Dor / Тонкие нити любви. Рецензия Emm’ы
Это фильм о судьбе двух женщин. Шанкар и Мира — муж и жена, и они любят друг друга. Зейнат и Амир тоже женаты и тоже друг друга любят. Случается так, что на заработках в Саудовской Аравии Шанкара убивают, и в этом обвиняют Амира. Ему грозит виселица. По законам спасти его может только прощение жены убитого — Миры. Перед Зейнат стоит сложная задача — найти Миру в огромном Раджастане и получить ее подпись в документах о помиловании.
В общем, фильм неплохой. Но когда начинаешь его смотреть, понимаешь, что он слегка «фестивальный». Знаете, из таких, которые всегда получают одобрение критики. В основе сюжета лежат сложные вопросы о судьбе вдов в закрытом западным веяниям традиционном индийском обществе, о долге перед ближним, о прощении и т.д. Эти вопросы по большей части неразрешимы. Уже одно то, что они поднимаются, вроде бы придает фильму ценности, но от этого он становится немного «книжным».
С самого начала этого тихого неторопливого фильма у меня сложилось впечатление, что режиссер любуется собственной блестящей работой, а оператор — своими живописными видами и планами. Действие в основном происходило в Раджастане, в фильме совсем не было гламура, но композиция почти каждого кадра была настолько точной и выверенной, что напоминала работы профессиональных фотографов для глянцевых изданий. Яркое на темном, темное на светлом, сидящие или стоящие безмолвные фигуры… Бесспорно, красиво, но от этого терялось ощущение жизненности и реальности.
Актерские работы очень впечатлили. Наконец-то мне удалось разглядеть талант Айеши Такиа. На ее героиню Миру столько всего свалилось — смерть любимого мужа, печальная доля вдовы, предательство со стороны родственников. Она самая обычная молодая женщина, которая хочет жить. В конце она вроде бы разрывает этот круг, уходя из дома мужа, но без поддержки извне, со стороны Зейнат, ей бы никогда не удалось этого сделать.
Гул Панаг, наоборот, сыграла очень сильный характер. Зейнат не останавливается перед трудностями и спокойно принимает удары судьбы, потому что знает — она сделает все, что в ее силах, и даже больше. Она непременно отыщет жену Шанкара, иначе и быть не может. И семья убитого, как она думает, не откажется от спасения ее мужа. Настоящие трудности Зейнат начинаются, когда она входит в жизнь Миры и становится ее подругой. Как рассказать Мире о страшной правде и отобрать у нее последние остатки радости? Здесь прямолинейность Зейнат может обернуться неудачей, и Мира никогда не захочет спасти убийцу мужа. Так две женщины, которых столкнула судьба, начинают учиться друг у друга тому, чего у них самих нет — Мира учится у Зейнат уверенности в собственных силах, а Зейнат учится душевной гибкости и жизнерадостности, свойственных Мире.
В фильме есть еще одна работа, которая меня очень порадовала. Шреяс Талпаде изумительно играл бродячего астролога-мошенника-актера и вообще бездельника. Очень хорошо к нему отношусь , и здесь он блеснул, как солнечный лучик. Его роль была связана с Зейнат — он помогал ей на пути спасения мужа и своей лукавостью и нечестностью оттенял ее силу и прямолинейность. Я немного не прочувствовала легкую романтическую линию, которая вроде как имела место между ними двоими (преимущественно со стороны героя Шреяса), потому как люди они совершенно разные и «химии» между ними не было напрочь. Мне кажется, роль Шреяса Талпаде в этом фильме очень ценна и сама по себе.
Финал довольно символичный — Мира бежит за поездом, на котором уезжает Зейнат, и черное покрывало вдовы срывает с ее головы ветром (кстати, черный цвет меня удивил, обычно вдовы в Индии носят белое). Фильм чуточку предсказуемый, может быть, чуточку предвзятый, но все же стоит просмотра, и потраченного времени мне было не жаль.