Nandha / Нанда. Рецензия Aeryn

«Мать …Отец … Учитель … Бог»

…Загибая пальцы, говорила несчастная слепая девушка, героиня более позднего творения Балы «Я — Бог». Говорила «Мать – первая на пути человека к Богу. В глазах матери не должно быть слёз». Героиня другого фильма говорила «Мать – единственная женщина, дарованная человеку Богом». Всё это героини других фильмов…

А в представленном режиссёром Балой слепке с уродливой и прекрасной жизни мать – нежно любит своих сына с дочкой. Мать – обычная женщина, сильно страдает от того, что теперь знает об измене мужа. Мать – слабая женщина, готовая это мужу простить, только бы не оставаться одной с детьми. Мать – несчастная женщина, которой дано увидеть, как плод её чрева убивает мужа, убивает и смеётся, в детских глазах внезапно на секунду проступает демон. Пожалуй, для женщины, жены, матери нет большей трагедии, нежели эта. Те, кто находят в себе силы, кое-как живут. Мать Нанды нашла силы – она выжила, только не смогла больше спокойно спать, не смогла видеть этих дьявольских глаз. Единственной её ошибкой было, на мой взгляд, то, что Жена в ней пересилила Мать, да и откуда, откуда ей было знать простую истину «Больше всего в любви нуждаются те, кто меньше всего её заслуживает»?

Сын – ещё не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Сын – маленький мальчик, поступками его руководят побуждения, инстинкты, непонимание того, что ему, мальчику, понимать ещё рано. Сын несёт наказание, страдая больше из-за разлуки с матерью, нежели от невозможности сбежать за высокие стены колонии. Сын искренне не понимает, почему Мать так холодна к нему. Нанда стремится к матери, жадно ищет её тепла, заглядывая своим глазами демона в её полные страха глаза, он так соскучился по её нежности, так хочет поесть из её рук. Почему она не понимает, что если с её головы хоть волос упадёт, он готов избить, убить, уничтожить любого? Выход боли он даёт в драках, упоение находит в служении справедливости, как её понимает первый человек, кажется, сам заигрывавший с демонами, но сумевший заглянуть глубоко в его душу, потому что «те, кто восстаёт против несправедливости — боги».

Мать и сын.
Мать слабая, запутавшаяся в своих чувствах, жестокая, непреклонная.
или
Мать сильная, нежно любящая, всё знающая наперёд и всё прощающая.

Сын глупый, жестокий, как все дети, потому что наивен и не различает добра и зла.
или
Сын умный, добрый, нежно и искренне любящий свою семью, Мать и Сестру.

Кто эти люди, оставившие в душе незабываемый след? Ангелы? Демоны? Нет, они просто Люди, живущие в мире серых тонов, в мире, где грани между чёрным и белым стёрты.

Как странно, привыкла в кино восхищаться диалогами, умиляться живой мимикой, любоваться выражениями открытых лиц. На глаза, безусловно, обращаю внимание, но всё же часто они бывают скрыты за стеной диалогов, мимики, фактуры. В фильме «Нанда» неожиданно для себя обнаружила, что слежу за глазами и всё могу прочесть лишь там. В связи с этим хочу отметить потрясающие работы занятых в фильме актёров. Сурья, Лайла, Раджшри. Невероятно, сколько всего читается в их глазах! У мастера-режиссёра и актёры проявляются на максимуме возможностей.

Музыка в фильме как фоновая, так и выделенная в номера, сливается с фильмом воедино, рождая на свет невероятную картинку и звучание. Единственный танец поставлен и исполнен нежно, трогательно и романтично (запомните, в индийском кино романтика и дождь нераздельны). Фоновая зарисовка продолжительностью около 15 секунд – в разуме и в душе сразу молниеносный щелчок – мне до боли знакомо. В эпизоде изображения страданий бедных людей, брошенных посреди моря, напетые с надрывом печальные нотки неизбежно рождают во мне ассоциацию с любимым на все времена «Гладиатором». Не желаю разбираться, кто у кого взял мелодию взаймы, и взял ли, или это просто игра моего воображения.

На протяжении всего фильма в голове то и дело возникала мысль: Это не Бала. Тот ли это Бала, который как изощрённый садист препарирует душу без наркоза, разрезает, рвёт её на тысячи кусочков, будто насмехаясь над её изъянами, над язвами, которые этот горе-врачеватель не лечит, а лишь отражает в кривом зеркале? «Чёрствым сухарём» себя не считаю, скорее наоборот, тем не менее, фильм пошёл для меня легко – задел, помучил, но слёз не вызвал.

Героев жаль так, что хочется кричать, вопрошая безмолвную тишину «Кто сглазил счастье этих простых людей?» Ответ простучит эхом глухих ударов сердца «Они сами… сами… сами…»

История о ненависти Матери к Сыну настолько сильной, что нет от неё избавления.
История о любви Матери к Сыну настолько сильной, что душа всё давно простила.
История любви Сына к Матери настолько сильной, что и яд из рук Матери покажется сладким…

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *