Avakai Biryani / Пряный рис. Рецензия Лорелии
Победа разума и справедливости в отдельно взятой деревне.
Глухая Богом забытая деревенька. Отсутствие удобств, нет ни канализации, ни водопровода и даже телевизор отказывается показывать. Обычная индийская провинция. Много бедных домов и даже совсем убогих хижин, почерневшие от палящего солнца люди. Бессердечие, жесткость и воровство председателя правления и его приспешника-головореза, держащих в страхе всю деревню. Молчание и забитость людей. И над всем этим безбрежное голубое небо и облака, меняющее цвет помногу раз в сутки. Нищета и красота. Яркость и убожество. Контраст на контрасте. Настоящая Индия! Наверное, именно за это я так люблю многие южноиндийские фильмы.
Это фильм о герое местного масштаба, о герое из народа, который выбился практически «из грязи в князи». Он был никем, сиротой, которому позволили жить в строении правления, который систематически заваливал экзамены в колледж и едва сводил концы с концами, работая деревенским авторикшей. И вдруг… Откуда ни возьмись появляется словно ангел, но не хранитель, а вдохновитель, чудесная обаятельная умная и во всех смыслах интересная девушка. И жизнь совершенно преображается.
Это кино, которое говорит нам всем и прежде всего индийцам, что невозможное – возможно. И даже не просто возможно, а ещё как ВОЗМОЖНО! Главное – это верить в себя, в свою правоту, в справедливость и важность своей цели и прикладывать к её достижению, все силы, которые у тебя есть без малейшего остатка. У каждого в жизни может быть шанс и его нужно поймать, им нужно суметь, и не испугаться воспользоваться. И даже если, кажется, что и шанса-то никакого нет на самом деле, это не повод отчаиваться и опускать руки. Если возможность не стучится в двери, значит нужно создать её самому, сделать невозможное возможным.
Если в деревне проблемы с санитарными условиями, нет водопровода и канализации, нет хорошей школы и вообще куча проблем и полное отсутствие благоустроенности, то не стоит сидеть сложа руки. Политики периодически в тех или иных целях (хотя бы ради агитации) ездят по стране, и значит не стоит устраивать для их встречи показуху, нужно говорить о своих проблемах и просить помочь их решить. Ведь, в конце концов, все эти чиновники посажены на свои места в качестве слуг народных и должны хоть иногда действительно служить не для своего личного, но для общего блага.
Если местный чиновник, ворует, притесняет и зверствует, следует помнить, что за «тёмные дела» — есть в законодательстве уголовном статья. А раз есть – значит возможно организовать, поймать и устранить такое руководство.
И наконец, самое главное. Индия многонациональная и многоконфессиональная страна. Наверное, ни в одной иной стране мира религии не представлены так богато: тут есть и буддизм, и ислам, и джайнизм, и сикхизм, и древний парсизм, и христианство, и, конечно же, многообразное количество направлений собственно индуизма. Поэтому, чтобы в деревне, штате и в конечном итоге во всей стране был мир и благополучие нужно помнить, что не человек существует ради религии, но религия для человека. Все мы – прежде всего Люди и только потом индусы, мусульмане, сикхи, буддисты и т.п. Различия в религии необходимо осознавать как естественное многообразие, как многоцветие и красочность, а не как глухие стены и непреодолимые границы, возводимые между жителями одной страны. Единство должно быть в многообразии и разнообразии, и только в этом единстве может быть сила и может быть будущее. А границы кастовые, национальные и религиозные рождают неприязнь, вражду, терроризм, конфликты и даже гражданскую войну.
Главные герои фильма – Акбар и Лакшми оказались разделенными предрассудками человеческими. И их главной целью стала борьба против них. Борьба, которую они вели вначале в собственном сердце, а затем в умах своих близких, родных и в целом окружающих жителей деревни. Ведь только выиграв эту борьбу, они смогут быть вместе. Причём достижение этой цели, оказалось неотделимым от борьбы за развитие своей деревни и за собственную способность преодолеть бедность и достичь успеха в жизни. Смогли ли они это реализовать? Смогли ли сделать то, что казалось невозможным? Сделали ли они сказку былью?
После всех рассуждений о смысле фильма хочется особо отметить, что это не типичный южноиндийский фильм по нескольким причинам:
1) Здесь нет обилия льющейся крови;
2) Здесь нет глубокой социально-психологической драмы, оставляющей болезненную рану в сердце чувствительного зрителя;
3) Здесь потрясающая романтика и искренность очень простых без малейшей игры на публику чувств;
4) Фильм буквально пропитан каким-то светом и чистой радостью, способной зажечь в душе оптимизм и веру в возможность светлого будущего.
Да, этот фильм – социальная сказка: очень чистая, светлая и наивная. Но эта сказка, которая доносит до зрителей нужные идеи; сказка, стремящаяся вдохновить людей и стать в их поступках былью…
Когда-то в нашей стране была очень популярна песня со словами: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!». Их бы можно сделать эпиграфом и к этому отзыву и ко всему фильму в целом.