Udaan / Полет. Рецензия Лорелии
Фильм оказался неожиданно тяжёлым для просмотра. Есть вещи, которые конечно встречаются в реальной действительности, но которые выносить на экране, представленные чрезвычайно реалистично, во всяком случае, лично мне очень сложно.
Кино подымает проблему взаимоотношения старших и младших членов семьи так, как она часто бывает на Востоке. Уважение и подчинение старшим, практически беспрекословное послушание – одна из важнейших семейных ценностей. Однако, как говорили древние греки, всё хорошо, если оно в меру и ничто не должно абсолютизироваться. Здесь же именно такая абсолютизация и полное навязывание своего мнения патриархом младшим членам семьи.
Очень страшно было смотреть на жестокость. Страшно, когда такому обращению подвергается существо, заметно более слабое, а тем более и вовсе уж беззащитное.
Фильм с одной стороны снят в чрезвычайно реалистичной манере, переходящий временами в буквальный натурализм. Это непросто правдоподобие – это действительно сама жизнь, жизнь какой она бывает.
Фильм очень психологичен, характеры трёх основных персонажей тщательно проработаны до мельчайших деталей. Обстановка вокруг них и поступки как реакция на внешние обстоятельства и на поведение других людей – чётко обрисовывают внутренний мир каждого из них, их чаяния и стремления, их мировоззрение.
Понравилось, что, несмотря на жёсткость фильма, в нём много небольших поэтичных моментов, связанных с каждым из двух братьев, таких как блуждание в окрестностях города старшего или детские игры младшего.
Закадровая музыка местами очень красивая и гармонично дополняет, визуально воспринимаемое действо.
Младший братик – Арджун. Милое маленькое создание со светлым личиком полностью беспомощное перед произволом старших и более сильных. Сердце сжималось в комок, глядя на него. Особенно тронул момент, когда малыш пытался взять старшего брата за руку, ища в нём поддержку и защиту перед огромным миром, а тот досадливо стряхнул маленькую ручонку. Я вдруг почувствовала всю эту беззащитность… отсутствие ласки… жажду любить и быть любимым. Как малышу не хватало тепла и любви, ни от кого он её не видел, нигде её не мог получить.
Старший брат – Рохан – главный герой кинокартины. Очень понравился мальчик игравший его. Такое одухотворённое лицо, огромные близко посаженные глаза, очень умные. Уже не ребёнок, но ещё не взрослый. В нём, его характере, в его душе самым противоречивейшим образом переплелось всё типичное и нетипичное для его возраста.
Типичное: он подросток, взрослеющий мальчишка, любящий похулиганить. Его, как и всех подростков его возраста, прельщает романтика ночных похождений: тайком сбегать на киносеанс для взрослых, тайно покататься с приятелями на родительском авто, тайно курить и выпивать в баре, устроить драку и вовремя благополучно выбраться из неё; и романтика мужской дружбы.
Но с другой стороны – он всё же необычный мальчик. В его душе проснулся поэт, его тянет временами к одиночеству, его душу обуревают сильные чувства, рождающие очень красивые поэтические слова. Иносказательно, в стихах он выражает самого себя – раскрывает свой внутренний мир и своё восприятия мира внешнего. И это восприятие, как оно отражается в его ещё юношеской поэзии уже не по-детски глубоко, в чём-то аналитичное, в чём-то философское, в чём-то возвышенное, в чём-то фантастичное.
Отец – деспот и тиран. Человек раз и навсегда придумавший правила для своей жизни и только их считающий истиной в последней инстанции. Искренне верящий в то, что он вправе навязывать свои мнения и правила своим сыновьям, а те беспрекословно должны ему подчиняться. Человек с очень призёмлённым, абсолютно насквозь материалистичным и прагматичным мировоззрением. Ничего не видящий за пределами своих узких материалистичных взглядов и придуманных им раз и навсегда правил. Эти правила для него вся жизнь и весь мир. Только их он и считает правильными и справедливыми. Поэтому он искренне верит в то, что заставляя сыновей следовать им, поступает верно. Понять же своих детей, попытаться заглянуть в их души или хотя бы поверить, что за пределами его правил есть и ещё иной мир, и что не все его взгляды верны – он просто не в состоянии. Он истый фанатик собственно мировоззрения, нетерпимый к любому проявления инакомыслия и готовый подавлять его самым бездушным насильственным методом.
Фильм о внутренней борьбе, борьбе за свободу, против авторитарного внешнего принуждения, о борьбе за право на собственное мнение, на собственную жизнь и за свой собственный путь. Об очень нелёгкой борьбе со своими внутренними страхами и нерешительностью. О трудном пути к взлёту.
Серьёзное, глубокое, психологическое и качественно сделанное кино о людях, их отношениях и жизни вообще.