Bhool Bhulaiyaa / Лабиринт. Рецензия Лорелии
Фильм произвёл на меня очень сильное и тяжёлое впечатление. Хотя, казалось бы – ничего такого он не предвещал изначально. Ведь это чуть ли не ремейк ремейка. Идея неоднократно переснятая, заимствованная и перезаимствованная различными индийскими киностудиями друг у друга (я нашла подобные версии фильма на каннада, тамил, малаялам – уж не знаю какая именно из них более ранняя). Кроме того, кино создавалось, по всей видимости, исключительно с коммерческой целью. На это указывают все основные ингредиенты: звёздный состав, проверенная кассой и заимствованная история, наличие песен-плясок, чрезвычайно красивый антураж.
И, тем не менее, что-то есть в этом фильме не просто завораживающее, но какое-то зловещее что ли.
Прежде всего, меня поразил дворец махараджи. Большие роскошнейшие апартаменты, украшенные затейливым декором и резьбой, расцвеченные многоцветьем красок. Это не просто услада для глаз – это что-то поразительное.
Дворец – каменный наследник ушедших эпох, хранитель сказаний и легенд, семейных традиций и преданий, красивых и зловещих, страшных и добрых. Как гигантская дверь в полусказочное прошлое. Вазы, картины, старинная мебель, всевозможные безделушки, созданные для удобства и красоты.
Дворец, на мой исключительно субъективный взгляд – подлинный главный герой этой истории, а не просто место действия!
Еще, конечно же, поразительна сама история. Дело не столько в её запутанности, не в возможности или невозможности по ходу действия предсказать дальнейшие развёртывания событий, сколько в самой сути сюжета.
Есть ли призраки на этом свете? Существует ли на самом деле мир невидимый, мир сверхъественного? Действительно ли бывают неуспокоенные мятущиеся души, беспокоящие живых? Каждый не раз в своей жизни, так или иначе, задавался подобными вопросами, и фильм поэтому затрагивает эти всегда находящиеся в нашей душе струны и настраивает их на интерес к разворачивающимся событиям.
Причём на вопрос о сверхъественном и призраках, их наличии и отсутствии, возможности вселяться в людей – ответ здесь даётся отрицательный. Автор убедительно говорит нам, что всё подобное на самом деле лишь результат расстройства психики, патология, болезнь. Иногда излечимая, иногда нет. А известный и такой таинственный метод изгнания вселившихся в человека злых духов – экзорцизм – лишь вариант психотерапевтической методики, основанной на внушении и гипнозе.
Конечно, можно спорить с этим, а можно соглашаться. Но точка зрения сама по себе весьма любопытная.
При всём при этом всё действо весьма динамично, сюжет нигде не провисает, разворачивается живо и местами даже стремительно, при всей длине фильма он ничуть не создаёт впечатление затянутости. Периодически переживания и напряжение сдабриваются шутками, которые наполняют душу расслабляющими эмоциями. Героям сопереживаешь – причём я лично сопереживала настолько, что даже совершенно забыла следить за качеством игры актёров. Но в любом случае оно явно не было плохим.
И при всём этом – осадок в душе остался самый негативный. Думаю причин на то несколько:
1 — тяжело смотреть: во что психическое расстройство превращает хорошего человека;
2 — рациональный вариант объяснения — совсем не оставляет места для сверхъественного и необыкновенного, что невольно рождает разочарование;
3 — при всей захватывающести и качественности фильма, всё ж мне не хватило глубин, которая бы смогла смягчить тяжесть впечатления для меня.
В фильме очень сильно понравился один танец, но когда на ютубе я искала другие варианты этого фильма, то малаяламский в исполнении Шобханы на меня произвёл куда большее впечатление.
Судите сами:
1) хинди-версия:
2) малаялам версия:
Есть ещё варианты на каннада и тамил.