень опасного лидера террористов, который снова начнёт организовывать массовые убийства и нападения, то зло будет причинено множеству людей.
В этом фильме много хороших актёрских работ. Очень понравилась главная героиня в исполнении Мадху. Из всего, что я с ней видела – это её лучшая роль. Как всегда впечатлил Панкадж Капур, своей сдержанной, очень серьёзной, и, тем не менее, так сильно производящей впечатление игрой. А вот актёр, сыгравший главного героя, совсем не впечатлил, хотя и не сказать, что был плох.
Прекрасная операторская работа Сантоши Сивана. Все фильмы, которые снимал он? невозможно забыть, благодаря красивейшему визуальному ряду. Пожалуй, ни один другой кинооператор не может создавать с помощью камеры такие потрясающие кадры, которые хочется пересматривать вновь и вновь буквально бесконечное количество раз.
И, конечно же, музыка А.Р. Рахмана. О ней невозможно не упомянуть! Это был блестящий дебют, сразу же увенчавшийся национальной премией! Музыка потрясающей неземной красоты, очень атмосферная.
В фильме так много достоинств, что недостатки меркнут на их фоне, хотя они есть. Преимущественно это касается сцен стычек с террористами и пафосной патетической сцены тушения национального флага собственным телом.
В общем и целом очень хороший серьёзный фильм, интересный и запоминающийся, поднимающий очень важные вопросы.