Raajneeti / Политики. Рецензия Aeryn

Великая битва за народную любовь

«Не теряй из виду цель, ради которой ты вёл эту борьбу. Помни, в политике лишь победа имеет значение…»

По словам режиссёра фильма, Пракаша Джха, фильм не является описанием событий жизни Президента Конгресса Сонии Ганди, и все персонажи фильма основаны на древнеиндийском эпосе Махабхарата. Пракаш Джха особо подчёркивает, что история, положенная в основу фильма, не имеет отношения к политике, и он не пытался таким образом провести в жизнь какую-либо политическую идеологию. «Политика для меня – это развитие, это возможность творить добро для народа, трудиться на благо народа» — говорит режиссёр. Актёр Манодж Баджпаи говорит, что в современном мире не замечать политику невозможно. «Политика сегодня в газетах и на телеканалах, игнорировать её невозможно, она стала неотъемлемой частью нашей жизни».

А я непростительно долго собиралась посмотреть этот фильм. Даже начала, но слишком сильно клонило в сон тогда. Только вот почему ни на следующий день, ни через несколько дней, ни спустя неделю, две, три, месяц, два месяца я его всё же смотреть не продолжила? Со стыдом признаю, впечатление от первых 50-ти минут было не особенно лестным для фильма. Показалось, что он ужасно затянут, невозможно скучен и непонятен. Но фильм всё равно не давал покоя, в итоге на днях усилием воли заставила себя сесть смотреть его. И НЕ ЖАЛЕЮ! Жаль одного: столько времени напрасно лишала себя тех мыслей и чувств, которые фильм во мне вызвал.

Мир политики и политиков. Мир, где нет места привязанности, любви, дружбе, родственным отношениям. Жестокий мир. История этой битвы начнётся 27 лет назад с того, что внебрачного сына революционера и дочери причастного к политике лидера дедушка своими руками отнял от матери и в корзине пустил по реке. Совершенно не новый, даже классический метод. Издавна во многих странах считалось более эффективным не убивать неугодного наследника, но выбросить его на улицу, или даже (что практиковалось чаще) продать его/её разбойникам (их называли компрачикосами, с испанского – «те, кто покупают детей»), которые уже закончат «грязное дело» — изуродуют ребёнка до неузнаваемости, психологическую травму нанесут и продадут в балаган к бродячим артистам. Тогда если даже уродец будет на каждом углу кричать о том, что королевской крови – никто этому не поверит. А в Древнем Китае вообще была целая традиция уродования детей, по которой их с малых лет растили в причудливых форм вазах, переламывая вместе с костями их жизни. В Индии такие зверства случаются и по сей день.

Но в этой истории всё было немного иначе. Ребёнка удалили с глаз долой, мать выдали замуж, позор был навеки скрыт, все успокоились. У Бхарати родились ещё двое сыновей, но каждый год она молит Богиню Мать защитить её первенца…Сурадж вырастает сильным, скорым на решения и жаждущим власти парнем. У лидера правящей партии случается приступ. Единственный сдерживающий фактор превратился в растение на больничной койке. Старший сын Бхарати в её браке, Притхви Пратап, рвётся к власти. Из Америки за неделю до защиты диссертационной работы по английской литературе возвращается Самар, младший сын Бхарати. Он уже готов был уехать, но запущенная машина смерти поглотила его отца. Войска выстраиваются на поле битвы. Противники жаждут крови. В глазах горит огонь мести. Битва начинается…

Огненное колесо катится с огромной скоростью, поглощая всё и всех на своём пути.

Земля кровью щедро пропитана,
Горы трупов несут воды реки,
Честь земли её же детьми поругана,
Лишь надежда жива, что её ещё смогут спасти…
(Dhan Dhan Dharti)

Воины огалтело бросаются в бой, пуская в ход всякое оружие, не гнушаясь ничем. Слабый женский голос попросит просто поговорить, скажет «Ты для меня – весь мир», закричит «Останься со мной!», но воины уйдут на битву…

Мой любимый со мной не говорит,
Он не послушает меня,
В его сердце путь для меня закрыт.
В зеркале отражается красота моя,
Но его больше она не пьянит.
Мой любимый со мной не говорит…
(Mora Piya)

И так погибнут нежно любящие и искренне уверенные, что любимы, а также «лишние» люди, которым не место в финале истории. А борьба будет продолжаться, не страшно, что ты больше не у руля правящей партии, всегда можно уйти в оппозицию, собрать толпу и накормить её красивыми обещаниями. И тогда народ, который «не может дольше терпеть попирание чести своего лидера», слепо пойдёт за тобой. И борьба будет идти до последнего … выжившего, а закончится, когда успокоятся, насытившись, демоны в душе. И зародится новая жизнь как надежда на лучшее будущее, на то, что на политой кровью земле «будут снова зеленеть сады». Вот такая Махабхарата. Хотя, некоторые усматривают здесь также позаимствованные сюжетные линии «Крёстного отца».

Во время просмотра фильм без музыкальных номеров и танцев кажется суховат, особенно по меркам индийского кино, зато несколько прорвавшихся в фильм композиций воспринимаются тем более радостно. Саундтрек в целом чрезвычайно приятен на слух, мне особенно понравились Mora Piya и Dhan Dhan Dharti в исполнении Сону Нигама.

Заметила, что с каждым днём после просмотра фильм становится мне всё ближе, находит всё больший отклик в душе, несмотря на относительную сухость, с которой подан. Актёрские работы приятно поражают, но нет здесь непорочного человека, все измазаны предательством, алчностью, жадностью, коварством, у каждого в глазах глубоко скрытая тьма …

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

One thought on “Raajneeti / Политики. Рецензия Aeryn

  • Avatar
    6 сентября, 2014 в 06:13
    Permalink

    Я не согласна с Вашей трактовкой пускания младенца по реке в корзине. Таким образом ребенка как бы вручали в руки Богине реки (Ганге или Сарасвати, или Ямуне) чтобы она позаботилась о младенце. Тут ничего общего с торговлей детьми нет.
    И это действительно сюжет из Махабхараты.

    0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *