Sui Dhaaga / Нитка с иголкой: Сделано в Индии / Шарат Катария (2018). Рецензия Падмини
Горечь и сладость
Мауджи (Варун Дхаван) — работник магазина, продающего швейные машинки, живёт в маленьком провинциальном городке с узкими улочками и тесно прижимающимися друг к другу небольшими частными домиками, один из которых является его родным. Он оптимист из тех, для кого, стакан всегда наполовину полон. Однако, скучная серая реальность и унылый быт, в котором он и его семья не столько живут, сколько прозябают, вызывают желание думать, что стакан скорее наполовину пуст. Родом он из семьи профессиональных ткачей, но из-за того, что его дед прогорел на этом поприще и вверг семью в крайнюю бедность, его отец (Рагхувир Ядав) отказался от этой деятельности, став наёмным работником и требуя, чтобы сын следовал по его стопам. Однако босс и его сынок-изувер, держат Мауджи не просто как усердного и сверх-исполнительного продавца, но и как шута горохового, заставляя того развлекать клиентов и гостей даже в нерабочее время, изображая собачек и обезьянок. Однажды за этим унизительным представлением его замечает собственная жена — Мамта (Анушка Шарма). И молодой мужчина отчётливо читает на её лица ужас смешанный с отвращением. Только после этого Мауджи осознаёт, что так зарабатывать средства на жизнь отнюдь не является чем-то нормальным. И при поддержке Мамты старается уговорить своих родителей позволить ему возродить, давно оставленный семейный бизнес.
Это очень душевная история о самоуважении и достоинстве личности, снятая в самом сердце Индии — в Махараштре, маленьком городке Чандери. Причём в том же самом, в котором снималась и Stree. И главные герои в обоих фильмах — профессиональные портные, отличающиеся необыкновенным мастерством. Если Вики (Раджкумар Рао) из Stree был способен снять мерки одним взглядом и сшить платье за пол часа, то Мауджи как более реалистичный и приземлённый персонаж, отличается способностью придумать и изготовить новую оригинальную модель одежды из самой простой ткани так, чтобы она и выглядела эстетично, и была практична в использовании. Сюжет Sui Dhaaga достаточно простой и предсказуемый. Но в нём как в искусном гобелене красота скрывается в мелочах и деталях. Так, например, одна из закадровых песен исполняется в тот момент, когда Мамта и Мауджи едут в автобусе, который нещадно трясёт и подбрасывает на ухабах. А пассажиры синхронно раскачиваются то взад и вперёд, то из стороны в сторону в такт его движению и одновременно в ритм звучащей музыке. Продвигая марку «сделано в Индии» фильм способствует возвращению традиционных форм прикладного искусства. Рассказывает о необходимости развития малого бизнеса как формы, способной дать вторую жизнь старинному ремесленничеству. Чистая, даже невинная история призывает вернуть честность и красоту в семейные и деловые отношения, колеблясь между реализмом, социальной пропагандой и сказкой для взрослых в почти диснеевской стилистике. Даже закадровая музыка здесь больше похожа на типичную западную оркестровку для кино и только в редких песнях проскальзывают национальные мотивы.
Как и в дебютной работе Шарата Катарии — Dum Laga Ke Haisha / Отдай свою энергию / Моя невеста XXL здесь главное очарование заключается в персонажах, правдиво воссозданных благодаря мастерству актёров. Варун Дхаван в этом году сумел убедить всех критиков, что способен играть неярко, реалистично, передавая на полутонах глубину и особенности характера персонажа. Он старательно чистит обувь, заваривает чай, сосредоточенно шьёт, деловито управляет велосипедом. Его Мауджи спокойный и уравновешенный от природы, круто меняя свою жизнь преображается и эмоционально: становится взволнованным и чувствительным. Мамта в исполнении Анушки Шарма едва ли не ещё более чудесна в своём нетривиальном сочетании робости и силы духа, кротости и твёрдости, заботливости и решительности. Она служит вдохновением для Мауджи, который смеет дерзать к воплощению своей мечты, потому, что Мамта верит в него. Прекрасен и Рагхубир Ядав в роли жаждущего спокойной и сытной жизни старика на пенсии, ворчливого и предубеждённого, но при этом сентиментально рыдающего над сериалами. Его супруга в исполнении Ямини Дас, с одной стороны, не отдавая себе отчёта беззастенчиво эксплуатирует послушную невестку, а с другой, готова жертвовать своим слабым здоровьем ради того, чтобы еда и питьё подавались всем в доме вовремя и свежими.
