Bombay / Бомбей. Рецензия Лорелии


C юности я люблю песню Kannale (kannanule). Когда-то давно она была у меня на кассете в сборнике песен из индийских фильмов. Я слушала её без конца, снова и снова, и не могла наслушаться долгие годы. Кассета давно затёрлась, увы… Долгое время я даже не знала, из какого, собственно, фильма эта музыкально-танцевальная композиция. И только когда у меня появился интернет, я узнала о Мани Ратнаме и том, как много замечательных фильмов он снял. Но это кино, по какой-то удивительной причине, долгое время оставалось для меня неуловимым. И вот, наконец, мечта долгих лет исполнилась.

Смотрела, не отрывая взгляда. Переживала всей душою, всем сердцем. Весь мир для меня на какое-то время перестал существовать, и было только это кино. Весь просмотр я то плакала, то смеялась, то улыбалась сквозь слёзы. Огромный спектр самых разнообразных человеческих эмоций был прожит мной за два с небольшим часа.

Замечательная, я бы даже сказала бессмертная история. История, в которой Ратнам смог самым естественным образом переплести человеческую жизнь, политику, религию и любовь. Фильм прост и сложен одновременно. Он многогранен. Он очень красиво снят. В нём потрясающая, незабываемая, завораживающая, просто волшебная музыка Рахмана. Она у меня много лет в плеере. И я никогда не устаю её слушать. Есть в ней что-то неземное, что-то настолько духовное, что не может притереться или надоесть со временем. Это как источник, испить из которого хочется снова и снова.

Хорошая актёрская работа практически всех без исключения. Думаю здесь в первую очередь заслуга вдохновляющего и одновременно требовательного руководства режиссера. Но Маниша Койрала – лучше всех. Полюбила её ещё больше. Она действительно восхитительна. Образ, который она создала на экране, просто неподражаем. Это идеал индийской женщины, но не пафосный и запредельно-нереальный, а живой, земной, тёплый. Образ реалистичный в каждом движении, каждом взгляде, каждом слове. Эта утончённая красота, это внутренний духовный свет. Это спутница жизни, о которой мечтает каждый мужчина. Эта нежная, безмерно любящая мать.

В большинстве индийских фильмов вся любовь, которая показывается, имеет место быть до свадьбы. Такое ощущение, что после свадьбы всё заканчивается. Будни, быт, житейские невзгоды, семейные дрязги, бесконечные мелкие и временами большие проблемы. Но в этой своей работе Мани Ратнам показывает иную любовь. Она хотя и вспыхивает до брака, как всполох пламени от единой искры, любовь безумную, любовь с первого взгляда, любовь нереальную, невозможную, но каким-то образом всё же состоявшуюся вопреки всему миру, но самое важное чудесное и удивительное в этой истории всё же начинается после того, как брак оказывается заключённым.

Кабир Нараян и Камал Башир. Мусульманское имя с индуистской фамилией и индуистское имя с мусульманской фамилией. Имена этих деток символ необходимости религиозного примирения, символ необходимости единения людей различного вероисповедания, являющихся гражданами одной страны. Каждая религия, будь то индуизм или ислам или христианство учит самому лучшему: добру, любви, отношению к другому человеку, как к своему брату. Но почему-то, по какому-то роковому злому сарказму во все времена политики именно религию использовали для того, чтобы разжигать вражду между людьми, толкать их на братоубийство. Самые страшные войны между странами и народами носили часто именно религиозный характер. Но ещё страшнее, когда кровавая резня начинается внутри одной страны, внутри одного города, среди его вроде бы мирных жителей. Соседи, которые ещё вчера улыбались друг другу и желали всего наилучшего в приветствии, теперь хватаются за тесаки и безжалостно убивают друг друга. И невозможно выяснить, кто же первый бросил камень, кто всё это начал, кто это подтолкнул. Наверняка, этот кто-то совсем не простой человек. Наверняка, это личность, которая делает себе на этом деньги, которая утверждается у власти на таких кровавых постаментах. Этим людям нет оправдания.

Но, намой взгляд, ещё страшнее, когда мирный обыватель, добропорядочный гражданин, чей-то брат сосед, муж, друг вдруг превращается в какое-то страшное чудовище и начинает яростно истреблять всех, кто не его веры, будь то женщина, старик или маленький ребёнок. Как так получается, что любовь к Богу превращается в ненависть к ближнему?

И как же сложно остановить это кровавое безумие…

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *