Anwar / Художник Анвар. Рецензия Aeryn

Узник храма. Трагедия тонко чувствующей души.

«Знаешь, сынок, когда эти люди больше не в состоянии бороться с голодом и нищетой, они начинают бороться с нами. Ты умрёшь, а они будут счастливы, пусть всего на несколько секунд, но счастливы…»

С первых минут это произведение киноискусства сразу взмахнуло в моей душе на первое место. Мой путь к «Художнику Анвару» был долгим. Однажды случайно вспомнила о нём и решила посмотреть. Я не могла предположить такого. С первых кадров становится понятно, что это произведение не поверхностно и не пусто. Символичность и особенная атмосфера сразу говорят о том, что к нему нужно подходить в соответствующем настроении, его нельзя смотреть, отвлекаясь.

Огонь, пожирающий рисунок храма, разбивающиеся браслеты, перо павлина, мальчик, похоронивший бабочку. И скрывающееся за каждым символом этой картины о художнике огромное значение становится понятно лишь спустя время, окрашенное в яркие образы мыслей…

Парень вышел из автобуса на ночной дороге и нашёл приют от дождя в близлежащем храме. Утром он вышел к реке совершить молитву: он мусульманин. В нашем мире это определяет отношение к человеку и нередко решает его судьбу. Всё, что происходит дальше, просто полная символов притча о Страхе, о Трусости, о человеческой Слабости, о низких пороках и почти святых пророках, но больше всего о ЛЮБВИ.

Как это и свойственно притчам с философским подтекстом, каждый персонаж картины – олицетворение чувств человека, в каждом герое принятая за основу эмоция преувеличивается до нелепого гротеска и в таком виде предстаёт на суд зрителя, бросая вызов, показывая толпе её отражение в кривом зеркале. Персонажи, изначально наделённые парой-тройкой ключевых черт, проходят в критической ситуации каждый свой путь развития.

Анита – репортёр, отношения с любимым человеком дали трещину. Она ищет забвения в работе, мусульманин в храме – просто кстати подвернувшаяся возможность снять скандальный репортаж. Она, однако, не чужда искренности, в ней пока не мертво сочувствие.

Гопинатх – репортёр, или, может быть, этот параноик просто вообразил себя репортёром? Если Аниту её профессия с вечной погоней за сенсациями в силу личной трагедии подавляет, то Гопинатх – типичный образ мелкого человечишки, одержимого непомерно большой идеей поимки мирового зла в лице Осамы Бен Ладена или даже, на худой конец, Саддама Хусейна. А что, «американцы всё врут, они его не схватили». Гопинатх – пионер 4-й власти, он всегда готов к встрече с Осамой, всегда готов написать президенту Бушу суперважное письмо с подробными координатами.

Режиссёр по профессии, философ по жизни — он всё об этой жизни понял, он жил и любил, но любим не был. Теперь снимать истории о любви для него значит подарить другим мечту, для него самого несбыточную.

Министр – немного разбирается в подводных течениях в политике, настолько, насколько может его ограниченный ум, настолько, сколько должно быть достаточно для того, чтобы заставить податливую толпу кричать «Да здравствует наша Индия!», для того, чтобы заставить их на предстоящих выборах проголосовать за него. Ограничен и туп. К несчастью, «народ имеет то правительство, которого не заслуживает».

Вечный спутник глупого министра — в этом невесёлом цирке просто злой клоун. О его прошлом и будущем сообщается не много. Всё, что мы видим – настоящее, в котором он умудряется быть везде и командовать всеми. Едва ли не самый яркий персонаж картины.

Мастер Паша – в прошлом актёр, богат душой, беден деньгами. Философ, актёр, мужчина, жаждущий любви.

Инспектор Тивари – разрывается между работой и семьёй. Его трагедия в том, что «жена умирает от рака, ей осталось жить не больше часа», а он «вынужден изымать «валентинки». Священнику Анвар не отвечает, инспектору рассказывает о любви. Репортёру он поведает свою тайну…

Мехру – воспитанная в мусульманстве современная девушка. «Ненавидит Индию и хочет уехать в Америку. Ей кажется, что MTV это уже Америка, а Бритни Спирс – её кумир».

Удит – вырос в достатке, но насмотрелся на убогость своей страны и, как все, винит в этом других. Мечтает уехать в Америку, чтобы там не «жить, как собака».

Фильм открыто говорит о многом, находя свои ответы на мучающие всех вопросы, если только эти ответы можно найти.
«После 11 сентября Америка больше не может ждать. А что предпринимает правительство нашей страны? Пусть у нас нет небоскрёбов, зато есть древние храмы, святыни, места паломничества. Что делает правительство, чтобы всё это защитить?»

«Мусульманам говорили, что вы уедете в Пакистан, что останетесь в Индии, и там и здесь у вас будут равные права. До сих пор не могу понять, почему нас обманывали?»

«Современные фильмы так похожи на голливудское кино. Что Вы думаете об этом? – В этом нет ничего удивительного. Уникально лишь одно – Всевышний, Господь Бог, Аллах».

Индуизм и мусульманство, любовь и ненависть – Индия сегодня. Ислам, добровольно сделавшийся пленником сотен чуждых ему религий.

Тысячелетний храм, служивший пристанищем многим богам и богиням. Одинокий путник-мусульманин, искавший в храме покоя и защиты от непогоды. Он сам сделал себя пленником. Это ли не есть аллегория современной Индии, всего нашего мира? «Я мусульманин. Этим всё сказано. Моё имя не имеет значения».

Эта картина говорит о политике, религии, вере, современном индийском кино, о жизни людей, но больше всего о любви:
«Любовь это правда, самопожертвование и доверие. Любовь это всё. Наша жизнь так скучна без любви…»
«Когда внутри тебя много любви, тебе хочется ею поделиться, а когда оказывается, что делиться не с кем, просто можно сойти с ума».
«Я никогда не был талантлив, Анвар, и даже сегодня. То была любовь, она учит нас всему
».

Фильм, в котором зачастую актёрам массового кино, как, например, Санджаю Мишре, дали простор и разрешили мечтать… Фильм, в котором сильных характерных актёров отпускают в свободный полёт, вкладывая в уста каждого короткий, но ёмкий монолог… Фильм-аллегория, показывающий неприкрытую правду… Такой фильм был обречён на провал у толпы, но успех у каждого отдельного зрителя. Подойдите к нему в серьёзном настрое, почувствуйте, проникнитесь и поймите.

Mohabbat jise baksh de zindagani,
Nahi maut par khatm uski kahaani.

Mohabbat to ek jaaveda zindagi hai (Javeda Zindagi)

Любовь за другого жизнь готова отдать,
Не сможет смерть её полёт прервать.

Любовь, вот истинная вечная жизнь

«Я не знаю, кто ты, откуда пришёл и зачем. Но я точно знаю одно – тебе не удастся выжить…»

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *