Khelein Hum Jee Jaan Sey / Победить или умереть. Рецензия Лорелии
Фильм снят по произведению Манини Чаттерджии — «Победить или Умереть».
Фильм очень серьёзный. Снят по историческим событиям. Персонажи – реальные люди. События – попытка восстания, даже локальной революции против колониального господства англичан в отдельно взятом маленьком, но важном стратегически городке.
Фильм буквально наполнен патриотизмом и вдохновляющей любовью к родине от первого кадра до последнего. Очень напомнил в связи с этим старые советские фильмы, связанные с революционными событиями в России в начале 20 века.
Первая часть фильма сплошь наполнена музыкой и патриотическими вдохновляющими песнями. Она очень позитивна и по идее должна создавать приподнятое настроение. Однако, имена эта светлая по своей сути часть фильма пошла мне с трудом. Уж слишком там выпирали пропагандистко-популисткие идеи, так, что казались навязчивыми и насильно впихиваемыми в ум зрителя.
Вторая часть без преувеличения страшная. Во всяком случае, я именно так это восприняла. Смотреть было жутко, ладони всё время становились у меня холодными и влажными. Я никак не ожидала такого от Болливуда, был бы фильм тамильским – я бы хоть морально была бы готова к подобному.
Кровь буквально льётся рекой. И особенно больно от того, что к героям уж привык, как-то немного сроднился, что ли… и всё это воспринимаешь поэтому намного более трагично. Наверное, так…
Причём в фильме имеются прекрасные пейзажные съёмки, удивительно красивые и снятые с чувством. И на фоне таких поэтических природных декораций все кровавые события воспринимаются ещё более остро. Но вот не смотря на всё это, от второй части я не могла оторваться ни на миг. И если в ходе первой я постоянно отвлекалась и прерывала просмотр, то вторую буквально «проглотила» на едином дыхании.
Главный смысл и общая идея кинокартины, думаю, понятны в общих чертах из предыдущих высказываний.
Больше же всего меня поразило в этой истории, что революцию делали именно подростки, по существу ещё дети под руководством более старших и опытных соратников. Я сама не являюсь сторонником насилия в каком бы то ни было виде. Моя душа не может принять революцию, не может принять убийство. Цель, каковой бы она ни была благородной, не может оправдывать такие средства. Опять-таки – Махатма Ганди. Ведь свобода была возвращена стране благодаря его движению ненасилия! Он столько десятков лет вёл его с завидным упорством, духовной силой и мужеством, и в конце концов его движение победило!
Так какого же, извините, чёрта, в конце этого фильма говорится о том, что завоевание Индией независимости – это результат той деятельности, которую вёл главный герой этого фильма — Сурья Сен! Зачем это было говорить в конце? Это что попытка вычеркнуть единственный великий пример завоевания независимости ненасильственными методами? Не понимаю…
Особо хотелось бы отметить игру Абхишека Баччана. Очень понравилось его игра (хотя не понравился его персонаж). Идеальное воплощение, идеально передан дух и мощь революционного фанатизма личности, которая готова положить ради идеи не только жизни своих друзей, но и любимых женщин и даже детей. Но вот его стойкость и беспримерное мужество безусловно против воли моей заслуживают уважения.
Дипика Падукон. У неё тут небольшая и мало сама по себе значимая роль. Она теряется на фоне Абхишека. И вот я никак не могу увидеть, вот уже в котором фильме в ней актёрского мастерства. Нет в ней искренности, всё время кажется, что всё она делает как-то через силу.
В общем, для меня это фильм из разряда тех, которые и нравятся и не нравятся, которые запоминаются надолго, но пересматривать – разве что под дулом пистолета.