Raaz: The Mystery Continues / Тайна: Мистерия продолжается. Рецензия Aeryn
Восставший из ада
Продаёшь правду – покупаешь мечту
Нандита и Яш – успешная модель и скандальный журналист, объявивший войну сверхъестественному: как добру, так и злу, жили, исповедуя этот нехитрый принцип. Встречались, любили и ни о ком, кроме себя, не думали.
Вот отправная точка пути, свойственного жанру мистики и триллера: Нандита с лёгкостью верит в необъяснимое, с тем большей лёгкостью, что это всё чаще врывается в её жизнь; Притхви хранит обиду на отца, непонимание и горечь, но когда внезапно начинает рисовать портреты незнакомой девушки, вспоминает его мудрые слова и готов изменить свою жизнь. Яш знает, что нет ни Бога, ни дьявола, а суеверия считает пережитками прошлого. Противостояние веры, суеверия и атеизма – один из ключевых моментов картины, её драгоценная суть.
Нет в фильме абсолютного зла, ни в главных героях, и ни во второстепенных тоже. Это всё люди, обычные люди, которые живут и не подозревают, что их жизнь может значить смерть других. А скажи им открыто «Вы несёте зло», как они тут же закричат, что им тоже позволено мечтать и приближать исполнение своих мечтаний, что они заслуживают жить счастливо, и если для этого нужно кого-то обмануть – что ж, пусть так. Пресловутая грязь и гниль не где-нибудь снаружи, а внутри. Зло ненамеренно, не конкретному человеку; оно скрыто в эгоизме, в жадности и уверенности в своей правоте, оно проявляется как добро для одних, но вред другим. И скажите, что страшней: придумать и осуществить коварный план или, не задумываясь, произнести простые, казалось бы, ничего особенного не значащие слова? Такому злу суждено пройти свой путь, сложить воедино части мозаики и всё осознать. Спиралевидное повествование, в начале которого стоя на одном витке, в финале человек выходит на другой – ещё одна важная особенность не только этой картины, но, насколько я могу судить, и других произведений доброго гения мастеров ужаса Бхаттов.
Бхатты – синоним качества, едва ли не единственные кинематографисты Болливуда, выпускающие цельный, достойный быть увиденным продукт. К этой аксиоме, усвоенной мной до того, как я стала целенаправленно смотреть их фильмы, теперь могу прибавить ещё одну: Бхатты – синоним красоты. Во-первых, музыка: все или почти все их картины отличает красота музыкального сопровождения, чувственный фон и две-три невесомые, душевные песни о вечном. Кроме визитной карточки «Тайна: мистерия продолжается» Maahi хотелось бы ещё отметить Kaisa Ye Raaz Hai и Bandaa Re. Во-вторых, это, безусловно, построение кадра, декорации, цветовая схема. Если в титрах указаны имена Мукеш Бхатт, Махеш Бхатт или Викрам Бхатт, будьте уверены – кровь будет сочиться из ран идеально прямыми струйками, трупы будут, выпучив глаза, эффектно свисать с потолка, а призраки, вселившись в тела людей, будут издавать чрезвычайно пронзительный рык и впечатлят полётами в воздухе. Такая вот мрачная эстетика.
Несмотря на представленный ужас (точнее было бы выразиться: попытки представить ужас), его второй части «тайны» внушить зрителю не удаётся. Как предвкушение праздника лучше самого праздника, так и ужас поражает в том случае, когда есть возможность ожидать его, когда зрителя пугают неизвестностью, которая страшней многого другого. Но в данном случае «продолжительная мистерия» больше походит на некую мистификацию, и страх носит, скорее, фактический характер – умом понимаешь: вот, сейчас она испугается, заорёт, убежит, но сам не дрожишь… С саспенсом, застывшим на отметке «ноль», жанр ужасы сводится к ничтожно малой величине, оставляя простор триллеру, детективу, побуждает к размышлениям об эффекте бабочки, о зле, воздаянии за грехи, мести, вере, любви и прощении. У Бхаттов примечательная типология веры, особенные боги и демоны; они тяготеют к католичеству и прозападным канонам в изображении призраков, как то слёзы на лице жертвы, надписи на запотевшем зеркале, и многое другое, но сводят все эти признаки к тому, что в западном кино получает совсем иной оборот, тем самым выводя свою восточную философию; их киноработы интересно изучать. Но если Вам непременно хочется испытать страх, тогда рекомендую смотреть «Тайна: мистерия продолжается» ночью в огромной пустой комнате, так как то, чего в иных случаях желательно избежать для снятия напряжения и ослабления воздействия ужаса, второй «Тайне» поможет хоть отчасти напугать зрителя. Идеально для просмотра на ночь глядя. Приятных снов.