Трилогия о дакотах. Обзор Pol’a
Ох, и полезным оказался фильм Sonchiriya!
Недавнее обсуждение рецензии на этот фильм привело меня к непреодолимому желанию посмотреть еще две картины про индийских дакотов — Paan Singh Tomar (Паан Сингх Томар) 2012 года и Bandit Queen (Королева бандитов) 1994 года (на большой экран фильм вышел в 1996 году).
Надо признаться, что “Паана Сингха” я смотрел (сравнительно давно) и практически забыл сюжет. Осталось лишь странное впечатление, как о таком, довольно среднем фильме. Однако, интерес был настолько велик, что пришлось освежить в памяти эту ленту. И что удивительно, дело это оказалось отнюдь не бесполезным. “Паан Сингх” заиграл новыми красками, стал для меня более понятен. Ну а “Королева бандитов” — это вообще отдельный разговор.
На волне впечатлений возникла идея сравнить все три картины, описывающие жизнь дакотов, действующих примерно в одно время и одном месте — в долине реки Чамбал.
Начну свой сравнительный анализ с краткого резюме фильма Sonchiriya. О чем этот фильм? Он о людях. В фильме есть главный герой Лакхна (Сушант Сингх Раджпут), но в тоже время есть и несколько ярких второплановых ролей, раскрытых и сыгранных просто блестяще, во время просмотра картины за ними столь же любопытно наблюдать, как и за главным героем. То есть, реально в фильме пять (как минимум) интересных и самобытных персонажей. В картине не находится места для описания того, каким образом трое из них, в том числе и главный герой Лакхна, стали бандитами. Но есть прекрасный рассказ о смысле их существования в банде, о целях, которые они преследуют. Этот фильм об искуплении, о цене человеческой жизни. Фильм невероятно реалистичен и трагичен.
“Паан Сингх Томар” рассказывает нам биографическую историю о том, как известный индийский спортсмен-легкоатлет становится дакотом-повстанцем. Но что привело его к этому решению? И вот тут-то мы получаем очень четкий и однозначный ответ — несправедливость, царящая в индийском обществе того времени, зависимость судов и полиции от местных авторитетов. Главный герой не смог добиться честного разрешения семейного конфликта, который постепенно перерос в физическое рукоприкладство. Паан Сингх Томар (Иррфан Кхан) берет в руки оружие, собирает банду из родственников и сочувствующих, и пытается самостоятельно навести порядок на своей территории. Он отдает себе отчет в том, каков будет его конец. Но это его только раззадоривает — ведь он спортсмен и просто обязан прийти к финишу. Ров с водой, преодолеваемый им в спорте сотни раз, как последний рубеж, становится таким символом границы между жизнью и смертью.
В отличие от Sonchiriya, фильм про Паана Сингха более прямолинеен. Примерно половину времени картины отведено его армейским будням, где он спортсмен, приносящий награды своей стране. Он патриот, будучи военнослужащим и спортсменом, уж простите, немного “дубоват” по части исполнительности. Но в те дни, когда он ищет справедливость и законность, страна забывает о его былых заслугах (в общем-то стандартное развитие сюжета в любом кинематографе). И вот он уже жесткий, но справедливый повстанец, отвергнутый страной. Но зато вся страна теперь знает, кто такой Паан Сингх Томар. Ну и мораль — нельзя забывать про знаменитых людей, добывавших славу своей Родине.
Ну а что насчет “Королевы”?
Это тоже байопик о женщине, которую зовут Пхулан Деви (её играет Сима Бисвас), возглавившей одну из банд дакотов, обитавших в долине реки Чамбал в 70-х годах XX века. В фильме с невероятной жесткостью показан её неотвратимый путь в бандиты, который для десятилетней девочки начался с “продажи” её отцом в жены взрослому человеку, а по сути с совершенного насилия над ребенком. Дальнейшие развитие истории Пхулан приводит зрителя к однозначному выводу, что у нее не было другого выбора. У нее был единственный вариант продолжать жить — взять в руки оружие и отвечать насилием на насилие.
Фильм снят в артхаусной манере с реализмом, непостижимым для 1994 года. В нем присутствует много жестоких сцен с неоднократными изнасилованиями Пхулан, в том числе и групповым, с многочисленными убийствами, и даже бойней “мирных” жителей-мужчин деревни (которые, в общем-то, получили по заслугам).
Честно говоря, этот фильм стал для меня огромной неожиданностью. Снять такое кино в Индии в 1994 году — это просто за пределами моего понимания! Даже для сегодняшнего дня — это выглядит очень смело. Ну а что говорить о временах 25-летней давности?!
Не удивительно, что фильм получил Национальную кинопремию за лучший художественный фильм на хинди, премии Filmfare Critics Award за лучший фильм и лучшую режиссуру, а игра Симы Бисвас была оценена премией за лучший дебют.
Есть интересный общий момент между фильмами Sonchiriya и Bandit Queen. И в том, и другом фильме есть персонаж Ман Сингх, которого играет один и тот же актер Манодж Паджпаи. То есть, через 25 лет он “вошел в ту же воду” второй раз, сыграв свой персонаж немного в другой истории!
Там же в Птичке мы встречаем банду, руководит которой женщина по имени Фулия. Этот персонаж фильме воспринимается, как прообраз Пхулан Деви.
Все три фильма достойны того, чтобы их посмотреть хотя бы один раз. Но если выстроить личный условный рейтинг, то он, пожалуй, выглядел бы так. Сравнивая все три картины по сумме качеств — сюжет, режиссура, игра актеров — на первое место я бы все-таки поставил Sonchiriya — жесткий, неоднозначный, многоплановый, с качественно проработанными персонажами. А второе место я бы определил за Bandit Queen, принимая во внимание режиссерскую смелость на грани фола и, безусловно, очень сильный дебют Симы Бисвас. На последнем месте Paan Singh Tomar — софт (или лайт) версия дакотской «романтики»
Pol , получается да?. Посмотрела Сончрия из за Сушанта. Да, фильм конечно не развлекалово, скорее больше относится к альтернативному кинематографу. Жаль Сушанта при жизни ни критики ни зрители не оценили. Даже не номинировали, скоты?
Падмини написал(а):
Это имеется в виду Габбар Сингх возглавлял банду дакотов?
Что интересно, полицейского (Саджив Кумар) по фильму зовут Тхакур Балдев Сингх!
Пол
Спасибо большое за твой разбор условной дакотской трилогии.
Я практически со всем выше изложенным согласна.
Могу только добавить, что фильмы о дакотах — не являются какой-то редкостью в индийском кинематографе.
Эта тема была в кино частой гостьей , начиная с 30-х гг. Но до «Королевы бандитов» фильмы о них снимали в совершенно ином, нереалистичном и традиционном для коммерческого кино ключе.
Поэтому фильм Шекхара Капура стал революционным в этом вопросе, как и многих иных.
Стоит хотя бы вспомнить знаменитейший Sholay 1975 года реж. Рамеш Симппи.
Ekaterina написал(а):
она театральная изначально, ее Капур из театра и выцепил. а в театральный институт берут скорее за талант, пусть даже и в Индии
Спасибо Pol!
Для меня «Королева бандитов» — это было нечто!!! Действительно очень смелый фильм и до сих пор смотрится на уровне, а Сима так выбивается из общего строя болливудских актрис, такой контраст, что у меня был только один вопрос: как такая девушка, с такими данными и смогла стать актрисой?!…
Остальные фильмы не видела, но теперь хочется посмотреть.