Самое же важное в фильме то, что ради осуществления своей мечты Мауджи и Мамта должны действовать вместе, как единое целое, помогая и поддерживая друг друга в трудную минуту. Их портняжный бизнес — их общее семейное дело. Они муж и жена, и деловые партнёры одновременно. В то время как изначально, даже будучи женаты несколько лет, они совсем не знали друг друга. Это был брак по договорённости, в котором молодые не были знакомы до свадьбы. Но и после неё, у них, долгое время за суетой и заботами не было никакой возможности побыть наедине, даже попросту подержаться за руки, не говоря уже о чём-то большем. И только борясь за право открыть и развивать дело своей мечты, они постепенно узнают самих себя и друг друга и начинают работать также слаженно, как нитка с иголкой. Ведь Мауджи обладает необходимым для дела мастерством, а Мамта служит генератором свежих идей.
Да, Шарат Катария умеет воплощать вымысел так, что тот выглядит реалистичным, психологичным и утончённым, но к сожалению не решается выдержать этот превосходный стиль до конца, щедро приправляя свою историю сказочным клише и сиропом. Ведь зрителю зачастую сладкая ложь милее любой горькой правды.
© Падмини
Замечательный, развернутый отзыв, действительно мотивирующий на просмотр. Спасибо. Люблю Анушку и я обязательно посмотрю этот фильм. 😉
Падмини,огромное спасибо за такую замечательную рецензию!Сразу посмотрела фильм,он оставил такую нежную теплоту в сердце.Особенно порадовала Анушка,до этого я видела её только в «Эту пару создал Бог».Такая простая девушка с виду,но такая непростая в душе.Мне очень понравилось,как она показала свою героиню,даже не показала,а «жила» ее жизнью.
Падмини,ещё раз спасибо за Ваш труд.
Падмини написал(а):
Фильм уже смотрела, но я с удовольствием прочла вашу рецензию.
Фильм не на один раз, буду обязательно пересматривать.
Благодарю.
Admin написал(а):
Очень рада, что моя рецензия подтолкнула на просмотр!
Падмини, спасибо за рецензию, с теплом написана! Я буквально вчера посмотрела. Фильм оставил приятные эмоции, понравился игрой актеров, и история неплохая — мотивирующая! Бесспорно, добрый и светлый. Я ничего особого не ждала, поэтому просто отдохнула при просмотре. Ванилька в финале умилила и показалась отсылом в мелодрамы 80-х, но в сравнении с Satyameva Jayate, который я заценила на днях, это цветочки ))).
Спасибо отписавшимся и прочитавшим.
Фильм очень хороший. Актёры просто шикарно сыграли абсолютно все.
Снято несколько не последовательно. Однако в противном случае, кино стало бы арт-хаусом и на него не шла бы публика. Поэтому горечь реализма щедро разбавили сахаром и немного пряностями.
В любом случае фильм очень даже достоен просмотра за то, что поднимает важные вопросы, актуальные не только для Индии. И за то, что призван вдохновлять других.
Спасибо за рецензию, Падмини! Мне тоже понравились и Анушка, и Варун. Хотя я считаю, что они могут лучше. Но здесь слишком специфический сценарий, не позволивший им раскрыть себя шире.
Понравилась оригинальная находка — минитанец в автобусе.
Варуну явно не идут усы. При этом они очень правильно вписываются в образ главного героя — простоватого, совершенно не требовательного к себе и своей внешности
Спасибо за рецензию! Очень светлый и чистый фильм. Наивность в проявлении пробуждающихся чувств, неловкость и медленное сближение главных героев, все это дарит нам очаровательную историю без особого гламура и с лёгким налетом диснеевской сказки.
Так замечательно написали о фильме, спасибо! Мне очень понравилась эта история, за исключением, может быть, последних 10-15 минут, и чуточку не хватило развязки в отношениях между героями. Отличная работа Варуна, уважаю его за этот фильм и за Октябрь, и Анушка тоже впечатлила. Второстепенные актёры все прекрасны. Уже неделю хожу под впечатлением о фильме, не отпускает) Шарат Катария настоящий художник, только бы не боялся добавлять поменьше сиропа)