Devdas / Девдас. Рецензия apelsink’и
Сегодня пересматривала его кусочками и вот ведь какой это удивительный фильм — смотрела опять с комком в горле, хоть и видела уже довольно много раз… Что мне особенно нравится в нем, так это то, что каждый раз открываю для себя что-то новое. В отличие от многих других фильмов, этот для меня с каждым разом фильм становится все интересней. На экране столько всего, что можно просто смотреть-смотреть-всматриваться и каждый раз замечать новую деталь… Но особенно потрясает игра Шахрукха. Не зря он за нее получил премию IIFA…
Тем не менее я не могу сказать, что влюбилась в этот фильм с самого начала. Я даже не помню, когда точно я смотрела его первый раз, наверно, лет 5 назад… Это был мой второй индийский фильм и мои мысли были приблизительно такие: «Да, красивый, да очень трагичная и красивая концовка, но малость затянут.» Он настолько символичен и многое завуалированно, что сразу «просечь» все тонкости, намеки и оттенки я была явно не в состоянии. Я даже не помню, догадалась ли я включать субтитры на песнях, потому что именно песни показались мне несколько занудными, а ведь именно в них раскрываются многие важные моменты. Я была просто поражена, когда пересматривала фильм уже недавно, уже как индоман. Вот теперь я смотрела с огромным интересом. В этом и есть гениальность этого фильма.
Шахрукха я, если честно, вообще не заметила в первый раз (за исключением концовки, когда я-таки заплакала). Мне и сейчас кажется, что чтобы по-настоящему оценить его игру здесь, нужно специально всматриваться, т.к. он на самом деле слегка потерялся на фоне всего этого блестящего великолепия и красоты Айш.
Фильм красивый, но, строго говоря, это не совсем та красота, которую я люблю. Для меня все равно самыми красивыми из виденных мной фильмов остаются китайские «Герой» и «Дом летающих кинжалов», но в «Девдасе» есть свои моменты необыкновенной поэтичности: сцена, в которой Девдас впервые видит лицо Паро при лунном свете, Morey Piya, конец. Вот эта концовка — определенно самая красивая, пронзительная, трагичная, поэтичная и художественно шедевральная из всех, что я когда-либо видела.
Возвращаясь к Шахрукху, посмотрела недавно «Кофе с Караном», эпизод с Шахом и Кадж, и Каран рассказал там интересную вещь — Санджай Лила Бхансали считает, что Шахрукх — идеальный Девдас, потому что у него «печальные, одинокие, жаждущие любви глаза». Конечно, Шах обратил это в шутку, но я считаю, что Бхансали прав. В Шахе есть эта печаль и одиночество, потому что он рано потерял родителей, и именно это отличает его от всех других актеров. Да, он может быть окружен людьми 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, но такого рода одиночество внутри человека. Ведь кто ему все эти люди? И в огромной толпе можно быть одиноким. Конечно, Шахрукх не алкоголик, но он трудоголик, так что разница лишь в том, что его несчастье нашло позитивный выход. Так что, да, роль Девдаса одна из его лучших, имхо, хоть я и считаю, что он неизменно хорош практически во всех своих фильмах.
Айшварья здесь просто ослепительно красива и в общем-то хорошо справилась с ролью… насколько я вообще могу судить. Хотя честно говоря, мне не хватило любви к Девдасу в ее глазах. И, соответственно, вообще «химии» в этой паре. Такая всеобъемлющая любовь о которой она говорит предполагает (для меня) смятение, огромную нежность, некоторую боль, неуверенность, страх потерять любимого и вот этого всего я в глазах Айш не увидела. Это чисто субъективное мнение, я не знаю, права я или нет. Может я чего недогоняю в характере Паро.
Мадхури я просто люблю и здесь она как всегда замечательна. Вот в ее глазах любовь была.
Почему вдруг все решили, что это фильм о любви, о терзаниях несчастного Девдаса между жизненными обстоятельствами и двумя любящими женщинами. В кино ничего этого не было. Когда у тебя точно также спиваются и умирают несколько родственников и соседей, то уже Девдаса становится не жалко и начинаешь понимать, что его погубила не несчастная любовь, а обычная дурь, что в фильме хорошо показано. Это фильм о дури человеческой. С чего вдруг Паро решила, что если она с Девдасом в детстве играла, то он обязан на ней жениться? А когда не получилось, она быстро вышла за другого без особых угрызений совести, как хладнокровная расчётливая девица и даже не попыталась что-то изменить, поговорить с Девдасом через недельку, когда он успокоится. Разве тут есть любовь? А сам Девдас ушёл к танцовщице и продолжал бухать и никому до него дела нет. Ну и жил бы себе с танцовщицей, денег то много, никто не докапывается, но зачем себя гробить. А в целом фильм очень красивый и поют очень хорошо. Если бы не песни и танцы (особенно понравилась Мадхури Диксит), то ничего замечательного в этом фильме не было бы.