Black Friday / Черная пятница. Рецензия Лорелии

Примечание: фильм для тех, кто не боится серьёзного и страшного в своём натурализме фильма, затрагивающего одну из самых страшных проблем не только Индии, но и в всего человечества.

Проблема терроризма

Фильм очень серьёзный, затрагивающий одну из самых страшных проблем как Индии, так и мира в целом – проблему терроризма и вариантов адекватной реакции государственных служб на него.

Я ожидала, что фильм будет тяжёлым и создаст давящее, гнетущее впечатление. Однако я ошиблась, впечатление, хотя и было произведено весьма сильное, но угнетающим и тяжёлым фильм не оказался. Смотрелся с большим интересом к происходящему на экране.

Возможно тяжести не было по двум причинам:
А) Ещё до просмотра фильма, я многое видела и читала о терроризме. Многие страшные и потрясающие в своей жестокости факты были уже известны поэтому шока не было. Я представляю, в каком обществе, какой системе живу и отдаю отчёт в том, что происходит вокруг и в том, что может произойти. Кроме того, давно знаю о проблематичных взаимоотношениях в Индии между мусульманами и индусами. Причём проблематичность эта существует уже много веков, ещё со времён Делийского султаната.
Б) В фильме много жестокости, насилия и крови, но показаны они как есть, без зацикливания внимания зрителя на этом, без обсасывания и утрирования всех этих подробностей, как это иногда делается в художественном кинематографе. Тем более, что в фильме огромнейшее количество самых разнообразных персонажей, причём никто из них не занимает бОльшую часть экранного времени, главный герой фактически отсутствует. Внутренний мир и характеры персонажей не раскрыты. Поэтому абсолютно все участники, происходящих на экране событий остаются и всё время воспринимаются как далёкие посторонние люди. Их конечно очень жалко, грустно видеть всё это. Но мучительное переживание не включается, герои не становятся близкими, в судьбе которых ты принимаешь участие. И вместо эмоций подключается разум, которому показана проблема во всей её неприглядности и обнажённости, и разум пытается найти теоретические варианты разрешения этой проблемы. Разум здесь, таким образом, довлеет над эмоциями.

Очень хорошо подобран актерский состав. Каждый его участник выполняет необходимую стоящую перед ним задачу на должном уровне. Особо же обратила на себя внимания игра К.К. Менона. Его герой — один из офицеров полиции, профессия и долг вменяют ему в обязанности выдавать эффективный результат расследования страшного уголовного дела. Он полагает, что соблюдение прав человека и гуманное обращение с подозреваемыми не поможет исходу дела и потому использует жестокие пытки. При этом он прекрасно осознаёт, что в жернова правосудия на ряду с реальными виновниками попадают и те, кто на самом деле не виновен. Это мучает его совесть, безусловно. Временами, нам – зрителям показывают его измученное усталое лицо, результат его внутренней борьбы с самим собой и конечно общей усталости от всего этого длинного жуткого процесса.

По поводу технической стороны дела у меня нет никаких нареканий. Мне кажется, снято всё идеально. Абсолютно везде выдержанна исключительно натуралистическая манера съёмок, которая больше чем просто реализм, и потому возникает эффект иллюзии присутствия при просмотре документального кино. Сценарий не просто отражает ход конкретного уголовного расследования, но затрагивает особенно ярко всё наиболее типичное, всё повторяющееся каждый раз после нового теракта. Ведь в Индии, этот случай был далеко не единичным. Их множество. И подобных уголовных дел с жестокими затянутыми расследованиями и пытками тоже множество.

Содержание фильма. Безусловно, наибольшее впечатление производит в фильме что снято и как это снято. Основа сюжета – уголовный процесс, ход расследования дела и открывающиеся в связи с этим факты.

Вот относительно большей части этого фактического материала в уме не возникает никаких претензий. Всё действительно выглядит натуралистично, сомнений в действительности происходящего на экране не возникает, кроме одного из финальных эпизодов.

В этом эпизоде происходит разговор между лидером террористической группировки Тайгером и его финансистами, которыми выставлены политики и спецслужбы Пакистана. Причём объяснение того почему именно высокопоставленные государственные чиновники Пакистана дали на это деньги сводится к тому, что они весьма желают помочь своим братьям мусульманам, являющимся гражданами другой страны, Вот совершено не верится в правдоподобие этой ситуации. Политика — это такое дело, в котором никто не станет помогать другому из милосердия, жалости, возмущения или по сугубо религиозным соображениям. Должен быть глубоко мотивированный политико-государственный интерес, связанный с той территорией, на которой происходят события. Причём чаще всего такие интересы связаны с геополитикой. Не думаю, что Бомбей входит в число геополитических притязаний Пакистана, это не Кашмир и тому подобные территории. В любом случае, такое поведение политиков ядерной державы не представляет разумным и потому неправдоподобно. Такое ощущение, что режиссеру и сценаристу этот вариант умозаключения о ходе уголовного дела был навязан извне…

Основная идея фильма. Она вся заключена в высказывании Махатмы Ганди: «Принцип «око за око» сделает мир слепым». Проблема терроризма на сегодняшний день такова в своей постановке, что фактически не имеет вариантов разрешения. Почему? В настоящее время проблема эта возникает чаще всего там, где есть мусульманское меньшинство и подавляющее большинство представителей иной религии, где есть накопленные исторические или ярко возникшие и впечатляющие политические противоречия и конфликты. Эти конфликты вызывают крупные и мелкие беспорядки, в которых страдает капитал, собственность, честь, репутация, здоровье и даже жизни простых ни в чём не повинных мусульман. Это делает потерпевшую сторону озлобленно-агрессивной, желающей и жаждущей мести, чем неминуемо пользуются организаторы террористической деятельности. Лично для меня до сих пор остаётся загадкой мотивы этих самых организаторов. Понятно, что рядовые исполнители, это озлобленные, остервенелые религиозные фанатики, прошедшие курс специального обучения и ставшие боевыми единицами терроризма. Они всего лишь средство, расходный материал, который при необходимости легко пускается под нож государственного правосудия. Сами же организаторы, даже если становятся известны – выходят сухими из воды. Они не доступны для правосудия, имея какую-то просто фантастическую ускользаемость и защищённость. Из-за чего же они всё это организуют? Вряд ли ими тоже движет религия, думаю, причины тут будут или геополитические или же сугубо экономические (кровавый бизнес).

Полиция же, государственная система при этом, действуя в ответ на произошедший теракт – применяет не менее изуверские методы по отношению к потенциальным подозреваемым и даже заведомо невиновным, но способным вывести на реальных участников.
Насилие порождает насилие, зло ведёт к новому злу. Порочный круг замкнут и разорвать его возможно, только если уничтожить одно из звеньев страшной цепи, а это значит – прекратить насилие на каком-либо из этапов….
Но никто не идёт на это. Именно это страшнее всего на мой взгляд.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *