Mughal-e-Azam / Великий Могол. Рецензия Галии
Когда я узнала, что в Индии снят ещё один фильм о Джодхе и Акбаре, то моей радости не было предела. Фильм «Джодха и Акбар» — о молодом Акбаре, о создании им Великой империи, о его любви. В фильме «Великий Могол» Акбар старше где-то лет на 30, рядом с ним его Джодха и сын Салим, которому столько же, сколько Акбару было в первом фильме.
Итак, каким же ты стал, Акбар, спустя 30 лет, мой любимый герой, мой Великий правитель? Почему в истории Индии ты – Великий Могол, почитаемый потомками, увидел упадок собственной династии? Я хотела получить ответы и с интересом погрузилась в мир этого фильма.
У Акбара долго не было наследника, только одни дочери и он совершает пешком паломничество к святым местам, чтобы вымолить у Бога сына. Сила его любви к своему будущему ребёнку достигла того уровня, когда он смог бы понять, простить и принять через сына все жизненные уроки, которые уготовил ему его Бог. Бог даёт Акбару достойного сына, которого наделил Даром любви.
В молодости Акбар, благодаря браку с принцессой Джодхой, расширил границы своего государства. А любовь, вспыхнувшая между ними, дала силы и мудрость объединить народы разных религий в единую империю.
Прошло 30 лет. Империя стабильна, процветает, вырос и возмужал наследник. Акбар расслабился, изнежился, решил, что в мире всё должно быть ровно и гладко, благополучно всегда и во всём, причём так, как хочет он. Ведь он – «Защитник мира» и «Тень Аллаха» на земле. Любовь Джодхи уже не является для него вдохновляющей, мудрой силой, он привык и подчинил её себе.
Но жизнь не стоит на месте. Империя в своём развитии должна идти вперёд и осуществлять это уже должен был его сын. Салиму не просто так была дана любовь такой силы к прекрасной танцовщице. Мужчина создаёт цели, творит реальность, а женщина силой своей любви вдохновляет, заряжает энергией эти цели, если они служат созиданию. Отец объединил разрозненные княжества, разные религии, сын должен был объединить разные сословия, касты в единый народ. Как Акбару в этом помогала Джодха, так и Салиму была нужна Анаркали. Без неё ему было не выполнить своё предназначение.
Нужно отметить прекрасный слог, каким изъясняются герои фильма. Каждая фраза как высокая поэзия Востока.
Акбар говорит сыну:
Не сковывай честь династии цепями своей любви. Помни о своём высоком положении. Забудь Анаркали. Такой позор не будет прощён потомку падишаха Бабура!
Джодха пытается уговорить мужа:
Отдайте ему Анаркали и он снова будет послушен.
Но Акбар возмущён, спесь его просто душит:
Ради отношений с сыном унизиться перед служанкой?
И Салим отвечает:
Хватит, я не наследник Акбара. Забирайте свою Индию, но отдайте мне Анаркали!
Дальше – больше. Акбар уже не хочет слышать доводов рассудка, упёрся как баран, готов убить сына, если тот не подчинится, уничтожить Анаркали. Перед битвой отца и сына Акбар восклицает:
Неужели я вымолил тебя у Аллаха ради этого дня?
Ну а как ты думал? Именно ради этого дня (!) – от того, какой выбор ты сейчас сделаешь, будет зависеть судьба твоей империи и твоей династии Бабуров.
Акбар не смог принять правильное решение, перешагнуть через свою гордыню:
— Акбар сам привёл к упадку собственную династию. Он лишил сына смысла жизни, той живительной силы любви, которая питала бы все его начинания. Поэтому в будущем у Салима родится сын, достойный его деда Акбара. Ради власти он убьёт собственного отца, потому что кроме неё для него ничто не будет иметь значения.
— Он убил душу Анаркали, которая стала ходячим мертвецом, вместо того, чтобы изменить будущее Индии.
Акбар пытался сохранить лицо при плохой игре, но даже его современники назвали вещи своими именами:
Не идите за тем, у кого есть власть.
Но идите за теми, у кого есть сердце.
Бунт любви может изменить мир,
Разрушить башни и опрокинуть троны.
Акбару повезло — у Анаркали не было сил бунтовать вместе с Салимом, её любовь склонялась к жертве. Акбар просит у неё прощения: Я не враг любви, но я раб принципов.
За это в глазах всего мира он предстал жестоким и несправедливым. Создатели фильма через летописца решили подсластить пилюлю:
Мой любимый государь пощадил жизнь Анаркали.
Я – живой свидетель его справедливости.
Он тот, кого мир называет: Великий Могол.
У меня на этот счёт всплывает в памяти диалог короля (Леонов) и первого министра из «Обыкновенного чуда»:
— Не беспокоишься о своём короле?
— Да, ваше превосходительство.
— Ой, как ты меня назвал? Короля обозвать генеральским титулом! Да ведь это же бунт!
— Да, я взбунтовался. И вы вовсе не величайший из королей, а всего лишь выдающийся, да и только. Что, съел? И вы вовсе не по заслугам именуетесь почётным святым. Вы отшельник, подвижник, но не святой. Да. Не святой!
И думаю, у Бога с Акбаром произошёл примерно такой диалог:
— Что ты сделал из любви к сыну, которого я тебе дал?
— Чтобы он стал наследником моей империи, я пожертвовал любовью.
— А знаешь ли ты, что каждому влюблённому даётся в жизни день, когда у него всё получается? Ты прозевал своё счастье. Прощай. Я тебе больше не буду помогать. Ты мне не интересен.
И ещё:
— Друзья мои, и в трагических концах есть своё величие.
— Какое величие?
— Они заставляют задуматься оставшихся в живых.
— Что ж тут величественного? Стыдно убивать героев, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных.