Anniyan / Анниян / Незнакомец. Рецензия Лорелии
Фильм великолепен! Викрам – гениален!
Это чёрная комедия. Чёрная – потому, что здесь много тьмы – зла, мрачности, насилия, убийств, жестокостей, всевозможных извращённых способов истязаний и т.д., и т.п.
Фантазия автора тут практически кажется бесконечной. Однако, по ходу раскрытия сюжета выясняется, что все эти страсти-мордасти не выдуманы – а давным-давно были записаны на санскрите в одном из священных индуистских писаний: высасывание крови многочисленными пиявками, варение заживо в кипящем масле, тёмная пещера со взбесившимися от страха буйволами, замкнутое пространство, кишащее змеями и т.п. Причём снято всё так, что это не выглядит пугающе. Всё утрировано до такой степени, что превращается в гротеск, в пародию, которая подаётся как полностью серьёзная вещь и при этом остаётся всё той же пародией.
Однако здесь пародия не только на триллеры и детективы, здесь пародия буквально на всё: на кинематограф Индии с его трюками, песнями-плясками, обилием драк и практически обязательной любовной линией. Пародия на гламур, той части общества, которая живёт подражая западным нормам и ценностям, западной культуре, пародия на индустрию моды, пародия на попсу, которая тоже тяготеет к аля-западной эстраде и т.д.
Это фильм с очень острым, живым и крайне болезненным социальным подтекстом, гротескно, но крайне виртуозно обнажающий многочисленные пороки общества: разгильдяйство, лень, эгоизм, взяточничество, халатность, стремление получить наживу любым способом, уклонение от уплаты налогов и т.д. и в том же духе. Всего просто не перечесть. Все пороки не просто выявлены, но крайне обнажены, чрезмерно преувеличены и доведены до сатирического гротеска. Они просто выпирают сквозь сюжет фильма, бросаются в глаза, стремятся быть не просто узнанными и осмеянными – но запомненными и прочувствованными. Можно сказать – что у социальных пороков здесь собственное лицо и собственная далеко не второстепенная роль.
Фильм очень патриотичен. Действительно ОЧЕНЬ! Фильм, говорящий о том, что у Индии ДОЛЖНО быть будущее и ЧТО этому будущему мешает. И КАК убрать эти помехи. Фильм, в котором сквозь гротескно изображённое уродство восточного насилия просвечивает лицо восточной философии: — пороки общества, пороки сложившегося социального устройства могут быть исправлены только тогда, когда каждый начнёт их исправлять внутри себя. От частного к общему – от личности – к общей социальной системе – вот верный путь. И не может быть верным обратный путь – от общего к частному – никакие приказы, законы и постановления правительства сверху не изменят картины – не выправят социально-экономическую отсталость не решать проблемы при общем равнодушии и разгильдяйстве, пронизывающем систему снизу до самого верха. Всё просто останется на бумаге.
Викрам – можно сказать, что запал мне в душу с Бхимы. А тут просто поразил мой интеллект! Здесь мы видим Викрама в образе МУЛЬТЛИЧНОСТИ. Викрам един – но един в трёх личностях:
• Идеалист, ратующий за справедливость и правопорядок всего и всюду и плачущий от бессилия, когда у него ничего не выходит – брахмин Амби;
• Звезда подиума, гламурный плейбой, мачо, любимиц женщин, неподражаемый, обворожительный красавец, умеющий говорить сладостные поэтичные вещи, одурманивающие сердце женщины – Рэмо;
• Борец за справедливость методами Страшного Суда и адскими пытками по принципу, каждый грех есть именно ГРЕХ, независимо от степени его тяжести и за любое преступление есть только одно наказание – смерть – бог-смерти – Яма.
Викрам восхитителен, бесподобен. Потрясающая мимика в передаче характера персонажей. Неподражаемая смена образа, происходящая на экране буквально на ваших глазах. Трансформация за счёт актёрского таланта и мастерства!!! Я бы дала ему Оскар или какую-нить Премию Мира за эту роль триединого человека.
И наконец – самый важный момент.
Всё-таки – не смотря на триединство мультперсонажа – главная личность в этом герое – это брамин Амби. Праведник-идеалист. Безупречный человек. Безусловно – его благородство здесь тоже утрировано и доведено до смешного гротеска – но всё же… он остаётся, как правильно отмечает его друг полицейский – ИДЕАЛЬНЫМ человеком. Неким идеальным образцом, который фактически неспособен выжить в социальной среде, в гниющей и разлагающейся системе, неспособной к дальнейшему прогрессу. И кто же он для это общества – этот безупречный идеальный человек – ОН ЛОХ!!!! Всеми презираемый, всеми обижаемый. Всеми высмеиваемый. Начисто лишённый уважения. Ведь главная мысль сюжета – именно эта – вот такова доля любого по-настоящему хорошего человека в социальной системе. Он просто перетирается её жерновами…. Если конечно внутри него не созреет бог Смерти….