Сучитра Сен — актриса, оставившая в индийском кино след, размером в вечность
Сучитра Сен была самой популярной актрисой, которую когда-либо видел бенгальский кинематограф. Ее неземная красота в сочетании с феноменальным присутствием на экране и огромной популярностью в прокате, особенно с актёром Уттамом Кумаром, вознесла ее в культовый статус. Фактически, она создала новый образ в бенгальском кино — выразительной, хотя и трагической героини, стремящейся к независимости вне семьи и традиций.
Сучитра (урожденная Рома Дасгупта) появилась на свет 6 апреля 1931 года. К сожалению, ее дебют в кино состоялся в так и не вышедшем фильме «Shesh Kothaimade», снятом в 1952 году, но, к счастью для Бенгалии, в следующем году она впервые сыграла с Уттамом Кумаром в «Sharey Chuattar».
Эта искрометная комедия также стала прорывом для режиссера Нирмала Дея и имела огромный успех в прокате. Однако сегодня его помнят больше как первый фильм Кумара и Сен, а не за собственные достоинства, что немного несправедливо.
Уттам и Сучитра стали иконами бенгальских романтических мелодрам, превратив свои проекты в самостоятельный жанр. Среди популярных фильмов этой пары можно выделить «Забытую мелодию» (1957), «Индрани» (1958), «Брачный круг» (1961), «Бипашу» (1962).
Их фильмы были известны крупными планами с мягким фокусом, особенно Сучитры, которые задавали тон всей картине. Роскошно смонтированные романтические сцены на фоне ветреных просторов, поэтические закаты, изящно декорированные интерьеры с развевающимися занавесками, букеты роз, а также завораживающее исполнение актеров — все это отличало фильмы Сучитры и Уттама от других.
Но, возможно, самым большим театральным триумфом актрисы стал фильм «Семь узлов / Saat Pake Bandha» (1963), где она сыграла Арчану — девушку, которая пытается уйти от своей властной матери, но та продолжает вмешиваться в ее жизнь даже после замужества.
Тонко проработанная игра Сучитры Сен принесла ей награду за лучшую женскую роль на Московском международном кинофестивале в 1963 году, а сам фильм пересняли в Болливуде под названием «Чистый лист бумаги» (1974), где роль Сучитры исполнила Джая Бхадури.
Сучитры Сен в Бенгалии не подвергалось сомнению, а вот появление в Болливуде было редким и сравнительно менее успешным. Причину этого трудно понять, поскольку ее экранное присутствие в ее фильмах на хинди было столь же ошеломляющим, как и всегда. Возможно, из-за языковых проблем, некоторые из ее ролей выглядят немного неестественно и сдержанно.
Ее первым фильмом на хинди был «Девдас» (1955) Бимала Роя, где она сыграла Парвати в паре с Дилипом Кумаром. Именно ее чуткая игра и меланхоличная красота придала фильму необходимый тон высокой добродетели, благородной жертвы и преданности.
Сучитра снялась в нескольких других фильмах, но успех, которым она пользовалась в своем родном штате, ускользнул от нее в Бомбее. В 1966 году, однако, вышла драма «Материнская любовь» — ремейк ее бенгальского фильма «Месяц Фальгун / Uttar Falguni». За роль матери-куртизанки и дочери-юриста актриса получила приз на Московском международном кинофестивале.
Но самым большим хитом Сен на языке хинди стал «Гроза», где она сыграла уязвимую, но амбициозную женщину, покинувшую дом и мужа, чтобы стать политическим лидером. Фильм вызвал споры из-за ее роли, которая, как говорили, была основана на жизни Индиры Ганди и даже был временно запрещен.
Сучитра Сен ушла из кинематографа в 1978 году и с тех пор вела затворнический образ жизни. Преданная миссии Рамакришны, она погрузилась в медитации и молитвы. Ее дочь Мун-Мун Сен и внучки Рия и Райма также стали актрисами.
Сучитра Сен покинула этот мир 17 января 2014 года в возрасте 82-х лет.
Мила — Bollywoodtime